ВОЗВРАТ                                             

 
   
Январь 2020, №1     
 
 
Строка и путь Поэта_____________       
            Борис Подберезин           
 
 
 Мой Северянин                                                                    
                                                          
                                      
                 

                               

От автора

         Вчитываясь в эти поющие строки, проникаясь судьбой поэта, я испытываю и светлые, и ликующие, и досадливые чувства.
  
       Околдованность мелодией речи! Упоение словом! Очарование утонченным артистизмом! Потрясение невероятной способностью «сочинять» СВОИ слова, творить свой язык, свои интонации, свою покоряющую сердце музыку стиха.
       И… досада на эту вызывающую самовлюбленность, смешное любование своей гениальностью. Сострадание тому неизбывному одиночеству, отчаянию, которое он испытывал в свои последние годы. Боль за поэта, растратившего жизнь на иллюзии, не сумевшего расстаться с неуемной страстью - покорять, очаровывать, петь на потребу толпы. Он - жертва той «звездности», которую сам же и породил. И которая так расцветает сегодня. Северянин, я думаю, - не только недооцененный, но и один из наименее изученных русских поэтов.

                                                                                                                          Посвящается
                                                                                                            моим внучкам Маше и Даше


Глава 1

                                                  ЗАГАДКИ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА

                                                    В молодости он фантазировал:
                                                    Меня положат в гроб фарфоровый
                                                    На ткань снежинок яблоновых,
                                                    И похоронят (...как Суворова...)
                                                    Меня, новейшего из новых.
                                                    Не повезут поэта лошади -
                                                    Век даст мотор для катафалка.
                                                    На гроб букеты вы положите:
                                                    Мимоза, лилия, фиалка...

 
      К.Чуковский съязвил: «Это будут фешенебельные похороны. За фарфоровым гробом поэта потекут в сиреневом трауре баронессы, дюшессы, виконтессы, и Мадлена со страусовым веером, и синьора Za из «Аквариума». О, воскресни, наш милый поэт! Кто, если не ты, воспоет наши будуары, журфиксы, муаровые платья, экипажи? Кто прошепелявит нам, как ты, галантны, галантерейный комплимент? ... - Я каждую женщину хочу опринцессить! - таков был твой гордый девиз.
       Но что же делать принцессам без принца? О, воскресни, наш милый принц! ... Тут непременно случится великое чудо. Из гроба послышится жуткий и сладостный голос того, кого мы так горько оплакиваем: «Гарсон! сымпровизируй блестящий файв о'клок!» - и шикарный денди-поэт, жеманно и кокетливо потягиваясь, выпрыгнет из фешенебельного гроба: - Шампанского в лилию! Шампанского в лилию! - И закричит шоферу-похоронщику:

                                          «Как хорошо в буфете пить крем-де-мандарин!
                                          За чем же дело стало? - К буфету, черный кучер!»»

   
    В ответ Северянин и бровью не повел, а спустя 11 лет завершил картину:

                                                     Как хороши, как свежи будут розы,
                                                     Моей страной мне брошенные в гроб!

 
      Судьба жестоко подшутила над Королем поэтов...
        Какие розы?! Какой фарфоровый гроб?! Какой катафалк?! Какая «моя страна», наконец?!Игорь Васильевич умер 20 декабря 1941 года забытым и нищим в оккупированном гитлеровцами Таллинне, и телегу с гробом на кладбище волокла убогая кляча. Его должны были похоронить в фамильной ограде Запольских, но семья не позволила - со своей последней Музой - Валерией Борисовной - поэт жил в гражданском браке. Гроб зарыли в чужой ограде. Провожали поэта всего шесть человек. «Свежие розы» явились спустя много лет двумя знаменитыми строками на памятнике. А через десятилетия и сам памятник разорили охотники за цветными металлами…

