ВОЗВРАТ                                       

   
      
Март 2008, №3         
   
Приближение к истине_______________     
 
 
ЛИТОВСКАЯ ДРАМА                                    
По следам публикации                                         
                              

            А вот еще документы, которые нам оставила история
           
/по материалам музея "Яд Вашем"/

            Литва

            В те же 20-е годы, когда Жаботинский писал о пропитанном антисемитской отравой воздухе Украины, еврейская автономия в независимой Литве стала образцом того, о чем могли только мечтать евреи в других странах Восточной Европы. В 30-е годы замечательный еврейский поэт и выдающийся сионист Хаим Нахман Бялик,посетивший тогдашнюю столицу Литвы Каунас, написал под впечатлением увиденного, что если Вильнюс называют Иерусалимом Литвы, то сама Литва достойна называться Израилем диаспоры. По словам лидера сионистов Вильнюса Якова Выгодского, Каунасская Литва была раем по сравнению с Виленской Литвой, присоединенной к Польше.
             Почему же тогда в Литве, в которой в период между двумя мировыми войнами не было кровавых погромов (как в Румынии в Германии,на Украине), не было антисемитских законов (как в Венгрии), не было антисемитских публикаций (как в Польше), - процент уничтоженных евреев был самым большим в Европе? Почему история «Литовского Иерусалима» - Вильнюса
- закончилась в Понарах? - спрашивает литовский историк Вигантас Варейкис.
     
      Однозначного ответа не существует, но размышляя над этим следует помнить, что история еврейства Литвы не ограничивается периодом между двумя мировыми войнами. Вглядываясь в историческую перспективу литовско-еврейских отношений, складывающихся на протяжении нескольких столетий выделим некоторые их особенности:
            Две замкнутых в себе общины, которые существуют бок о бок, практически не пересекаясь (за исключением чисто экономических интересов).
           В Литве достаточно стойко держатся антисемитские предрассудки, носящие фольклорный, отчасти сказочный характер, базирующиеся на народных суевериях и являющиеся частью религиозного мировоззрения, специфического для сельских местностей Восточной Европы. Ассимилированные евреи Литвы тяготели к культуре метрополии - будь то Россия или Польша - не знали литовского языка и потому ассоциировались с чуждой властью, и представлялись группой, враждебной идее литовского национального возрождения.
             Еврейский капитал и еврейская буржуазия, которые внесли существенный вклад в развитие и модернизацию экономики независимой Литвы [!], стали на определенном этапе восприниматься только как конкуренты, мешающие продвижению местной литовской буржуазии.
              Подобно тому как это происходило на Украине, в мае 1939 года в Литве создается подпольная нацистская партия во главе с Валдамарасом, руководство которой с началом советской оккупации в 1940 году бежит в Берлин, где при поддержке немецких властей и бывшего литовского посла в Берлине К.Скирпы превращается в крупную фашистскую организацию ЛАФ - Фронт литовских активистов. Именно они - под лозунгом национального возрождения - становятся впоследствии одним из проводников идеи еврейского геноцида на территории Литвы.
              Так же как и до этого на Украине, в глазах рядового литовского обывателя евреи, как национальное меньшинство, были более других ответственны за поддержку режима советской оккупации и за репрессии против литовского народа в этот период. Мало кто обращал внимание на такие факты как то, что 57% национализированных [!] предприятий принадлежали евреям [!], что наряду с литовскими националистами гонениям подвергались сионисты [!], что раввины преследовались наравне с католическими священниками, что 4% депортированных были евреями, что большинство среди стоящих у власти в советский период составляли русские и литовцы (по данным Варейкиса и Айдентаса). Зато бросались в глаза те немногие евреи, которые впервые в литовской истории оказались на высоких постах и то, что простые евреи в основном приветствовали приход Советов, видя в нем для себя меньшее зло по сравнению с нацистской оккупацией (среди них был значительный процент тех, кто либо бежал из оккупированной Польши, либо имел там близких родственников).
              Трагическое стечение обстоятельств - самые страшные сталинские депортации состоялись 14-15 июня 1941 года - за неделю до немецкого вторжения и были еще слишком свежи в народной памяти.
              Все это привело к тому, что при всем различии исходной ситуации в двух странах, в Литве так же, как на Западной Украине, кровавые погромы начались по местной инициативе, опережая решения немецких оккупационных властей.

