ВОЗВРАТ                                             

 
   
Февраль 2022, №  
  
Литературоведение_______________     
            Александр Балтин         
                 

 

                                                               Викентий Вересаев
 

           
                 1867-1945

1
 
       В.Вересаев писал сдобно, вкусно, округло; у него были крупные, словно светящиеся изнутри слова; и мера социального оптимизма, являющаяся непременным составляющим элементом многих его произведений, отдавая чеховской, была собственной, незаёмной…
       …Вересаев духовно формировался в годы, когда народничество мерно начинало угасать и набирал обороты марксизм, и, чуткий к веяниям мысли Вересаев, плотно усваивал и тонко впитывал разлитое в воздухе социума.
       Первая публикация - стихотворение; затем очерк о жизни донецких шахтеров, подписывая который Вересаев впервые использует ставший известным псевдоним.
       Бодрый и верящие люди, отказавшиеся от надежд на крестьянство, Морозовская стачка, многое другое - есть основания для радуги социального оптимизма, разлитой писателем в недрах своих произведений.
       В повести «Без дороги» исследовались поиски путей - молодыми людьми, и тогда же - возможно впервые - проявилась особая теплота, согревающая все последующие произведения  Вересаева…
         Теплота…
        Любовь к людям - писатель щедро разлил её по каналам и руслам фраз, организующих его произведения: иногда так поэтично, что сквозь прозу прорастало нечто большее.
        Популярнейшие «Записки врача» трактовали изнутри проблемы врачебной практики: вместе давая галерею картин жизни, которую узнал писатель, погружаясь во врачебную деятельность…
 
    Врач должен бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность необходимой.
 
        Тут метафизика особого рода: тоже согревающая надеждой сущность произведения.
        Особняком стоит книга «Пушкин в жизни»: где кипение живой плазмы тогдашних времён связано с чередованием документалистики и художественного повествования; особняком стоят переводы из древнегреческого…
        …всё своеобразно стоит особняком: мысль, чувства, образы.
        Но особенно: та теплота любви, что густо полнит все книги В.Вересаева.

2
        «Теогония» Гесиода взметнула бесконечно высоко словесные флаги.
        Происхождение богов: шаровая бездна дерзновения, соединённая с горизонтами поэтических возможностей: зазвучавшая русским словом благодаря Вересаеву.
      Его перевод отличается высотою звука и благородной оснасткой речи - звука, точно занимаемого у неба.
       Но есть иное: духовное, давшее космос литературы, определившее степень вызревания словесного чуда.
      Гесиод, опровергающий смерть - Вересаев, представивший на русском данность этого опровержения.
        Переводы Вересаева переиздавались много раз, питая умы и души читательских поколений.
 
      «Труда и дни» дышат мыслью и жизнью - и то, и другое отлично от современности - и Вересаева, и нашей, но высота эллинской речи, неся и мудрость, и счастье, действуют успокоительными волнами на недра всякого сознания.
        33 гомеровских гимна - звучащих необыкновенно светло.
 
       Переводы Вересаева согреты теплотой: тою всегдашней его теплотою, какою пропитаны все его книги.

3
        …когда не требует поэта…
        Живая плазма жизни Пушкина: кипящего, увлекающегося, страстного, темпераментного.
       «Пушкин в жизни» - не обычная книга: через слабости, через пороки образ выявляется не меньше, чем через сияющие снежным великолепием горные вершины; Вересаев писал живого Пушкина, собирая материалы кропотливо и тщательно, отфильтровывая сомнительные, выверяя то, что можно было выверить.
       Он собирал их, скрепляя теплотой собственного сердца: задача была - показать живого, не причёсанного Пушкина…
       Книга - своеобразный коллаж; тут не только Пушкин, тут время: пёстрое, насыщенное мечтами и конкретикой, со взлетами и падениями, с высотами и игрой, со всем тем, что организовывало жизнь.
      …внешне разрозненные отрывки разных авторов выстраиваются в удивительную целостность; и игра огня становится отчетливей, и классик приближается ко дням… к любым временным пространствам бесконечно уходящего времени…

                                                                                                          
             © А.Балтин
НАЧАЛО                                                                                   
                
                                    ВОЗВРАТ

Предыдущие публикации и об авторе - в РГ  №12, №8 2019, №9 2018, №3 2017, №9 2016, №9 2015, №6 2012, №2 2010, №5 2009, №4 2008, №3 2007 и в рубрике "Литературоведение"