                                            
        Царица Жизнь воспитана, как хамка!…

        Северянин оставил немало загадок. Скажем, вот эту - почему талантливый поэт писал такие стихи, за которые критики награждали его ярлыками «безвкусный пошляк», «парфюмерщик», «писака на потребу», «куплетист на Парнасе», а творчество его породило обидное клеймо - «северянинщина»?
        Я бы назвал три причины.
        Игорь Северянин прославился в эпоху, которую позднее назовут Серебряным веком. Два десятка лет на рубеже ХIХ-ХХ столетий вызвали в России небывалый взлет философской и религиозной мысли, расцвет всех видов искусств:

                                                    А рядом, словно окна в синий мир,
                                                    Сверкают факелы безумного Искусства:
                                                    Сияет правда, пламенеет чувство,
                                                    И мысль справляет утонченный пир.
                                                                                  (Саша Черный).

        Северянин и герой, и антигерой своего времени, а еще, пожалуй, и - жертва. Оценить его творчество можно только в контексте этой эпохи.
 
      Серебряный век был полон тревожным предчувствием глобальных катастроф, - мировых войн и революций. В философии, искусстве, морали назревал кризис (суть его уловил известный русский философ Н.Бердяев). Развитие капитализма уже определило поворот от духовных ценностей к материальным. Мир стремительно менялся. В кругах богемы царили идеи Ницше, возносившие индивидуализм, породившие авангардизм с его стремлением к эпатажу и отрицанию традиционного искусства.
        «Была в эти тревожные годы особая сладость жизни, какое-то смутное предчувствие близких бед и крушений. Оттого все торопились жить, все были ветрены и романтичны. Мир казался особенно дорогим и прекрасным, потому что ежеминутно боялись потерять его» (Г.Адамович).
        В богемных кругах царили теория «театрализации жизни» Н.Евреинова, идеи слияния творчества и биографии. Это сделало Серебряный век временем маскарадным, быт - карнавалом:

                                                        Этот Фаустом, тот Дон Жуаном,
                                                        Дапертутто, Иоканааном,
                                                        Самый скромный - северным Гланом,
                                                        Иль убийцею Дорианом,
                                                        И все шепчут своим дианам
                                                        Твердо выученный урок.
                                                                                                   (А.Ахматова)

         Театральность, игра стали определять и творчество, и манеру поведения, и стиль жизни. Ожило придуманное Ф.Достоевским слово «самосочиненность». Лицо уже не отличить от маски, маску - от лица.
        В.Маяковский с его ранимой душой, фобиями и неуверенностью в себе, облачался в знаменитую кофту, рычал со сцены красивым басом и представал перед публикой не «облаком в штанах», а брутальным «Прометеем-поножовщиком»
        (К.Чуковский), сверхсильным предводителем планетарных погромов. Его маску уличного хулигана, скопированную позднее С.Есениным, принимали за подлинное лицо. Н.Клюев, всегда являвшийся среди поэтов в деревенской рубахе, подпоясанный веревкой и в смазных сапогах, в «мирской» жизни одевался как изысканный денди и напрочь забывал деревенский говор. А.Ахматова театрально звала смерть, как освобождение («Ты все равно придешь - зачем же не теперь?»), но испытала безумный страх при бомбардировке осажденного Ленинграда. А собрания в «башне» В.Иванова?! А знаменитая мистификация Черубиной де Габриак?!
 
       Почти у любого поэта Серебряного века мы найдем эту тему. В.Брюсов:

                                        На свете нет людей - одни пустые маски
                                        Мы каждым взглядом лжем, мы прячем каждый крик...

        М.Волошин: «Уже начался процесс образования человеческих масок, являющихся самозащитой личности в тесном и устоявшемся общественном строе».
         В.Шершеневич:

                                                    Маски повсюду, веселые маски,
                                                    Хитро глядят из прорезов глаза;
                                                    Где я? В старинной, чарующей сказке?
                                                    Но отчего покатилась слеза?

