|
|
Господь через страдания приведет Россию к великой славе.
Серафим Саровский
В видении Матерь Божья, сказала, указывая на него: “Сей -
рода нашего”. И спасала его не раз -
в детстве, когда упал с колокольни, позднее, когда был опасно болен.
Ведь она -
покровительница России, он -
ее душа.
Уже при жизни его называли великим старцем. Десятилетия провел он в
уединении и
молитве, носил на спине камни, держал обет молчания,
голодал. Три года мучительно болел, но никто не слышал от него жалобы.
Грабители едва не убили его. Он выжил чудом, остался инвалидом. Он
простил убийц и просил их не наказывать. Всех приходящих к нему,
независимо от сословий, встречал словами "радость моя" и кланялся до
земли. Шли к нему тысячи - за исцелением, за советом, за утешением. Для
каждого находил он нужные слова, источником которых была пламенная
любовь к людям и негаснущий огонь веры. Ведь Серафим означает -
“пламенный”.
Он предвидел судьбу России -
трагедию революции и войн, расстрел царской семьи, миллионы жертв, но
говорил, что Россию ждет великая слава. Согласно Серафиму Саровскому,
возрождение начнется с 2003 года, после принесения всенародного
покаяния.
Дважды спасенный
Преподобный Серафим Саровский, в миру -
Прохор Мошнин, родился в Курске 19 июля 1754 года (по другим данным -
1759 года) в семье купца Исидора Мошнина, начавшего в конце жизни
строительство собора в Курске и Агафии Мошниной, глубоко верующей
женщины, достроившей собор после смерти мужа. Однажды Агафия взяла на
строительство сына. Мальчик оступился и упал с колокольни. Испуганная
мать бросилась к нему, но случилось чудо -
сын был невредим. Когда он тяжело заболел, во сне он увидел Божию
Матерь, обещавшую исцелить его. Вскоре через двор Мошниных прошел
крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла
ребенка на руках, он приложился к иконе, после чего быстро поправился.
“Сей -
рода нашего…”
С юности Прохор решил посвятить себя служению Богу. Мать благословила
его распятием, которое он всю жизнь носил на груди, и он отправился
пешком в Киев на поклонение Печерским угодникам. Старец Досифей,
которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь.
Вернувшись, чтобы навсегда проститься с матерью, 20 ноября 1778 года он
пришел в Саров. Настоятель обители старец Пахомий тепло принял юношу и
назначил ему в духовники старца Иосифа. Прохор пек хлеб, столярничал,
был пономарем. С благословения старца он уходил в лес молиться. Через
два года послушник заболел водянкой, испытывая невыносимые страдания. За
три года он ни разу не жаловался. Старцы хотели вызвать врача, но Прохор
просил этого не делать: “Я предал себя Истинному Врачу душ и телес”. Его
причастили. В несказанном свете ему явилась Матерь Божия в сопровождении
Петра и Иоанна Богослова. Указав на больного, Пресвятая Дева сказала
Иоанну: “Сей -
от рода нашего”, коснулась жезлом больного, жидкость вытекла из тела и
он поправился. На месте явления Божией Матери была построена церковь.
В
луче света возник Христос
После восьми лет послушничества, Прохор принял постриг с именем Серафим,
а через год стал иеродиаконом. Не раз его посещали видения. Во время
Божественной литургии, когда Серафим произнес “Господи, спаси”, его
осенил луч. Подняв глаза, он увидел Христа, идущего по воздуху от
западных дверей храма. Дойдя до амвона, Господь благословил молящихся. В
духовном восторге Серафим не мог вымолвить ни слова, ни сойти с места.
Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа с озаренным
лицом. Он стал ночи напролет молиться в лесной пустынной келии.
Дальняя пустынька
В 1793 году преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и после
смерти настоятеля удалился в “дальнюю пустыньку” -
лесную глушь в пяти верстах от Саровской
обители. Там предавался
молитвам, приходя в обитель лишь по субботам перед всенощной.
Он жил по
уставу древних пустынных обителей, не расставаясь с Писанием. Работая,
пел церковные песнопения. Развел огород и устроил пчельник. Ел раз в
сутки, а в среду и пятницу голодал. Около трех лет питался только травой
снитью. Иногда не ел неделями. Он настолько погружался в молитву, что
подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя. Навещавшие его
изредка схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого
в молитве, с благоговением удалялись. К нему стали приходить за советом.
Испросив благословение настоятеля, преподобный прекратил доступ. Дорогу
в нему завалили сучьями вековых сосен. Лишь звери посещали его. Лисы,
волки, медведи брали хлеб из его рук.
Грабители
Каждую ночь Серафим поднимался на огромный камень в лесу и молился с
воздетыми руками. Так прошло 1000 дней и ночей. Однажды уединение
нарушили грабители. Подойдя к
работавшему на огороде, разбойники
потребовали денег. У Серафима был в руках топор, он был физически силен
и мог бы защититься, но не захотел. Опустив топор на землю, он сказал:
“Делайте, что вам надобно”. Разбойники обухом проломили ему голову,
сломали несколько ребер, связав, хотели бросить в реку, но сначала
обыскали келию и ничего не найдя, кроме
иконы и нескольких картофелин,
ушли. Придя в сознание, он дополз до келии и пролежал ночь. Наутро с
трудом добрел до обители. Там ужаснулись, увидев раненного. Восемь суток пролежал Серафим, страдая от ран. Врачи удивились тому, что Серафим
остался жив. Царица Небесная явилась ему с апостолами Петром и Иоанном.
