ВОЗВРАТ                                             

 
   
Январь 2022, №1     
  
Литературоведение_______________     
            Александр Балтин          
                 

  

                                                 СТРАНИЦЫ СВЯТОЧНЫХ РАССКАЗОВ

        Удивительный, ни на чей не похожий язык Ивана Шмелёва: праздничный и вкусный, сочный и нежный, вбирающий столько подробностей, что, кажется и в мире меньше…
         И вот - «Рождество» его: простой и скорбный рассказ: сквозь который, как мелькающая фрагментами хроника, проходит вся жизнь: ибо обращается писатель к сыну, а дело происходит во Франции, и ностальгия, окрашенная в полынные, вполне трагические тона, переливается, оттеняя красивую гармонию праздника.
       …святочные рассказы имеют долгую традицию: и, сколь бы ни богата была литература русская, вспоминаются волшебные шары повествований Диккенса: самые разные, с мелькающими страшными тенями, с «Рождественской песнью», в которой утверждается, что исправить можно многое, и история преображения души старого скряги Скруджа - тому примером; и был, был - феномен русского Диккенса: домашнего, прочитанного вдоль и поперек поколениями: черпавшими из него счастье и радость, учившимися состраданию…
       «Чудесный доктор» А.Куприна раскрывает праздник еще с одной стороны: он говорит о милосердии, об умягчение сердца, о том, как человек, у которого масса дел, и семья, и подарки для ребятишек вдруг буквально пропитывается соком сострадания к неизвестному, да ещё и не слишком симпатичному человеку.
       «Христос в гостях у мужика» Н.Лескова тему сострадания и милосердия углубляет, усложняет: здесь герой должен оказать милость не просто другому человеку, но - своему кровному врагу; тут христианство раскрывается в том своем глубинном аспекте, который столь сложно воплотить людям; и густое своеобычие лесковского медового языка красиво подчеркивает благородство темы.
        А вот - совсем детский взгляд на Рождество: рассказ В.Никифорова-Волгина «Серебряная метель» показывает мальчика, так тонко чувствующего атмосферу праздника, что только тончайшие, легко гнущиеся нити великолепной метели адекватны сей тонкости.
        И горят глаза мальчишки, словно соприкасающегося душою с чудом…
        Святочная литература разнообразна: и Тэффи в рассказе «Сосед» показывает четырехлетнего мальчугана-француза, ходящего в гости к «ляруссам», любящим гостей, всегда их угощающим, варящих ни на что не похожий суп - пламенеющий красным борщ.
       Он грустный - этот рассказ; но такой светлый, так колоритно передающий атмосферу праздника…
        А вот в рассказе С.Дурылина «Четвертый волхв» старая няня утверждает, что поклониться Христу шли четыре волхва, и четвертым был - русский человек, «хрестьянин», да заблудился в лесу, и дар, что нес, отняли злые люди.
        Поэтичный рассказ, пронизанный токами любви и благочестия…
       …яркие, хотя и не слишком-то помнятся многими ныне, страницы вписаны в глобальную книгу русской литературы святочными искрами соответствующих рассказов!

                                                                                                          
           © А.Балтин
НАЧАЛО                                                                                      
                
                             ВОЗВРАТ

Предыдущие публикации и об авторе - в РГ  №12, №8 2019, №9 2018, №3 2017, №9 2016, №9 2015, №6 2012, №2 2010, №5 2009, №4 2008, №3 2007 и в рубрике "Литературоведение"