ВОЗВРАТ                                         

   
     
Июнь 2006, №6      
 
Литературоведение___________________      
Анна Фалилеева        

   
ПУШКИН – НАШЕ ВСЕ!                                                     

 

        Мы все привыкли с детства слышать, что Пушкин - гений и что он писал легко и просто. Однако на самом деле это было совсем не так. Рукописи поэта свидельствуют, что работал он над своими произведениями много и упорно. Ученые, изучавшие его рукописи, отмечают, что Пушкин очень много работал над совершенствованием текста своих произведений, и писательство давалось ему далеко не так легко, как нам это сегодня кажется.
      С легкой руки Рылеева современники Пушкина, и за ними и все остальные, утверждали, что Пушкин - гениальный поэт, но, в то же время, будто бы он мало что смыслил в истории или философии. Привычный облик легкого, веселого, любившего женщин поэта как-то не очень ассоциируется с мудрецом и философом. Однако это было именно так. Только сейчас мы постигаем, каким образованнейшим и мудрейшим человеком своей эпохи был Пушкин.
       Может быть, такое упущение - непонимание глубины пушкинских знаний - было допущено потому, что многие исторические работы Пушкина были незакончены и поэтому просто малоизвестны. Хочу остановить ваше внимание на нескольких исторических работах Пушкина, а также на одной малоизвестной, но сенсационной новости - на том, что недавно были обнародованы сведения о научном архиве поэта, который раскрывает его мировоззрение не только как историка, но и философа и… математика.
        Но давайте вначале поговорим о неизвестных страницах биографии и творчества Пушкина, раскроем для себя новые грани его таланта. Великий польский поэт Адам Мицкевич писал о Пушкине: "Когда говорил Пушкин о политике внешней и отечественной, можно было думать, что слушаешь человека, заматеревшего в государственных делах и пропитанного ежедневным чтением парламентских прений".
      Рукопись незавершенной "Истории Петра
I", запрещенная Николаем I, а затем потерянная, была найдена после революции и напечатана лишь в 1938 году, через сто лет после смерти поэта. Однако появление нового тома в собрании сочинений Пушкина прошло незамеченным. Ученые потратили много лет на то, чтобы раскрыть шифр, который использовал Пушкин, и понять, что он написал.
       Другим важнейшим незавершенным произведением Пушкина, относящимся к запретной части его наследства, являлись Автобиографические записки Пушкина. Он был вынужден их сжечь после 14 декабря 1825 года. Ученым удалось выяснить, что разбросанные под случайными заголовками по различным томам сочинений, иногда неожиданным для нас образом включенные самим поэтом в другие произведения страницы, - это выдержки, которые когда-то входили в состав его Автобиографии. Мы наивно думаем, что знаем о Пушкине все. Но это далеко не так. Ученые продолжают изучать эти два неизвестных при жизни поэта произведения, находя все новые и новые отрывки, расшифровывая то, что Пушкин зашифровал, надеясь на то, что когда-то его потомки смогут прочитать его шифр.
       Рукопись "Истории Петра" была найдена в Лопасне, недалеко от Москвы. Там, в усадьбе, куда переехал летом 1917 года внук поэта Григорий Александрович Пушкин, был обнаружен случайно затерявшийся ящик с бумагами. В найденном ящике лежали двадцать две тетради. Это и была рукопись пушкинской "Истории Петра
I". Н.Смирнов, близко общавшийся с поэтом в последние годы, писал: "С усердием перечитал он все документы, относящиеся к жизни великого нашего преобразователя, все сочинения, о нем писанные, рылся в архивах". По свидетельству современников, Пушкин посетил все архивы Москвы и Петербурга. Взгляды Пушкина на основание Петербурга были совершенно новы для того времени и обнаруживали в нем великого и глубокого историка, а не только поэта. Недаром Белинский говорил, что историческая проза Пушкина кажется писанной на меди и мраморе. Один из других его современников подчеркивал, что познания Пушкина в области истории, науки, а также техники были поистине универсальными. В его поэтических и прозаических произведениях, в его переписке мы находим упоминания и оценки многих выдающихся достижений материальной и духовной культуры древних Восточных госдуарств и греко-римского мира, средневековой Европы и Петровской Руси, современных ему государств Запада и России первой трети 19 века.
      П.Вяземский отмечал: "В Пушкине было верное понимание истории. Принадлежностями его были ясность, проницательность и трезвость. Я находил в нем сокровища таланта, наблюдений и начитанности о России, особенно о Петре и Екатерине, редкие, единственные. Никто так хорошо не судил русскую новейшую историю".
       В своей работе Пушкин сравнивает Петра с Наполеоном и Робеспьером и называет Петра гением всеразрушительным и всесозидающим. Взгляд на эту личность у него сложный и неоднозначный. С одной стороны, он приветствовал реформы Петра, изменения, которые он внес в жизнь России. С другой стороны, он осуждал его за истребление и подавление дворянства, так как считал, что независимое от царя родовитое дворянство могло и должно было явиться противовесом неограниченной власти самодержавия, принимая на себя тем самым функцию защиты общенародных интересов. Под истореблением дворянства Петром Пушкин подразумевал удар, нанесенный им древним родам, и предоставление новым людям возможности становиться дворянами не по праву рождения, а путем получения введенных Петром чинов. "Арап Петра Великого", "Полтава", "Медный всадник" - все эти произведения свидетельствукют о том, как глубоко задел Пушкина образ Петра и как много на самом деле он думал об истории России. Даже в предшествовавший дуэли последний месяц Пушкин продолжал работать над своей "Историей Петра".
     
