Антология античной мысли_____ Сенека
Нравственные письма к Луцилию
/Фрагменты/
XLI
(1) Ты пишешь, что по-прежнему упорно стремишься к
совершенству духа; дело это прекрасное и для тебя спасительное, ибо
глупо молить о том, чего можно добиться от себя самого. Незачем ни
простирать руки к небесам, ни просить прислужника в храме, чтобы он
допустил нас к самому уху кумира, как будто тот лучше услышит нас: ведь
бог близ тебя, с тобою, в тебе! ... обитает один - но не ведаем кто - из бессмертных.
(4) А если ты увидишь человека, не устрашенного опасностями, чуждого
страстям, счастливого среди бед, спокойного среди бурь, глядящего на
людей сверху вниз, а на богов - как на равных, разве не почувствуешь ты
преклонения перед ним? Разве не скажешь: "Тут есть нечто слишком великое
и возвышенное, чтобы можно было поверить, будто оно схоже с этим жалким
телом - своим обиталищем. Сюда снизошла божественная сила". (7) ...Достоинство лозы - плодоносность; так и в человеке следует хвалить лишь то, что от него самого. У такого-то красивая челядь и прекрасный дом, он много сеет и много получает барыша: но все это - не от него самого, а вокруг него. (8) Хвали в нем то, что нельзя ни отнять, ни дать, что принадлежит самому человеку. Ты спросишь, что это? Душа, а в ней - совершенный разум. Ведь человек - разумное существо; значит, для него высшее благо - выполнить то, ради чего он рожден. (9) А что требует от него разум? Ничего трудного: только жить согласно своей природе. Трудно это лишь по причине всеобщего безумия мы все толкаем друг друга к пороку. Как можно вернуть к здравомыслию тех, кого не удерживает никто, а гонит вперед целая толпа?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Подборка Геннадия Меша |