 
       Речь идет о масках уже в прямом смысле - Д.Бурлюк расхаживал с раскрашенным лицом, М.Кузмин наносил «мушки», Н.Гумилев в голодном и промёрзлом Петрограде начала 20-х годов появлялся в цилиндре и фраке на вечере среди литераторов, поголовно обутых в валенки.
        Символично - даже знаменитое поэтическое кафе «Бродячая собака» преобразилось в «Привал комедиантов».
        Игорь Северянин едва ли не возглавлял этот «карнавал». Современники единодушно отмечали его редкий игровой талант, и поэт использовал его вовсю. Вот первая причина, почему он писал такие стихи.
         Сам Игорь Васильевич охотно признавал свою игру («Игорь Северянин»):

                                                   Он тем хорош, что он совсем не то,
                                                   Что думает о нем толпа пустая,
                                                   Стихов принципиально не читая,
                                                   Раз нет в них ананасов и авто.

        Теперь о пошлости, за которую поэта бранили критики. Была ли она в его стихах? Несомненно. А был ли он сам пошляком? Об этом спорят до сих пор. Пошляк, по Набокову, носитель поддельных, лживых ценностей, претенциозности, «мнимости»: мнимый творец прекрасного, мнимый ПОЭТ, мнимый «гений», изнемогающий от стремления казаться не тем, что он есть. Пошляк свято верит в правду создаваемого им собственного образа. И по сути не ведает, что творит.
         Северянин ведает!
        Он пересиропил свои стихи эротической галантерейщиной вполне осознанно. Для него это как бы - литературный прием, игра в пошлость.

                                                    Во мне выискивали пошлость,
                                                    Из виду упустив одно:
                                                    Ведь кто живописует площадь,
                                                    Тот пишет кистью площадной.

          О своем отношении к пошлости поэт говорил вполне определенно:

                                                    Так страшно к пошлости прилипнуть, -
                                                    Вот это худшая вина…

         Блистательный А.Вертинский в своем творчестве очень походил на Северянина. Более того - помимо своих «бананово-лимонных Сингапуров» он исполнял песни, написанные на стихи Северянина - но назовет ли его кто-нибудь пошляком?!
         Возможно... За все эти вымученные красивости, ажурности, гламурности, богемные надрывы, голубые испано-сюизы, вечерние дансинги…
          Но все это заслоняет и превращает в искусство неподражаемый, совершенно уникальный талант Вертинского - артиста, умеющего «из горничных делать королев». Так же и с Северяниным, и если называть его пошляком, придётся признавать, что и пошлость может быть изысканной.
         Северянин прекрасно понимал это, иначе не сокрушался бы, перечитывая «Евгения Онегина»:
                                                     Мы извращеньем обуяны
                                                     Как там, читатель, не грози:
                                                     И духу вечному Татьяны
                                                     Мы предпочтем «душок» Зизи! …

 
       Северянин был человеком весьма ироничным, и в этом - вторая разгадка.
        Г.Шенгели - друг и, в известной мере, ученик Северянина утверждал: «Игорь обладал самым демоническим умом, какой я только встречал, - это был Александр Раевский, ставший стихотворцем; и все его стихи - сплошное издевательство над всеми, и всем, и над собой… Игорь каждого видел насквозь, толстовской хваткой проникал в душу и всегда чувствовал себя умнее собеседника - но это ощущение неуклонно сопрягалось в нем с чувством презрения».
                                                      Пускай критический каноник
                                                      Меня не тянет в свой закон -
                                                      Ведь, я лирический ироник:
                                                      Ирония - вот мой канон.

        Эту мысль Северянин повторяет и в других стихах, например, в автопортрете («Игорь Северянин»):
                                               Он в каждой песне, им от сердца спетой,
                                               Иронизирующее дитя.

         По форме ирония Северянина - классическая: «хула в виде хвалы». И навряд ли стоит всерьез называть его певцом пошлости и мещанства, упрекать в эстетизации низкопробной гламурной салонности, провозглашать гением кича. Ведь Игорь Васильевич и сам свои наиболее вызывающие «поэзы» в узком кругу открыто называл «стихами для дураков».
        Трудно не заметить: кич сегодняшний, зараженный звездными болезнями и так востребованный «широкими массами», а по-простому - быдлом, кич, заполонивший все экраны ТВ, весь эфир и поглотивший подлинное искусство, - процветает и осознанно извращает во имя наживы вкусы публики. Более того - формирует их.
          Северянин, действительно, презирал «почтенное общество» и издевался над публикой, пародируя ее вкусы. Об этом секрете Полишинеля он вопиет во весь голос:

                              В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи
                              В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив:
                              Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно о порохе.
                              Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив.
                              Каждая строчка - пощечина. Голос мой - сплошь издевательство.
                              Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.
                              Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,
                              И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс.
 