 Именно такой, мудрый и зрелый, Пушкин предстает в одном из своих последних стихотворений. Как непохож такой Пушкин на общепринятый образ!

                                             Оставя шумный круг безумцев молодых,
                                       
      В изгнании моем я не жалел об них,
                                         
   Вздохнув, оставил я другие заблужденья,
                                          
  Врагов моих предал проклятию забвенья,
                                          
  И, сети разорвав, где бился я в плену,
                                          
  Для сердца новую вкушаю тишину.
                                         
   В уединении мой своенравный гений
                                           
 Познал и тихий труд, и жажду размышлений.
                                           
 Владею днем моим, с порядком дружен ум,
                                           
 Учусь удерживать вниманье долгих дум,
                                           
  Ищу вознаградить в объятиях свободы
                                           
 Мятежной младостью утраченные годы
                                           
  И в просвещении стать с веком наравне.

       Мудростью поэта пронизаны и другие его произведения. В некотором отношении можно сказать, что Пушкин дает свой автопортрет в том образе Моцарта, который предстает перед нами в одной из его "Маленьких трагедий" - в "Моцарте и Сальери". Он показывает Моцарта естественным, как жизнь, но одновременно и мудрым, как жизнь. В отличие от Сальери, гордящегося своей "избранностью", он прочно, основательно связан с внешним миром. Таков был и Пушкин, который в отличие от многих признанных поэтов, не выставлял себя в жизни оракулом. Моцарту, как и Пушкину, близки и понятны "заботы низкой жизни" - он готов посочувствовать нищете слепого скрипача, принять участие в хлопотах жены об обеде, разделить шалости маленького сына. В то время, как Сальери твердит о смерти: "...мало жизнь люблю" и подчиняет все свое существование поискам "злейшего врага", который по его мнению, угрожает его жизни, Моцарт, потрясенный видением "черного человека" - призрака смерти, - продолжает непритворно радоваться жизни.
        Пушкин показывает, что при всей неискушенности Моцарта в житейских делах, он необыкновенно мудр и проницателен. Он сразу догадывается о замысле Сальери. Но почему же, поняв его намерения, Моцарт все же соглашается встретиться с ним в трактире? Потому что он не из тех, кто спокойно дожидается смерти или же убегает от нее. Не так ли и сам Пушкин перед дуэлью стоял отвернувшись, а затем нетерпеливо резко спросил - готово ли все?
       Пушкин разделил судьбу Моцарта, став жертвой темных сил, овладевших слабыми человеческими душами. Моцарт и Пушкин своей гениальностью изначально несли в себе вызов серости и посредственности окружающего их общества. В этом их трагедия, изначальная обреченность на гибель. Но в этом и залог их бессмертия. Их бессмертие в том наследии, что они оставили, которое нам еще предстоит открывать и открывать.
       Как и все другие гении, Пушкин, действительно, был "избранным" человеком, пророком, на которого была возложена миссия передать своему народу, человечеству новые знания, поднять Россию на новый культурный уровень, стать правозвестником нового мировоззрения, создателем новой литературы, нового русского литературного языка. Он впервые упразднил деление литературных жанров и стилей на высокие и низкие, приблизил литературу к жизни. Пушкин создал новый литературный язык, которым мы пользуемся до настоящего времени.
      
