ВОЗВРАТ                                             

 
 
Июнь 2021, №6    
  
Литературоведение______________    
            Александр Балтин     

                     

                                                    

                                                          ЖИВОЕ ПЛАМЯ ПУШКИНА

                                                                     
                                                                          
   1799-1837           

1                                                                      

      
       Трепещут лепестки на ветру, переливаются прожилками таких известных смыслов: с которыми ничего не сделать, ибо верны:

                                                               Сердце в будущем живет;
                                                               Настоящее уныло:
                                                               Все мгновенно, все пройдет;
                                                               Что пройдет, то будет мило.

        Формула точности, и вместе - легкости: необыкновенной, пенной, воздушной.
        …на имени Пушкина лежит такое количество глянца и елея - имперского, гимназического, академического, советского, антисоветского, анекдотического, школьного, что, кажется, через все эти слои пробраться к живому слову поэта практически невозможно уже.
         Между тем надо просто вслушиваться:

                                                                  Буря мглою небо кроет,
                                                                  Вихри снежные крутя;
                                                                  То, как зверь, она завоет,
                                                                  То заплачет, как дитя…

 
     И сам напев утишит душевный раздрай, уврачует раны, наносимые избыточно технологической современностью…
       Мороз не стал менее крепким, а солнце не потускнело: ему-то что до человеческого прогресса?

                                                             Мороз и солнце; день чудесный!
                                                             Еще ты дремлешь, друг прелестный
-
                                                             Пора, красавица, проснись:
                                                             Открой сомкнуты негой взоры
                                                             Навстречу северной Авроры,
                                                             Звездою севера явись!

        Волшебное поэтическое дыхание ощущается через все дебри сложностей, навороченные последующими веками: волшебное дыхание выси, услышанное и почуянное поэтом, перенесенное в человеческую речь…
        …возможно Пушкин сначала видел свои стихи, как композитор видит музыку - суммами красивых цветовых наслоений и узоров: там, в недрах себя, в глубинах, о сущности которых сам не знал: а потом уже проступали слова…
       Такие простые, такие знакомые, совершенно особенные, точно наполненные духовным млеком слова, сочетающиеся в строки, знакомые с детства (раньше, по крайней, мере), строки, работающие на осветление пространства который век…
        …Лев Толстой писал про стихотворение «Воспоминание» - Таких много если десять на всех европейских языках написано; а финал его представляется предельно мрачным, донельзя противоречащим и пушкинской легкости, и моцартианскому началу:

                                                        И с отвращением читая жизнь мою,
                                                        Я трепещу и проклинаю,
                                                        И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
                                                        Но строк печальных не смываю.

         Страшное совершенство стихов словно расщепляет сознание читающего: но именно в этом совершенстве и есть световая основа, высота, заставляющая видеть себя под таким не приглядным углом, чтобы меняться…
         Едет возок, скрипят полозья:

                                                              Долго ль мне гулять на свете
                                                              То в коляске, то верхом,
                                                              То в кибитке, то в карете,
                                                              То в телеге, то пешком?

          Почему-то кажется - зимой писалось, можно свериться со справочниками, да стоит ли?
         Лучше представлять - возок, синеющие отвалы снежного серебра, маленького человека в тяжелой шубе, задумавшегося о собственных сроках.
          Часто задумывался.
         Многажды мелькало в стихах: словно проглядывала жуткая тварь между домашними, привычными мыслями…
         …несчастный безумец бежит от грозного всадника, чья медь вовсе не предназначалась для того, чтобы сводить кого-то с ума.
        Онегин вглядывается в грядущее, которого
- ни понять, ни представить; потом, махнув рукой, уходит в вечность: через массу деталей и подробностей, через пресловутый каталог жизни - уходит, чтобы никогда не умереть; да и друг его - несколько нелепый Ленский - все жив и жив, пока не застрелит его Евгений…
        Образы Германии встают: вездесущий и всезнающий, вечно ироничный Мефистофель, впрочем, обозначенный полупрезрительным
- бес - потопит корабль, как и было велено.
         Финские камни возникнут.
       Жарко коснется души дыхание Корана, чья кропотливая вязь слишком непривычна европейскому сознанию.
         У Пушкина оно мешалось
- с русским, с любовью - до страсти - к сказкам, былинам, ко всему, что давал предшествовавший ему русский космос.
        Дон Гуан проедет по ночному Мадриду, где кружево арабских кварталов таинственно вдвойне; Дон Гуан, рассчитывающий на приключение, а не на визит Каменного гостя.
         Рассчитывал ли Пушкин на долгую жизнь?
        Если верить русскому провидцу Даниилу Андрееву смерть его, убийство есть следствие чрезвычайного сопротивления демонических сил силам провиденциальным, пославшим в русскую реальность поэта…
         Цепочка кровяных пятен на снегу, плачущий Данзас…
         Много лет прошло: совсем чуть-чуть; жарко дышит анчар, все отравляя…
         Надо просто читать.


