ВОЗВРАТ                                             

 
 
Октябрь 2021, №10  
  
Литературоведение______________    
            Александр Балтин     
         
                     

 
                                                       Глобальный ГОГОЛЬ

                                                                                             
                                                                          
   1809-1852

1

       Чичиков главный персонаж «Мёртвых душ», или все-таки Россия?
       Буйная и таинственная, долго запрягающая и несущаяся тройкой, не сделавшаяся за две века понятнее даже самой себе?
       Шармёр Чичиков, какой сегодня не воспринимается подлецом - о! еще бы! В мире товарно-денежных отношений, где вынуждены жить все, его афера тянет скорее на подвиг, сколько бы Гоголь не разоблачал оную…
       Персонажи уничтоженных частей - того, что осталось от них - играют яркостью не в меньшей степени, чем хрестоматийные Плюшкин и Ноздрев: чего стоит один Петух с его бесконечной едой; но вот Муразов - миллионер благородного образы мыслей и аскетичного образа жизни - не наполнен кровью реальности: ибо не бывает таких Муразовов в действительности, невозможны они, не совместимы денежный избыток и душевная стройность.
       Гоголь-тайна, Гоголь-сказочник - и страшные сказки нависают над нами, то очаровывая, то предупреждая: помните, что случилось с персонажем «Портрета»? Бойтесь денег, художники…
       Хотя… как без них-то.
       Вьются смыслы, волокна сострадания перевивают вечного Акакия Акакиевича, и грозит он с того света, появляется призраком: не обижайте малых сих! Не трогайте маленьких!
       Да всё равно - и обижают, и трогают, и всегда будет так.
      Литература никого ничему не учит - особенно в нынешнем мире, когда и сама-то она смотрится архаикой.
     Сверкает гоголевский язык: роскошный, несколько не правильный, с самоцветами драгоценных слов, с немыслимыми сочетаниями; хлёсткий, кипящий, точно из бездн своих производящий новых и новых персонажей…
       Грустно смотрит столь многому учивший нас Гоголь: и через образный строй своих книг, и через «Выбранные места…», каковые, в сущности, и являются третьей - райской - частью «Мёртвых душ»; и через пример истовой и истинной веры своей - недоступной нам, непостижимой в дебрях тайны своей…
       Многому учил - да разве нас научишь?
      …и вертятся современные Чичиковы, выгадывая и выкраивая, и брешут Хлестаковы, не остановить, и новые господа обижают новых Башмачкиных.
       Ибо, как было сказано - «Скучно на этом свете, господа».

2

       Чичиков соответствует времени нынешнему - как, вероятно, будет соответствовать почти всем временам: пока человек не изменится физически, не станет другим физиологически, пока он будет оставаться природным буржуа, мещанином, рантье…
       Подлинно ли души умирают в недрах тел: ибо именно это, как известно, и имелось в виду?
      Но это «иметь в виду» связано с порывами самого Гоголя - высокими, и устремлениями тонкими, куда там лучи Рентгена! Связано с убеждённостью, что жить надобно темой духовного роста, постоянного совершенствования себя, тогда как жизнь хозяйством, как у Собакевича (крепкий, кстати, сильный хозяин) есть вариант внутренней низины, из которой не подняться уже…
       Но типажи и образы «Мёртвых душ» совсем не мертвые, коли вглядеться в окружающий нас человеческий пейзаж: большинство живёт так, и, вероятно, будет ещё жить неисчислимые гирлянды веков: свой дом, своя семья, достаток…
        Что для человека важнее?
       Но Гоголь не хотел оным жить, он рвался в космическую запредельность духа, для него выражавшуюся церковным деланием, он жаждал ухода в иные реальности, и - мечтал об усовершенствование человека.
        Россия жрёт.
        Спит, играет в карты…
       Мчится на бричке - как вариант: но это движение по пути обогащения, а вовсе не полёт в сокровенные пределы духа.
       Всё конкретно, смачно, сочно, как гоголевские описания - еды ли, внешности людской, усадебного быта.
       Мечтательность порок, когда даже попытки реализовать мечты не производится: на сцену выходит Манилов, рассуждая о майском дне с именинами сердца.
        Скукоженный Плюшкин противоречит тематике обычного русского размаха; но разнообразие людских типажей слишком велико, встречается и такое…
       Россия, сильно изменившись внешне, остается очень похожей на гоголевскую Русь: и в учреждениях вечно встречаются кувшинные рыла, и аферисты выигрывают в большей степени, нежели люди, занятые устроением собственной души (впрочем, победы последних лежат в плоскости, не подлежащей объективным исследованиям).
        Остаётся зайти во дворик и поглядеть на скорбный памятник Гоголю, так точно передающий поздние настроения самого грустного классика…

3

      Страшный «Портрет», горящий и горчащий неистовостью предупреждения; «Невский проспект», растворяющий перспективой ступивших на него…
        Главная ли «Шинель»?
        Такого сгустка сострадания не ведала русская литература - а знала ли мировая?
Как жаль, что дойдя до вершин, пройдя многими изломистыми и извилистыми тропами, она забыла про феномен оный…
       Сострадание… даже снег, кажется, проявляет его по отношению к Акакию Акакиевичу.
        Даже снег.
       …и идут вереницы таких - слабых, малых, не согретых жизнью: идут среди нас, будто не изменилось ничего…
        И сияет феноменальный язык Гоголя, будто собранный из самоцветных камней, вместивший в себя столь многое, что захлебнёшься, пробуя перечислить.
        Художественность и боль, выразительность и сострадание: умножение, дающее результат, прободающий время.
         Умножение высот, отрицающих низины.