 Мы знаем, что любой язык, каждая буква этого языка имеет не только свой всем известный смысл, но и скрытный тайный символический смысл, известный только посвященным. Другими словами можно сказать, что у любого языка есть свой тайный код - подсмысл, подтекст. И чем больше этих подсмыслов или уровней смысла, подтекстов, тем он богаче. Так, закодирован язык Библии и Торы, Корана и других великих книг человечества. То есть в них, кроме того простого смысла, который понятен любому при чтении, имеется и другой, более глубокий смысл. С помощью кода в этих книгах переданы человечеству огромные знания, которые открываются лишь постепенно.
       Произведения Пушкина, особенно последних лет его жизни, так же, как и творения многих других гениев, закодированы, зашифрованы, то есть имеют, кроме основного смысла, много уровней смысла. Особенно это касается прозы последних лет. Вспомните «Повести Белкина», «Пиковая дама» и др. - они написаны очень сжатым языком, без эпитетов и метафор. Этот язык напоминает сводку, сжатую информацию, которая постепенно должна раскрываться.
       Наступило время, когда начинает раскрываться тайный смысл произведений Пушкина, его пророчества. Одним из таких ключей к раскрытию тайных, закодированных смыслов произведений Пушкина являются его научные архивы.
     
 Достоевский писал: «Жил бы Пушкин долее, так и между нами было бы, может быть, менее недоразумений и споров, чем видим теперь... Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот теперь мы без него эту тайну разгадываем».
       Пушкин много писал о "черни", то есть о светском обществе, враждебно настроенном к нему. Пушкина многие не понимали и недооценивали при жизни. Мало кто знал, что он занимался очень глубокой научной работой. Когда перед Пушкиным встал вопрос о том, как сохранить свои научные работы, он обратился не к своим светским друзьям и литературным собратьям, а к Дмитрию Ефимовичу Кутейникову - наказному атаману Войска Донского. Кутейников - один из предводителей донских казаков - встречался с Пушкиным при дворе. Он был на 30 лет старше Пушкина и знал его с детства через семью Раевских, с которой был дружен.
      
Свой научный труд, который впоследствии хранился у Кутейникова, Пушкин закончил в 1829 году. В это время за ним следили, не разрешали покидать столицу, боясь его вольнолюбивых взглядов. Он самовольно уезжает на Кавказ. Чтобы замести следы, Пушкин поехал на Юг по старому тракту - на Старочеркасск. Затем ночью на верховых лошадях он прискакал в Новочеркасск, где в то время находился Кутейников, проговорил с ним всю ночь, и к утру вернулся в Старочеркасск.
     