2

         Коды прозы Пушкина - в поэзии: растет из нее, и строится по своеобразному принципу: будто не фраза, а строка, та же естественность любого поворота, и рифма, мнится, вспыхивает двоением в роскошно отполированном зеркалом вечности.
         Страшна ли «Пиковая дама»?
         В детстве можно испугаться
- правда, сегодня вряд ли кто-то будет читать рассказ ребенку…
        Психология дается своеобразно: тонко просвеченными нитями, намеками: тут еще нет последовавшего в русской прозе мощного психологического портретирования.
        Да в рассказе «Гробовщик» (скажем) оно и невозможно: тут важен сюжет, схема необычности, выход за пределы реальности…
         Любовь к отеческим гробам
- проступает, искаженная карнавальной стихией.
        «Капитанская дочка» разворачивается спокойно: не суля нагромождения, напластования трагедийных ситуаций, и Пугачев, появляющийся почти в начале, ничем не похож на того, неистового…
        Он для Пушкина двойственен: и объект научного исследования, и символ стихии русского бунта: логично избыточного, ибо альфа социальной несправедливости особенно сильно чувствовалась в России.
         (Сейчас, впрочем, тоже
- хотя декорум сильно изменился).
         …снежные, свежие, морозные строки-фразы
- даже ежели речь о лете, или любимой осени; строки, отливающие мрамором: без его тяжести, белым-белым…
         В Тоскане те, кто добывали камень, именовали его мясом: живое мясо земли…
         Живой мрамор пушкинских строк, созидающих суммарно прозу поэта, сияет, маня, влечет все новыми и новыми погружениями в такое знакомое пространство…
 

3

        Борис Годунов раскинет мощно цветовые слои исторического космоса по небу - духа…
       Страшный, несчастный Борис, - из недр Шекспировского, как будто, мира, совершенно русский, растянутый, когда не распятый на крюках грехов, с наползающим ужасом, сминающим все чувства, все возможности дальнейшего бытования…
        Сколь возвышен белый стих!
        Кажется, и рифмы
- легкой подруги - более не надобно, мешала бы, отвлекала…
      Европейское время растягивалось, как великолепная река, теряя точную атрибутику периодов; впрочем, в противостояние двух (о котором не подозревает солнечный Моцарт) время конкретно, как донельзя конкретен трактир, и вино
- мнится - можно попробовать оценить вкус…
        Скупец, спускающийся в подвал, опьяняющий себя сильнее всякого вина: гипноз золота своеобычен, его не истолкуешь так просто, иначе по-другому строилась бы жизнь…
       …воздух Украины вполне отвечает европейской старине, поражая такой словесной прозрачностью, что ощущения собственные
- спустя два века - уточняются, как будто:

                                                               Тиха украинская ночь.
                                                               Прозрачно небо. Звезды блещут.
                                                               Своей дремоты превозмочь
                                                               Не хочет воздух. Чуть трепещут
                                                               Сребристых тополей листы.
                                                               Луна спокойно с высоты
                                                               Над Белой-Церковью сияет
                                                               И пышных гетманов сады
                                                               И старый замок озаряет.

         Громоздится восковой череп замка; зреют события, вызревает тугая, полная таинственным соком виноградная гроздь истории…
         Пушкин не мыслится вне ее: она близка - различная: и Римом, и Византией, и Испанией, и Германией: щедрое сердце поэта вбирает в себя все эпохи, чтобы перевоссоздать их по-русски, приблизить к русской тайне и космосу.
        …Пышно говорил Достоевский на открытие памятника: сильно, восторженно; Бунин отвечал на вопрос о Пушкине: Не смею я о н
ем никак думать…
         Буйная пестрота цыган; неистовство разрывающих крючьями страстей: но тело-то остается
- крючья работают метафизические…
         Ту цыганщину, которую любил Пушкин, не представить сегодня: и песен таких не уцелело, и накал подобный был бы в диковинку.
         Смириться?
         Пушкин был против
- большую часть огромной, такой короткой жизни.
         Он был против до периода:

                                                      Отцы пустынники и жены непорочны,
                                                      Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв.
                                                      Сложили множество божественных молитв;
                                                      Но ни одна из них меня не умиляет,
                                                      Как та, которую священник повторяет
                                                      Во дни печальные Великого поста;
                                                      Всех чаще мне она приходит на уста
                                                      И падшего крепит неведомою силой:
                                                      Владыко дней моих! дух праздности унылой,
                                                      Любоначалия, змеи сокрытой сей,
                                                      И празднословия не дай душе моей.

         Тут уже смирение ощущается: тугими пульсациями, все более и более важными гордому человеку…
        …Ахматова писала о нем легко и таинственно; Цветаева
- с волшебным своим жаром-захлебом-неистовством; Тынянов рассматривал трезво, научно, если и допуская фантазию, то в пределах источниковедения; Даниил Андреев так, как мог бы моряк блуждавшего в темноте корабль отнестись к маяку.
         А вот
- Пушкин анекдотический - из рассказа Зощенко «В Пушкинские дни» - Пушкин, увиденный сквозь кривые мещанские окуляры, словно ставший забавным, хотя забавны те, кто так видит…
        …Руслан вечно несется на бороде Черномора; а сказки кота отдают извечностью тайны; запутаны многие тропы «Руслана и Людмила», начинены, кажется, содержанием, которое передал молодому поэту таинственный волхв.
         Или не было такой встречи?
        Разное можно предполагать: храня живого Пушкина
- через пуды напластований, через школьную, познанную всеми рутину, храня чудо философского камня его грандиозного наследия.

                                                                                                                              © А.Балтин
НАЧАЛО                                                                                                                                    ВОЗВРАТ

Предыдущие публикации и об авторе - в РГ №12, №8 2019, №9 2018, №3 2017, №9 2016, №9 2015, №6 2012, №2 2010, №5 2009, №4 2008, №3 2007 и в рубрике "Литературоведение"