          Или:
                                                    Я - не игрушка для толпы,
                                                    Не шут офраченных ничтожеств!
                                                    Да, вам пою, - пою! - И что же?
                                                    О, люди! как же вы тупы;… -
                                                    Я - ветер, что не петь не может!
 
      
   Об обиде на свою эпоху и о презрении к толпе Северянин писал часто. Например, в стихотворении, обращенном к Бальмонту:

                                                     Мы обокрадены своей эпохой,
                                                     Искусство променявшей на фокстрот.
                                                     Но как бы ни было с тобой нам плохо,
                                                     В нас то, чего другим недостает.
                                                     ……………………………………
                                                     С презреньем благодушным на двуногих
                                                     Взираем, справедливо свысока.
                                                     Довольствуясь сочувствием немногих,
                                                     Кто золото отсеял от песка.

          «Фокстрот» в стихах Северянина - метафора. Сегодня: «опопсовиться», в начале ХХ века - «офокстротиться».
         Северянинская ирония часто соседствует с самоиронией и этим открывает путь для бегства от действительности: «Я трагедию жизни претворю в грезофарс...» Укрытием от невыносимой реальности для Короля поэтов была поэзия и весь тот прекрасно-сказочный мир «у моря, где ажурная пена» со всеми его «озерзамками», «каретками» и «сюрпризэрками», - причудливый мир, который он так изящно выдумал.

                                                       За струнной изгородью лиры
                                                       Живет неведомый паяц.
                                                       Его палаццо из палацц -
                                                       За струнной изгородью лиры...
                                                       Как он смешит пигмеев мира,
                                                       Как сотрясает хохот плац,
                                                       Когда за изгородью лиры
                                                       Рыдает царственный паяц!..

           Или так:
                                                       Я царь страны несуществующей,
                                                       Страны, где имени мне нет...
                                                       Душой, созвездия колдующей,
                                                       Витаю я среди планет.

       Северянин в своей иронии, сарказме и сатире удивительно созвучен другому замечательному поэту - Саше Черному. Оба они невыносимо страдали от человеческой глупости, пошлости, мещанства, безвкусия обывателей. Строчки Северянина

                                                        Фокстрот, кинематограф и лото -
                                                        Вот, вот куда людская мчится стая!

вполне можно принять за стихи Саши Черного. А стихотворение «Их культурность...»?! -

                                                        Мне сказали однажды:
                                                        «Изнывая от жажды
                                                        Просвещенья, в России каждый, знай, гражданин
                                                        Тонко любит искусство,
                                                        Разбираясь искусно
                                                        Средь стихов, средь симфоний, средь скульптур и картин».

                                                        Чтобы слух сей проверить,
                                                        Стал стучаться я в двери:
                                                        «Вы читали Бальмонта, - Вы и Ваша семья?»
                                                        - «Энто я-то? аль он-то?
                                                        Как назвали? Бальмонта?
                                                        Энто что же такое? не пойму что-то я.

                                                        Може, энто письмовник?
                                                        Так читал нам садовник,
                                                        По прозванью Крапива - ик! - Крапива Федул.
                                                        Може, энто лечебник?
                                                        Так читал нам нахлебник,
                                                        Что у нас проживает: Пармошка Разгул.

                                                        Може, энто оракул?» -
                                                        Но уж тут я заплакал:
                                                        Стало жаль мне Бальмонта и себя, и страну:
                                                        Если «граждане» все так -
                                                        Некультурнее веток,
                                                        То стране такой впору погрузиться в волну!..