 О большой его дружбе с Кутейниковым говорит и тот факт, что по возвращении с Кавказа Пушкин был принят в сословие Донского казачества Таганрогского Округа, о чем свидетельствуют сохранившаяся до наших дней грамота и автопортрет Пушкина верхом на лошади в казацкой бурке с пикой в руках. Не случайно в конце 19 века выдающийся русский художник В.М.Васнецов написал Пушкина в костюме донского казака.
     
 В Таганрогском казачьем Округе находилось имение Кутейникова. Именно там и хранился Пушкинский архив. Те, кто имел доступ к этому архиву, свидетельствуют, что все научные работы Пушкина были написаны на французском языке и зашифрованы.
        И вот какой странный парадокс произошел с этим архивом - хотя о нем совсем ничего не было известно широким читательским кругам, архив никогда не был тайной, им даже пользовались многие выдающиеся люди России - Аксаков, Гоголь, Данилевский, Достоевский и многие другие. И не только пользовались, но и оставляли в нем свои работы. Архив разрастался. Его назвали Архивом Всего Русского в России.
       О том факте, что Пушкин привез свои научные работы на Дон, он сам написал в Прологе ко второму изданию поэмы «Руслан и Людмила». Интересно и то, что именно в 1829 году, когда он отвез свой архив Кутейникову, Пушкин написал своего знаменитого "Пророка":
                                                         Духовной жаждою томим,
                                                         В пустыне мрачной я влачился, -
                                                         И шестикрылый серафим
                                                         На перепутье мне явился.
                                                         Перстами легкими как сон
                                                         Моих зениц коснулся он.
                                                         Отверзлись вещие зеницы,
                                                         Как у испуганной орлицы.
                                                         Моих ушей коснулся он, -
                                                         И их наполнил шум и звон:
                                                 
       И внял я неба содроганье,
                                                         И горний ангелов полет,
                                                         И гад морских подводный ход,
                                                         И дольней лозы прозябанье.
                                                         И он к устам моим приник,
                                                         И вырвал грешный мой язык,
                                                         И празднословный и лукавый,
                                                         И жало мудрыя змеи
                                                         В уста замершие мои
                                                         Вложил десницею кровавой.
                                                         И он мне грудь рассек мечом,
                                                         И сердце трепетное вынул,
                                                 
       И угль, пылающий огнем,
                                                         Во грудь отверстую водвинул.
                                                         Как труп в пустыне я лежал,
                                                         И бога глас ко мне воззвал:
                                                         "Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
                                                         И, обходя моря и земли,
                                                         Глаголом жги сердца людей".

