ВОЗВРАТ                                         

   
  
Декабрь 2014, №14   
 

        Ракурс Истории_____________________       
           Вилен Люлечник      

Точка зрения                
              

Евреи и русская культура                                      

     

                                    О книге Федора Раззакова «Как обуздать евреев.
                                             Все тайны сталинского закулисья»

                                                                                                                                     Начало
                                                                       Часть вторая

                                                          ПОЛИТИКА И РЕПРЕССИИ


            В предыдущей статье о книге Федора Раззакова “Как обуздать еврейский народ. Тайны сталинского закулисья» мы вели речь о благотворном взаимовлиянии ашкеназийской и русской культуры, в результате чего возникла советская культура и, между прочим, советская кинематография, которой в то время нигде в мире, даже в США, не было. Возникла и некая новая общность - советские евреи. В силу целого ряда причин, о которых велась речь в предыдущей статье, к концу 30-х годов ситуация резко изменилась. Многое пережили евреи. Но, тем не менее, их роль в жизни российского общества осталась неизменной, несмотря на все пережитое. И в нынешней России, в политической и культурной жизни страны, они играют значительную роль. Правда, в №21(2013г.) альманаха «Панорама» появилась отличная статья, больше претендующая на серьезное научное исследование, Григория Никифоровича, под названием «Был такой народ - советские евреи». Но их больше не существует, они ушли в рассеяние подобно их отдаленным предкам две тысячи лет назад» и не менее прекрасная рецензия на нее Семена Ицковича под названием «Картина бытия».
           Противоречить автору трудно, так как работа выполнена с использованием широко известных и достоверных источников. Я же не могу согласиться только с одним тезисом, вынесенным в заголовок статьи. Русские евреи не исчезли. Несмотря на большую убыль, связанную с Холокостом, и последующей эмиграцией, эта общность существует и, пожалуй, занимает такое место в обществе, которого она никогда не занимала. Автор ссылается на перепись 2010 года. Но он упустил один момент: в России нет документа, удостоверяющего национальность. Поэтому появилось большое число лиц, которые ранее особенно не афишировали свою национальную принадлежность и даже скрывали ее, с другой стороны, определенная часть, особенно молодежи, называет себя русскими, идентифицируя себя с той средой, в которой постоянно находится. Во всяком случае, я убежден, что евреев-ашкенази и сефардов в Москве, Петербурге и других городах, не меньше, чем их было в лихие 90-е. А сейчас Москва превратилась в центр еврейской культуры Европы. Феноменом является то, что в еврейском университете, да и в других еврейских учебных заведениях в Москве, обучается и русская молодежь. А целая плеяда блестящих ученых, актеров, писателей, поэтов, деятелей искусства, СМИ и пр. и пр. чувствует себя в России прекрасно и активно сотрудничает с деятелями русской культуры. Возродилась ашкеназийская культура, как неотъемлемая часть культуры российской. А еврейские общины появились там, где их сроду не было. Так что русские евреи и их культура существуют.
           Это видно и в Израиле, по количеству туристов-евреев, приезжающих из России, да и по количеству евреев в городах России. Для 150 тысяч евреев не понадобилась бы такого количества учебных заведений, самого различного толка организаций, синагог, концертных площадок и многого другого. А чего только стоят еврейские академические ансамбли Турецкого, Ефима Александрова и многие другие, театры пр. и пр. Мне приходилось беседовать с руководителями еврейских общин, раввинами. И они особенно не возражали против таких выводов. Да и израильтян проживает в России не так уж и мало. А бизнесом занимаются многие тысячи израильских граждан - бывших россиян. И весьма успешно.
          Так что не исчезла общность «российские евреи». И пока существует Россия, будет и она. Точно так же, как и в США.
         А сегодня мы обсудим ситуацию в СССР в предвоенные годы. Но в отличие от прошлой статьи, обратимся к причинам столь острой и непримиримой борьбы, которая происходила в стране, в результате которой появился и террор и культ личности, и попытаемся определить роль евреев в этих событиях. Естественно, метод цитирования здесь неизбежен, так же, как и использование других материалов, необходимых для объективной оценки точки зрения Раззакова.


