НОВОГОДНИЕ ОГНИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Новый год сулит плод надежды, вместе наводя на печальные,
хоть и несколько банальные раздумья: год отвалился, канул в
бездну, равно в опыт, год неповторим: как всякий день…
Что общего между вчера и днём взятия Бастилии, к примеру?
Никогда не повторятся…
Новый год провоцирует поэтов на особые стихи:
Как дождевая капля в море,
Так в вечность канул прошлый год,
Умчал и радости и горе,
Но, улетев, отверстый вход
Оставил в мир им за собою.
Так пел В.Капнист: могуче и
громогласно, классицизму следуя в правилах построения стихи, и
эта архаика сегодня воспринимается сквозь призмы мудрости
Екклесиаста: однако, «отверстый ход» все-таки
не позволяет антрацитовому окрасу распространится на ленты жизни.
…дуговые промельки времени быстры, и А.Блок предложит
вечной, меняющейся антуражем действительности, совсем иные песни:
И ты, мой юный, мой печальный,
Уходишь прочь!
Привет тебе, привет прощальный
Шлю в эту ночь.
А я всё тот же гость усталый
Земли чужой.
Бреду, как путник запоздалый,
За красотой.
Снежная
музыкальность разольётся, серебрясь, но мотивы печали и
усталости, столь характерные для Блока, не отменит она, не
отменит…
«Новогоднюю
сказку» предложит И.Анненский, щедро прорезая гранями
виртуозного мастерства заурядность действительности:
Светилась колдуньина маска,
Постукивал мерно костыль…
Моя новогодняя сказка,
Последняя сказка, не ты ль?
О счастье уста не молили,
Тенями был полон покой,
И чаши открывшихся лилий
Дышали нездешней тоской.
Таинственные логарифмы стихотворения Анненского требуют
разобраться в реальности реального: хотя предпочтение, кажется,
отдается теням.
Скорбный Новый год - и такое
возможно: как поведает баллада А. Ахматовой:
И месяц, скучая в облачной мгле,
Бросил в горницу тусклый взор.
Там шесть приборов стоят на столе,
И один только пуст прибор.
Это муж мой, и я, и друзья мои,
Мы Новый встречаем год,
Отчего мои пальцы словно в крови
И вино, как отрава, жжет?
Скорбный, шекспировски-трагичный, обжигающий память…
Но всё равно - Новый, новый;
ведь Паскаль утверждал, что человеком всегда движет желание,
когда не жажда счастья, определяя характер и мотивы поступков, а
Новый всегда сулит неизведанное.
Грани строк Маршака совершенны, как прекрасно
обработанные ювелиром камни: но здесь речь об высотах ювелирного
мастерства метафизической пробы:
Дети спать пораньше лягут
В день последний декабря,
А проснутся старше на год
В первый день календаря.
И не в полночь - утром белым
Год начнется для ребят.
За окном оледенелым
Будет слышен скрип лопат.
Ночь не для детей: им - сладость
сна, подобного мечтаньям; им – роскошь снежного утра, и счастье,
сулимое им.
Даже лучше - Щастье: как в старину
писали: крепче звучит.
…вдруг, вспомнится страшное стихотворение Случевского:
тут праздник просто повод для раздумий: и столь сильно окрашена
скорбью суть их, что с правотой поэта трудно не согласиться:
Вот Новый год нам святцы принесли.
Повсюду празднуют минуту наступленья,
Молебны служат, будто бы ушли
От зла, печали, мора, потопленья!
И в будущем году помолятся опять,
И будет новый год им новою обидой…
Что, если бы встречать
Иначе: панихидой?
…закружит лёгкий и прозрачный «Диалог у новогодней ёлки»
Ю.Левитанского, зазвенит задорное «Вологодское новогоднее»
А.Яшина…
Деревенский Новый год отличен от городского, и зазвучат ритмы
Рубцова, точно перекликаясь со змейками метели:
Мимо изгороди шаткой,
Мимо разных мест
По дрова спешит лошадка
В Сиперово, в лес.
Дед Мороз идет навстречу.
- Здравствуй!
- Будь здоров!..
Я в стихах увековечу
Заготовку дров.
Русский поэтический Новый год очень разный: так
разнообразны ощущения, из каких, как будто, и состоит жизнь; но
то, сколько эстетически богатого и прекрасного рассыпано в
новогодней поэзии, настраивает на возвышенный лад: и надежда
становится крылатой, и думается, что любая скорбь преодолима…
©
А.Балтин
НАЧАЛО
ВОЗВРАТ
№12,