        Без того исторического контекста, о котором мы говорили выше, без знания того, что Пушкин был действительно пророком, историком, нельзя понять это стихотворение.
        Хранение архива постоянно на протяжении всех этих долгих лет осуществляли потомки рода Кутейниковых-Морозовых. Эта задача была возложена на Совет хранителей. Хранители, осуществляющие эту задачу по сей день, не являются собственниками документов. Они не имеют права дарить или продавать его. Они только хранят
- до того времени, когда можно будет гласно передать его людям. Совет избирает ведущего хранителя. До 1952 года ведущим хранителем был Н.А.Кузнецов. С 1952 года - Иван Макарович Рыбкин, который вложил много труда в то, чтобы эти архивы были обнародованы. Но до настоящего времени это не было сделано, что связано с очень многими объективными и субъективными факторами.
        Хранение Архива - очень трудное дело. Его много раз приходилось перевозить с места на место. Кутейниково, Ейск, Семикаракорск, Новочеркасск, Гудаута, Таганрог… Вот далеко не полный перечень мест, где в разное время находился Архив. Сейчас Архив разделен на части и хранится в разных городах России.
         27 января 1979 года в Таганроге был отк
рыт музей научных работ поэта. В нем были выставлены экспонаты, выполненные по архивным документам. Пушкин в своем завещании отвел на первичное ознакомление с Архивом 19,5 лет, видимо, предвидя непонимание, связанное с его рассекречиванием, инерцию властей и общественного мнения. Согласно завещанию, труды должны были быть обнародованы с 1979 по 1998 годы. Так, впервые в 1979 году на первой странице "Литературной газеты" появилось сообщение, набранное огромными буквами, сообщавшее о том, что найден неизвестный до сего дня архив поэта. Но после этого сообщения больше не появлялось никаких сведений о том, что это за архив и что в нем содержится. Видно, общественное мнение в то время еще не было подготовлено к восприятию тех сведений, которые оставил Пушкин. Многие в то время посчитали, что все это несерьезно.
        Но некоторые ученые заинтересовались архивом и стали изучать его. Они выяснили, что свои научные работы Пушкин оставил Таганрогу, который он называет в поэме «Руслан и Людмила» «Лукоморьем». Дело в том, что в старину Азовское море называлось именно Лукоморьем. Слова «Лукоморье», «Прилукоморье» неизменно встречаются во всех допетровских документах, включая все летописи на русском языке, архив Войска Донского, народные песни. Все это было хорошо известно Пушкину. Так впервые удалось расшифровать это одно из самых таинственных стихотворений Пушкина.
        Итак, указание «у Лукоморья» равнозначно «у Азовского моря». Берег у моря большой, но в то время на нем был только один город Таганрог - в ту эпоху ровесник и соперник Петербурга. Доказательство тому то, что когда начались преддекабристские волнения, Александр
I перенес туда императорскую резиденцию и в своем таганрогском царском дворце принимал европейских послов. Именно в Таганрогском округе находилось имение Д.Е.Кутейникова. Отсюда можно сделать вывод, что «У Лукоморья дуб зеленый» - это завещание Пушкина в иносказательной форме.
        «Лукоморье» - Азовское море, имеет цвет луковой краски из-за глинистых берегов и дна. «Дуб зеленый» - дерево - символ знания. Зеленый - цвет, символизирующий развитие и молодость. «Златая цепь за дубе том» - символ времени. (В архиве хранится схема времени, составленная Пушкиным).
        Исследуя в своем научном труде категории времени, Пушкин учит, что в Космосе нет ничего, кроме Вечного Движения по кругу - по часовой и против часовой стрелки. В Космосе нет произвола и случайностей. Все закономерно. Он придерживается в своем учении взгляда, что движение по часовой стрелке относится к мужскому роду (янь), а против часовой стрелки - к женскому роду (инь). Вечное Движение проявляется с помощью перехода из одной противоположности в другую. Согласно законам диалектики, которые открыл Гегель, и которых придерживается Пушкин, достигнув предела, одна противоположность неизбежно переходит в другую.
         «И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом". Это и есть вечное движение - по часовой стрелке и против часовой стрелки. «Там чудеса, там леший бродит» - Леший здесь как символ тайны, всего непознанного и неизвестного.