                                                        Что происходило в стране


        Сегодня только ленивый не пишет о России. Вообще-то это хорошо. Часто в русскоязычной печати обсуждаются весьма интересные проблемы, имеющие прямое отношение к темам, имеющим прямое отношение к исследованию Ф.Раззакова. Это достойно внимания.
          После гражданской войны, отмечает Раззаков, встал вопрос: по какому пути идти России. И тут произошел раскол. Один из путей развития предлагала группировка Бухарина-Рыкова-Томского: постепенное накопление внутренних ресурсов и продолжение нэпа без закручивания гаек.
          Тут умышленное искажение истины. В 1928 году исполнительная власть в стране. Однако пойди страна таким путем, и она бы …наверняка проиграла. Вот как об этом пишет С.Кара-Мурза: «В годы перестройки (1989г.) было проведено моделирование варианта Бухарина современными математическими методами. Расчеты показали, что при продолжении нэпа был возможен рост основных производственных фондов в интервале 1-2% в год. При этом нарастало бы отставание не только от Запада, но и от роста народонаселения в СССР (2%). Это предопределяло поражение при первом же военном конфликте, а также внутрисоциальный взрыв из-за нарастающего обеднения населения…» И далее Ф.Раззаков отмечает, что, таким образом, наука доказала, что вариант Сталина (форсированная индустриализация и централизация страны) оказался верным. А все стенания тогдашних (и нынешних) либералов о крепостнической сущности сталинского режима, о его жестокости и т.д. - всего лишь вопли неудачников. Ну как не согласиться с цитируемым автором? Ведь понятно, что со свертыванием нэпа врагов появилось еще больше, а война неумолимо приближалась.
         Что нужно было сделать? И Раззаков дает на это ответ. И он абсолютно прав, что с приходом Гитлера к власти нужно было собрать страну в единый мощный кулак, и готовиться к отпору врагу. Немалое внимание обращалось на воспитание патриотизма, особенно у русского народа, ибо было понятно, что основную тяжесть войны придется вынести именно ему. И тогда возник вопрос, который вновь встал в полную меру сейчас. Как известно, что народ никогда не превратится в нацию, если у него не было героического прошлого, и нет планов созидания на будущее. Именно такая ситуация сложилась тогда. В течение нескольких лет, как и в 90-е годы, противниками патриотического воспитания выступали исторические школы Покровского, по учебникам которого тогда учили советских детей. Ф.Раззаков приводит по этому поводу высказывание известного русского историка А.Вдовина, о котором речь шла в предыдущей статье.
        «Исторические школы М.Покровского упраздняли определение «отечественная» из названия войны 1812 года. «Отечественная», война писала М.В.Нечкина в начале 1930 годов, это русское националистическое название войны». В переводе с «националистического» в данном случае оказывалось, что никакого нашествия Наполеона на Россию не было - «войну затеяли помещики». Поражение французской армии объявлялось случайностью, и с сожалением отмечалось, что «грандиозность задуманного Наполеоном плана превосходила возможности того времени». И никакого тебе патриотизма, никаких героев не обнаружилось. Ну, а о национальной гордости не могло быть и речи. Кроме всего этого, уничтожались памятники архитектуры под предлогом антирелигиозной пропаганды. Вся эта антирусская, антипатриотическая кампания длилась до середины 30-х годов, когда руководство страны обязало советских историков написать новый учебник истории России.
          Помощником Покровского по охаиванию России был «поэт» Демьян Бедный, да и академик Нечкина этим грешила. Естественно, отказ от НЭПа и поворот к централизованному государству, основу которого должен был составить государственный патриотизм вызвал гневную реакцию Запада. Сталин же еще в 1934 году на XVII съезде партии заявил, что приоритетными для его сторонников являются национальные интересы страны. В этом одна из причин ожесточенной борьбы между ленинцами-интернационалистами, которые рассматривали Россию как плацдарм для разжигания мировой революции, и сторонниками Сталина - для которых интересы Державы были превыше всего.
           Кроме того, не следует забывать, что СССР находился в окружении враждебных ему стран. Многочисленная агентура этих стран, внедряемая в СССР, активно вербовала себе агентов в самых разных слоях советского общества, в том числе и в высших сферах гос. и парт. номенклатуры. Кроме всего прочего, не следует забывать, чем отличается гражданская война от обычной. После окончания обычной войны все плененные враги отправляются на свою родину. А после гражданской - значительная часть остается внутри страны и продолжает тайно вести подрывную работу. В итоге к 1937 году ситуация во властной элите сложилась таким образом, что значительная ее часть была готова сместить Сталина и его сподвижников и замириться с Западом.
           И далее Федор Раззаков отмечает, что, по сути дела, тогда могло произойти то, что потом случится в горбачевскую перестройку: ликвидация существующей системы. «В связи с этим, - отмечает Раззаков, - можно привести слова наркома внутренних дел Г.Ягоды (активного участника заговора), которые он произнес в 1936 году перед заговорщиками: «Совершенно ясно, что никакой советской власти в окружении капиталистических стран быть не может. Нам необходим такой строй, который приближал бы нас к западноевропейским демократическим странам. Довольно потрясений! Нужно, наконец, зажить спокойной обеспеченной жизнью, открыто пользоваться всеми благами, которые мы, как руководители государства, должны иметь». Как мы знаем, «перестройки» при Ягоде не произошло. Все заговоры против Сталина, существование которых теперь большинство историков не отрицает, были раскрыты. Сталин оказался расторопнее его. Все это в конечном итоге явилось одной из причин террора, хотя его масштабы преувеличены в разы.