                         
          Что чувствовали «стоящие в стороне»    
   
          
           Литовские солдаты и местные жители заставляют еврея плясать себе на потеху


                                                                                                          
                                                                                                           Злорадство


        Из дневника доктора Елены Буйвидайте-Куторгене (июнь-декабрь 1941 года)

               25 июня... Светлый, ясный, жаркий день. Немцы в городе. Началось...
 
             Сегодня город обильно украшен литовскими национальными флагами... На улицах масса вооруженных людей с национальными повязками. Люди очень несимпатичные, зверские, ходят с ружьями наперевес. Ведут евреев поодиночке и группами, с тоской вглядываюсь в них... Врезался в память высокий, элегантный пожилой еврей с бледным лицом, спокойным и полным решимости, затем группа женщин, стариков.
              Впереди одной из таких групп шла супружеская пара; пожилые люди, они нежно поддерживали друг друга. Поразило меня бледное лицо молодого еврея в длинном сюртуке, шедшего с гордым, вызывающим видом... Толпа вокруг на Лайсвес аллее издевалась, злорадствовала, хохотала, смеялась над проходившими. Ко мне подошла какая-то немолодая дама со слезами на глазах: «Как ужасно, что люди могут радоваться по такому поводу». Я была потрясена всем виденным, разбита. У тюрьмы стояло тоже очень много любопытных. Подъехал голубой запыленный автобус из провинции, из которого, грубо подгоняемые, вышли тридцать евреев, Они прошли через шпалеры вооруженных, которые грубо и зло кричали: «Скорее!» Вокруг стояли и злорадствовали, И откуда эта злоба, эта жестокость? С каким-то сладострастием ведут эти «партизаны», упоенные, видимо, своей властью, носятся вокруг с ружьями с видом победителей.
                    В.Гроссман, И.Эренбург (ред.), Черная книга, Вильнюс, Йад, 1993, стр. 300.

Лоренс Рис (ред.) Дорога в Треблинку

              Сразу после немецкого вторжения в Каунас, 16-летняя литовская девочка по имени Вера Силкинайте шла мимо городских гаражей, расположенных в стороне от центра. Она натолкнулась на группу возбужденных людей, и поначалу ей показалось, что это обычная пьяная перепалка. Подойдя ближе, она увидела, что один из них лежит на земле, тяжело дыша, а другие стоят вокруг, держа в руках дубинки. Это не была пьяная потасовка - литовцы, выпущенные немцами из тюрьмы, били смертным боем безоружного еврея. «Я испугалась до смерти, - рассказывает она, - я была парализована страхом, я просто не могу передать, что я чувствовала. До сих пор все это стоит у меня перед глазами». В толпе, наблюдавшей за убийством, раздавались одобрительные возгласы и выкрики: «Бей жидов!», а один из мужчин поднял повыше своего маленького сынишку, чтобы тому было лучше видно происходящее.
              У Веры не укладывалось в голове, как мог малыш на это смотреть. «Что из него после этого вырастет, если он вообще понимает, что происходит? Чего можно ожидать от тех, кто криками поддерживает убийц?»

                                              
                                               Каунас, июнь 1941 года. После погрома

 


"Стоящие в стороне" - участники и зрители        

Ирит Абрамская 
Ноа Сигал
                

https://www1.yadvashem.org/education/Russian/bystanders/bystanders.htm#top

Уважаемые читатели! А что знаете вы об этом? Приглашаем принять участие в обсуждении темы на страницах Гостевой книги.  Будем рады вашему мнению!          
 

См также:  Литовская драма. По следам публикации.
                   М.Буянов. Холокост и психика.
                  
В.Люлечник. Холокост. Малоизвестные страницы.
                  
В.Люлечник. Неизвестный Холокост. Литовский вариант.
                   С.Фрумкин. Литовская драма.
 

                        НАЧАЛО                                                                                                                                                                                        ВОЗВРАТ