         «Русалка на ветвях сидит». Русалка - фольклорный образ, который уводит нас в глубины бессознательного, в глубины подсознательного. Пушкин стремится здесь показать людям, что, несмотря на великие научные достижения, человек не может совладать со своим внутренним миром, с химерами своего подсознания, того, что скрыто внутри него.
        «Ветви дерева» - это науки. «Неведомые дорожки» - пути исследования. «Следы невиданных зверей» - тоже указание на тайну, неизвестное. «Избушка там на курьих ножках» - этот символ указывает на то, что знания человечества построены на хрупком основании, что ему пока неизвестно главное - истинная мудрость. В частности, наши знания о Пушкине и его творчестве - это избушка на курьих ножках, нам еще очень далеко до истинного открытия всей глубины его творений.
        «Там лес и дол видений полны, Там на заре прихлынут волны»: заря - это, по утверждению Пушкина, 1979 год, когда начнется обнародование его работ. "Тридцать витязей прекрасных» - 30 математических моделей сконструированных Пушкиным, поражающих своей стройностью и красотой. "Чредой из вод выходят ясных" - по очереди, одна за другой, выходят схемы волнообразных ритмов, ясных в своей удивительной простоте и правдивости. «И с ними дядька их морской» - математическая наука о временных закономерностях.
        «Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя» - предрекается конец царствования Романовых. «Колдун несет богатыря» - хранитель несет новые знания невиданной, богатырской силы. Эти строки указывают на приложенное к семейному хранению собрание научных книг, в которое входили все произведения древних и о древних цивилизациях, которыми пользовался Пушкин при написании своих научных работ.
         «В темнице там царевна тужит» - царевна - это Россия. «А бурый волк ей верно служит» - бурый - старый. Волк - старое знание, официальная религия, существующий строй вещей. «Там ступа с Бабою-Ягой Идет-бредет сама собой» - сами собой развиваются такие знания, как астрология, мистика и другие, которые до этого в России были под запретом.
         «Там царь Кащей над златом чахнет, Там русский дух…там Русью пахнет», - Хранитель хранит золотые знания. «Кот ученый свои мне сказки говорил», - это о том, что Пушкину были поведаны великие тайны.
         Для философа-Пушкина основополагающий вопрос - это вопрос о Боге. Для него это Вечное Движение. У Пушкина он изображен в виде круга. Движение не имеет ни начала, ни конца.
        Попробуем найти подтверждения в науке тому, что оставил нам Пушкин в своих научных трудах. Поразительно, но факт, что его так называемая «китайская» схема полностью соответствует циклам Луны.
        Кроме того, совершенно несомненно, что Пушкин создал новый математический аппарат, который основан на порядковом счете. Каждый порядок равен числу 7 (число, заметьте, тоже выбрано не случайно). Согласно нумерологии, число 7 - из всех чисел выражает наиболее духовные символы. Оно означает поиск правды, интеллект, мудрость, знания. Итак, 0 - это 7. 1 порядок - это 14 и так далее. Всего порядков - 20. Семь дней - это наименьший порядок, соответствующий ритму общественной жизни человека. (Надо отметить, что Пушкин, видимо, хорошо знал символические значения чисел. Вспомните хотя бы «Пиковую даму» - во сне старуха называет Герману три карты - тройка, семерка, туз). Если исторически проследить математическую модель Пушкина, обнаружится, что все основные события в жизни человечества совпадают с его схемой. Так, он приводит годы общественной активности и усталости, которые полностью совпадают с его схемой.
        Но с его схемой совпадает не только история. Согласно исследованиям ученых, по схеме Пушкина можно вывести также и жизненный цикл человека. В среднем цикл этот составляет 78,5 лет и делится на фазы. Приблизительно до 19,6 лет у мужчин длится зеленая фаза, которая означает рост, развитие. В это время мужчины практически не имеют никакой значимости в обществе, так как не обладают ни навыками, ни знаниями. Их поведение суетливо и пусто. Они беспомощны, не осознают пока своего места в жизни, но любознательность и опыт, приобретаемый путем проб и ошибок, постепенно их всему учат.     