            Что же касается еврейской проблемы, то мнение, что террор 1937 года был направлен против евреев, полностью безосновательно. Да, в числе жертв террора было немало евреев. Но связано это было с тем, что их было немало во всех руководящих звеньях советского общества. Далее, евреи тоже принимали участие в репрессиях. И еще одна деталь. Репрессированные евреи заменялись опять же евреями. К примеру, пост начальника Политуправления РККА еврея Гамарника занял еврей Лев Мехлис. Пост наркома оборонной промышленности еврея Рухимовича занял - еврей Ванников, на место арестованного начальника Спецотдела ГУГБ НКВД Бокия пришел Шапиро. Ежов, придя в НКВД, привел с собой четырех замов - всех евреев. В январе 1938 года был репрессирован руководитель Кинокомитета СССР еврей Борис Шумяцкий. На его место назначили еврея Семена Дукельского. Можно продолжить. Но все это свидетельствует, что репрессии не имели антиеврейской направленности.
          «Но еще показательнее, - отмечает Раззаков, - конечно сведения о национальном составе ЦК ВКП(б) в целом. В 1934 году из 71 члена ЦК 12 было еврейского происхождения; в 1939 году (когда на XVIII Съезде избирался новый состав ЦК) 9 из этих 12 подверглись репрессиям, а 3 вошли в новый состав ЦК. Но помимо этого в этот состав (также из 71 одного члена) были введены 9 человек еврейского происхождения. Таким образом, в 1939 году, после якобы противоеврейских репрессий, в ЦК по-прежнему (как и в 1934 году) каждый шестой из его членов был евреем. Это «представительство» в ЦК, между прочим, более, чем в десять раз превышало долю евреев в населении страны…» И еще один факт отмечает Раззаков. В 1933 году в Москве насчитывалось 226,5 тысяч евреев. За последующие 5 лет туда приехало еще почти 25 тысяч евреев. Теперь зададимся вопросом: если бы столица и в самом деле захлебывалась от террора, (как пишет либеральная пресса, день и ночь «черные вороны» увозили людей на Лубянку, в Бутырку и другие казематы), то стали бы тысячи евреев приезжать в Москву? Да Боже упаси! Кстати, сейчас евреев в столице России больше, чем в тe годы.
         Итак, проанализировав массу документов, монографий и множество других материалов, Раззаков приходит к выводу, что репрессии были вызваны в значительной степени объективными причинами: заговором против кремлевской верхушки и наличием широкой «пятой колонны» в разных слоях советского общества, которые пытались торпедировать сталинский державный курс. «Понимая, что война с Гитлером неизбежна, и что в случае ее начала «пятая колонна» грозит ему тем же самым предательством, как это случилось во время гражданской войны в Испании, Сталин повел яростную атаку против изменников. Но, как это обычно бывает в столь масштабных репрессиях, в ней наравне с реальными противниками режима, погибли и тысячи неповинных людей». Но то, что масштабный заговор существовал, - не вызывает сомнения.
          В своем исследовании Ф.Раззаков поднимает вопрос и об эвакуации еврейского населения. Некоторые из моих знакомых пытались мне доказать, что евреев не предупреждали о грозящей им опасности и не организовали их эвакуации. При этом, как всегда, ссылка на слухи, разговоры и ни одного весомого доказательства. О том, что несет нацизм еврейству, - советские евреи знали задолго до войны. Видимо, эти читатели забыли, что в СССР был еврейский кинематограф, пресса. Многие, многие смотрели фильм «Семья Оппенгейм», «Болотные солдаты» и многие другие. Были по этому поводу и донесения разведчиков. Правда состоит в том, отмечает цитируемый мною автор, что именно Советский Союз взвалил на свои плечи основную миссию по спасению миллионов евреев (как советских, так и европейских) от фашистского террора. В то время как, например, поляки, безропотно выдали немцам 2 миллиона 800 тысяч евреев из 3 миллионов 300 тысяч, проживавших в Польше. Как писал в сборнике «Еврейский мир» И.Шехтман: «Советские власти полностью отдавали себе отчет в том, что евреи являются наиболее угрожаемой частью населения, и, несмотря на острую нужду армии в подвижном составе, тысячи поездов были предоставлены для эвакуации… Во многих городах евреев эвакуировали в первую очередь…» А вот другое свидетельство на эту же тему Е.Кулищера: «Не вызывает сомнений, что советские власти принимали специальные меры для эвакуации еврейского населения или для облегчения его стихийного бегства. Наряду с государственным персоналом и промышленными рабочими и служащими всем евреям отдавалось преимущество при эвакуации…»
           Об этих фактах молчала советская пресса (дабы не раздувать в народе антисемитизм: мол, спасают только евреев), однако мировое еврейство знало о них из разных источников, в том числе и от представителей Советского Еврейского Антифашистского комитета. Его судьба выходит за рамки этой статьи. Почему-то многие не задумываются, откуда столько ашкеназийских евреев оказалось в Зауралье в период войны. К примеру, в Пермской области население за счет эвакуированных евреев удвоилось.

                                                                                                                 © В.Люлечник
 
НАЧАЛО
                                                                                                                                       
                               ВОЗВРАТ

Дорогие друзья! А что думаете вы по этому поводу? Насколько пережитое прошлое и доступные нам документы подтверждают или опровергают представленную здесь версию? Приглашаем принять участие в обсуждении темы на страницах Гостевой книги.  Будем рады вашему мнению!          
                     
                     Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделе "История"