          Но в отношении к «сермяжной правде жизни» у Саши Черного преобладает тоска, а у Северянина - презрение.
           Теперь о третьей причине, почему он писал такие стихи.
        Северянин чутко угадал исторические перемены, уловил настроение эпохи. И набирающий силу буржуазный бомонд, и простой обыватель жаждали развлечений, хотели, чтобы им «делали красиво». Напрасно критики называли Северянина «продавцом мороженного из сирени» - он предлагал толпе совсем другое - иллюзорную мечту. Мечту об изящной, легкой и красивой жизни:

                                                          К черту «вечные вопросы»! -
                                                          Пью фиалковый ликер.

           А в какую завораживающую, сказочную обертку заворачивал он свой товар! - тут были и королевы в башнях замка, отдававшиеся грозово своим пажам под сонаты Шопена, и грезэрки-сюрпризэрки в гамаке камышовом, и капризный, но бессмертный эксцесс, и элегантные коляски в электрическом биенье, и комфортабельные кареты на эллиптических рессорах, и желтые гостиные из серого клена, с обивкою шелковой, в которые приглашали на томный журфикс… Были и обольстительные мужчины с душистой душой, тщательно скрытой в шелковом шелесте, и упоительные женщины в платье муаровом с лазоревой тальмой, и шофэры, дожидающиеся их в фешенебельных ландо…
       Северянин, виртуозный гипнотизер человеческих душ, показывал дорогу к этому иллюзорному счастью, дарил рецепт:

                                                   Вонзите штопор в упругость пробки, -
                                                   И взоры женщин не будут робки!..
                                                   Да, взоры женщин не будут робки,
                                                   И к знойной страсти завьются тропки.

                                                   Плесните в чаши янтарь муската
                                                   И созерцайте цвета заката...
                                                   Раскрасьте мысли в цвета заката
                                                   И ждите, ждите любви раската!..

                                                   Ловите женщин, теряйте мысли...
                                                   Счет поцелуям - пойди, исчисли!..
                                                   А к поцелуям финал причисли, -
                                                   И будет счастье в удобном смысле!..
 
         В эти годы, когда капитализм только нащупывал пути к глобальному оболваниванию, начиналось его главное преступление против человечества - замена подлинной культуры - культурой массовой, подмена искусства - шоу-бизнесом. Одним из первых героев этой мистификации стал Северянин. Он удивительно точно попал в нерв эпохи - сделался «поэтом улицы» намного раньше В.Маяковского, перенес поэзию из салонов на эстраду.

                                                    Гоня торопливо за строчкою строчку,
                                                    Какую-то тайную нервную точку
                                                    Под критиков ахи и охи, и вздохи
                                                    Сумел он нащупать на теле эпохи.
                                                                                     (В.Шефнер)

          Задолго до появления всех теорий маркетинга Северянин гениально угадал технологию успеха в нарождающемся «обществе потребления». Во всем опередил будущих гениев рынка. Все было у него по еще не открытой науке: и изучение спроса, и создание бренда, и продвижение его с помощью рекламы и манипулирования публикой. Но при этом Северянин совершил то, против чего протестовала его душаз «офокстротился»…
         Другой поэт Серебряного века Николай Гумилев тоже разгадал этот исторический поворот и в своих «Письмах о русской поэзии», касаясь творчества Северянина, пророчески заметил: «...такие стихи трогают до слез, а что они стоят вне искусства своей дешевой театральностью, это не важно. Для того-то и основан вселенский эго-футуризм, чтобы расширить границы искусства... (выделено мной - Б.П.). Повторяю, все это очень серьезно. Мы присутствуем при новом вторжении варваров, сильных своею талантливостью и ужасных своею небрезгливостью. Только будущее покажет, «германцы» ли это или... гунны, от которых не останется и следа».
          Но след от Северянина остался. И очень заметный.
                                                                                                          
             © Б.Подберезин

                                    Предыдущие публикации и об авторе - в разделе "Биографические очерки" 
НАЧАЛО                                                                                                                                                                        ВОЗВРАТ