       Период с 19,6 до 39,3 лет у мужчин называется красной, самой сложной и драматической фазой борьбы в жизни человека. Мужчина становится активным, начинает принимать участие в жизни общества, преодолевает трудности, накапливает опыт. Тут же Пушкин рисует модель бабочки и сравнивает красный период жизни мужчины с развитием гусеницы. Чем больше питательных веществ накопит гусеницв в этой фазе, тем лучше будет куколка и красивее бабочка. Так и у мужчин. Чем собраннее и разумнее прожит этот период, тем больше накопится знаний и умения, тем эффективнее будет работа и творчество.
       С 39 до 58 лет у мужчин длится синяя фаза, это главный период творчества, созидания, реализация того, что он успел накопить к этому возрасту. Мужчина обладает в этом возрасте и физическими силами, и навыками, и опытом. Непременно в этот период находится и сфера приложения сил.

        С 58 до 78 - малиновая фаза, или совершенство, расцвет. В этот период происходит анализ своего жизненного пути, оценка. Мужчина осмысливает свои достижения и промахи и несет другим свое неоценимое восприятие мира, преломленное через собственный опыт.
        У женщины же, согласно Пушкину, все наоборот - до 19 лет у женщины - малиновая фаза. Расцвет. Девочки привлекают всеобщее внимание. Они в этом возрасте взрослее и умнее, чем мальчики. С 19 до 39 лет - синяя фаза - творчество. Семья, работа. С 39 до 58 - красная фаза. Семейная жизнь налаживается, дети выросли. Женщина теряет привычную почву под ногами, разрушается то, что было наработано. Приходит новое, непонятное. В это время женщины обращаются к общественной жизни, часто меняют профессию. С 58 до 78 лет - зеленая фаза, такая, как у мужчин до 19 лет. Мужчины в пожилом возрасте играют в обществе большую роль, чем женщины. Заметьте, если пара молодая, внимание к себе привлекает женщина, если пожилая - мужчина. После 78 лет цикл повторяется, то есть мужчина повторяет зеленую фазу, женщина - малиновую. Происходит процесс перехода из одной противоположности - в другую.
        Пушкин революцией называет именно переход из одной противоположности к другой, от частного - к общественному или наоборот. Каждая цивилизация, согласно его мнению, - это 4 революции или 4 фазы развития. Пушкин считает, что революции происходят в соответствии со строго определенным ритмом.
        Согласно Пушкину-ученому, все исторические и общественные процессы, точно так же, как развитие мужчины и женщины, соответствуют четырем фазам. Пушкин утверждает, что революции бывают двух типов - мужского (снизу вверх) и женского (сверху вниз) типов. Революции мужского типа протекают сложнее, с большими жертвами. Их называют кровавыми, и они надолго запоминаются. Это революции Пугачева и Ленина. Революции сверху протекают обычно спокойнее, мягче и носят характер перестройки. Это революция Горбачева - новые указы, законы, меняющие жизнь общества. Обычно считается, что революция под руководством Ленина произошла 7 ноября 1917 года. Но если применить схему Пушкина, то началом революции является не выстрел Авроры, а события 15 марта 1920 года, когда на Юге России закончилась французская интервенция, и только после этого власть Москвы распространилась на всю территорию России. И исторически, как мы понимаем, это наиболее верно. Этот революционный переход должен был продлиться, исходя из схемы Пушкина, до 1998 года, после чего начинается новый период расцвета. Действительно этот период начался, но нам, по-видимому, с такого близкого по времени расстояния пока это трудно увидеть.
        В 1830 году Пушкин писал о своем научном архиве:

                                    Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
                                  
 Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня
                                    Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный,
                                    Плату приявший свою, чуждый работе другой?
                                    Иль жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,
                                    Друга Авроры златой, друга пенатов святых?

        Мы рассказали о малоизвестных зашифрованных произведениях Пушкина. Но остался еще его Дневник. Это тетрадь большого формата, заключенная в переплет, замыкающаяся стальным замком, и содержащая записи, которые Пушкин день за днем заносил в нее в течение 1833-1835 годов, датируя каждую свою запись. Записи Пушкина касаются не только текущей светской и придворной жизни Петербурга, но и минувших исторических событий: убийства Павла I, начала царствования Александра I, падения и ссылки Сперанского в 1812 году. Некоторые из них касаются событий декабрьского восстания и казни декабристов. Содержание этих записей остается до сих пор во многом нераскрытым, так как многое Пушкин записывал сокращенным, часто лишь для него самого понятным образом. Видно, что поэт тщательно собирал все, что казалось ему важным, и думал использовать этот запас для разных целей - и для автобиографии, и для истории, и для беллетристики. Скорее всего, Пушкин собирался написать историю своего времени.
   