Коснувшись головы Серафима, она исцелила его. Пять месяцев он провел в
обители, затем ушел в лес. Остался навсегда согбенным, ходил, опираясь
на посох или топорик, однако обидчиков просил не наказывать. После
смерти настоятеля отца Исаии, он взял обет молчания. Если в лесу
встречался человек, святой падал ниц и не вставал, пока тот не удалялся.
В молчании старец провел около трех лет, перестав совсем посещать
обитель.
Возвращение
Многолетнее отшельничество принесло удивительный мир его душе. Он
говорил: “Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя”. По
просьбе нового настоятеля отца Нифонта весной 1810 года преподобный
возвратился в обитель. 15 лет провел он в пустыни. К обету молчания он
прибавил, никуда не выходил и никого не принимал, непрестанно молясь.
Господь ниспослал ему дар пророка и чудотворца на благо людям.
“Радость моя, сокровище мое…”
25 ноября 1825 года Матерь Божия с двумя святителями явилась старцу и
повелела принимать у себя немощные души, требующие наставления, утешения
и исцеления.
Благословившись у настоятеля, преподобный открыл двери
своей келии для всех. Приходившие к преподобному чувствовали безмерную
любовь. К каждому он обращался со словами: “Радость моя, сокровище мое”.
Старец стал посещать свою пустынную келию и родник, называемый
Богословским, около которого ему выстроили маленькую келейку. Выходя из
келии, старец всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем
он это делает, святой смиренно отвечал: "Томлю томящего меня". В
последние годы земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о
Дивеевской женской обители. Ученики помогали святому в заботе об обители
-
Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни и
по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты, Николай
Александрович Мотовилов, исцеленный преподобным.
Обыкновенное чудо
“Это случилось зимой, в пасмурный день”, -
вспоминал дворянин Николай Александрович Мотовилов.
- Надо, чтобы Дух Святой вошел в сердце, -
говорил преподобный. - А посты, молитвы, добрые дела -
средства для этого.
- Как же я могу видеть благодать Духа, -
отвечал Мотовилов. -
Как могу знать, со мной Он или нет?
Тогда старец крепко взял его за плечи. Мотовилов увидел, что лицо
Серафима “стало светлее солнца”, а из глаз “молнии сыпались”. В сердце
Николай Александрович ощутил “необыкновенную радость и тишину”, а его
телу стало тепло, как летом, хотя вокруг падал снег.
- Не устрашайтесь, - сказал старец. - И вы сами теперь так же светлы
стали, как и я сам.
В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел
его стоявшим на воздухе во время молитвы.
Прощание
За год и десять месяцев до его кончины, явившись в видении, Пресвятая
Дева долго беседовала с преподобным, закончив словами: “Скоро, любимиче
мой, будешь с нами”. Преподобный указал место, где следовало похоронить
его, - близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года он в последний
раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии,
причастился и, благословив братию, простился: “Спасайтесь, не унывайте,
бодрствуйте”. 2 января 1833 года келейник преподобного, отец Павел, в
шестом часу утра, направляясь в церковь, почувствовал запах гари,
исходивший из келии преподобного. В келии святого всегда горели свечи, и
он говорил: “Кончина моя откроется пожаром”. Когда двери открыли,
оказалось, что вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед
иконой Божией Матери, скрестив руки на груди, бездыханный. Его светлая
душа во время молитвы взлетела к Богу.
Пророчества Серафима Саровского
Преподобный предвидел страшные испытания, выпавшие России в XX веке:
“Будет такое время на Руси, когда ангелы не будут успевать принимать
души умирающих”. Святой Серафим оставил письмо Николаю II, передав его
Николаю Мотовилову со словами: “Ты не доживешь, а жена твоя доживет,
когда в Дивеево приедет вся царская фамилия, и царь придет к ней”. Елена
Мотовилова скончалась в 1910 году, а 20 июля 1903 года в Дивеево приехал
государь, благоговейно принял письмо, положил его в нагрудный карман,
сказав, что читать
будет после. Когда царь прочел послание, он горько
заплакал. Его утешали, говорили, что хотя
старец может ошибаться.
Содержание письма неизвестно. В 1903 году могила старца была вскрыта, и
Священным Синодом было принято решение о канонизации преподобного
Серафима. Согласно его пророчеству, спустя сто лет после “обретения его
мощей”, Россия, преодолев лихолетье, начнет возрождаться:
“Господь через страдания приведет ее к великой славе. Чудесным образом
соберет разбитый в щепки русский корабль, и он пойдет под всеми парусами
Богом предначертанным ему путем”.
Но произойдет это после всенародного покаяния.
©В.Баша
Иллюстрации:
https://days.pravoslavie.ru/Life/life138.htm
НАЧАЛО
ВОЗВРАТ
№10 2005г.
|
|
|