4

       «Утро делового человека», как круглая светящаяся призма, показывает лучи-реплики драматургического шедевра…который почему-то не возник.
        Крутые, сильно сделанные механизмы гоголевской драматургии работают мощно, несмотря на мох времени…
        Задор и мистика «Игроков», превращающие и колоду карт в персонаж.
        …Говорит мне зять, Андрей Иваныч Пяткин…
        И уже не важно, что говорит, ибо представляешь его: круглого, бритого, ленивого…
        Собираются персонажи «Женитьбы» - из душистого теста жизни слепленные, великолепно выпеченные; собираются, наполняются начинкой бытия: чтобы навсегда отразиться в нашем.
        Вспыхивает фитюлька Хлестаков, да горит криво, смрадно чадя - враньем, тщеславием, неумением концентрироваться на чем-то одном, бесконечным пустозвонством…
         Другие собираются: а сколько их вокруг, в жизни: у этого нечто от городничего, у того - от Ляпкина-Тяпкина, у третьего – от того и другого.
         А у самого-то?
         Всех пробрал Гоголь, всё включил в чудную свою драматургию…

5

         Так ли плох Чичиков?
         Чичик, щеголь, всегда прекрасно одет, способный поддержать любую беседу, шармёр…
        Он вполне потянул бы на героя сегодняшнего дня: но день этот, длящийся годы, давно перевернул понятие о солнце и тьме.
        Задуманный подлецом, он и является таковым: с размахом проезжающий в бричке, несущейся, как Русь.
          Больно быстро понеслась, замедлить бы…
        Недра России - сонные, сытые, с Петрушками и Селифанами, с Коробочками, становящимися государственными людьми.
          Не знаю такого помещика, нет такого помещика…
         Мощно ест ничему не удивляющийся Собакевич; облако проплывает, и упрятанный в него на века Манилов, повторяется из века в век.
         Как все они - вечным кружащие хороводом… как Ноздрев: сколько таких вокруг.
         Плюшкин редок: в России так не ссыхаются, но… ведь не пережил смерти жены, ведь после неё стал таким скукоженным, и… что уж теперь.
         …небо Италии, выкипающее в синеве золота, так не похоже на небо России, простёртое над бездной земли с бесконечными дорогами и мчащейся вновь и вновь бричкой, в которой сидит подлец, бывший бы сейчас героем…

6

         Отчаянно едящая Россия: о! тут Петух забирает верх, держит первенство: тут самый смак процесса, тут жизнь, подчиненная еде полностью: но… с каким восторгом.
         Плотно, веско, скучно, основательно употребляющий пищу Собакевич, более порхая - в этом плане - Манилов: и того попробует, и этого отведает…
          Чичиков, садящийся за стол в любое время, и часто-часто чувствующий уже аппетит.
         …странное сопоставление: Гоголь, стремящийся идти по пути духовному, Гоголь, чуть ли не умирающий от того, что духовник запретил ему монашескую стезю, - и такое пищевое изобилие…
         Но ведь оно - портрет реальности.
         …не замечали - еда отвлекает от мыслей?
         Пышная и избыточная вдвойне.
         Физиологи утверждают, что самое приятное для человека есть.
         Кто оспорит сие?
         Физиология не слушает проповедей…
         Гоголь изображал, как было: и смачность и сила изображения были чрезвычайно велики: врезались в память: не забыть.
          Да и не стоит забывать.

7

          Еда, заменяющая жизнь, еда, становящаяся фетишем, еда, дарующая эйфорию.
         Ломящиеся столы Петра Петровича Петуха, соответствующие аппетиту Чичикова; осетры, поросята, раки, расстегаи, и проч., и проч.
         Еда у Гоголя играет сакральную роль: каковую действительно играла у некоторых бар России.
          У некоторых: представить Плюшкина пирующим невозможно.
          Но - непременная черта Чичикова это аппетит, ибо в любой час и после всякой закуски, он готов обедать.
          …так чудно ест и Афанасий Иванович: то грибки, то скородумки, и всё перед обедом.
          Почему так?
         А потому, что через избыточную привязку к еде, идет избыточная же привязка к материальной жизни - значит, и душа становится омертвелой, пустой, выхолощенной.
          Такая страшная избыточность - хоть и данная с чудесным художественным размахом, смаком, вкусом…
                                                                                                                           © А.Балтин
НАЧАЛО                                                                                                                                    ВОЗВРАТ

Предыдущие публикации и об авторе - в РГ №12, №8 2019, №9 2018, №3 2017, №9 2016, №9 2015, №6 2012, №2 2010, №5 2009, №4 2008, №3 2007 и в рубрике "Литературоведение"