 Историю своего времени Пушкин собирался писать, черпая материалы из первоисточников, то есть прежде всего из рассказов и записок участников исторических событий, рассказы эти он и записывал на страницах своего "Дневника". Щеголев писал: "Когда Пушкин заносил ту или иную деталь на память потомству, он смотрел на нее, как на деталь картины, которую нарисует в будущем на основании записей дневника или он сам, или неведомый читатель и исследователь... Необходимо всякой записанной Пушкиным детали отыскать место в картине, как в мозаике. Мы должны оправдать надежды, которые Пушкин возлагал на потомство, оставляя ему свой "Дневник".
       Если мы поставим вопрос: частью какой картины должна была являться сцена, изображающая Николая
I в минуту получения известия о казни декабристов? - то поймем, что сцена эта представляет собой часть задуманной исторической картины, посвященной дню казни декабристов.
     
 Несомненно, что на страницах своего "Дневника" Пушкин стремился закрепить скрываемые официальной историографией того времени факты. В "Дневнике" Пушкина можно найти их много - это картины, изображающие разврат престарелой Екатерины, жизнь Александра I, его отца Павла, описание Николая I его отношений с декабристами. Только теперь, установив и раскрыв замысел Пушкина, мы, при современном состоянии наших исторических знаний, можем не только понять назначение, но и раскрыть содержание многих, не поддававшихся до сих пор расшифровке записей в "Дневнике" поэта.
      
 Таким образом, на основе всего вышесказанного можно придти к выводу, что Пушкин являлся не только великим поэтом, но и серьезным ученым - историком - написавшим "Историю Петра" и "Историю Пугачева", он не оставлял мысли написать и историю своего времени.
     
 Пушкин был истинным пророком, он написал множество стихотворений, которые указывают на его пророческий дар. Но есть одно, которое говорит само за себя. Послушайте его:
                                                        Когда благому просвещенью
                                                        Отдвинем более границ,
                                                        Со временем (по расчисленью
                                                        Философических таблиц,
                                                        Лет чрез пятьсот) дороги,

                                                        Верно,
                                                        У нас изменятся безмерно:
                                                        Шоссе Россию здесь и тут,
                                                        Соединив, пересекут.
                                                        Мосты чугунные чрез воды
                                                        Шагнут широкою дугой,
                                                        Раздвинем горы, под водой
                                                        Пророем дерзостные своды,
                                                        И заведет крещеный мир
                                                        На каждой станции трактир.

        Разве не удивительны эти строчки? Разве не описывает в них Пушкин метро, подземные переходы мосты, дороги. Даже то, что люди построят всюду кафе (то есть трактиры) у дорог нашло отражение в этом стихотворении. Быть может, имея в виду не только свою великую поэзию, но и свои научные и исторические труды, которые помогут России найти новые пути в будущее, Пушкин пророчески написал:

                                             Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
                                              К нему не зарастет народная тропа,
                                              Вознесся выше он главою непокорной
                                              Александрийского столпа.

                                              Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
                                              Мой прах переживет и тленья убежит -
                                              И славен буду я, доколь в подлунном мире
                                              Жив будет хоть один пиит.

                                              Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
                                              И назовет меня всяк сущий в ней язык,
                                              И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

                                              Тунгус, и друг степей калмык.

                                              И долго буду тем любезен я народу,
                                              Что чувства добрые я лирой пробуждал,
                                              Что в мой жестокий век восславил я Свободу
                                              И милость к падшим призывал.

                                               Веленью Божию, о муза, будь послушна,                                                Обиды не страшась, не требуя  венца,
                                               Хвалу и клевету приемли равнодушно
                                               И не оспаривай глупца.

        Да, Пушкин - наше все - и наше прошлое, и наше настоящее, и наше будущее! И тема Пушкина - неисчерпаема.

                                               Публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделах
                                                                     "Литературоведение"  и  "Окно астролога"

НАЧАЛО                                                                                                                                                    
                              ВОЗВРАТ