ВОЗВРАТ                    

                                                     
       
 Май 2008, №5         

Эссе________________________________________                                              Рина Феликс           

       

Сара - исчадие французского Вавилона...                           
                                         
 

 

           Судьбу худенькой девочки с метким прозвищем Швабра решил любовник её матери - единокровный брат Наполеона Ш, граф де Морни.
          Именно он решил, что из тоненького создания может выйти великолепная актриса.
          И пышноволосая девочка была устроена стараниями влиятельного мужчины... сначала в Консерваторию - актерскую школу французского правительства, а затем и в "Комеди Франсэз" - знаменитый во все времена театр.
           Прозвище Швабра сменило другое... похожее - "прекрасно отполированный скелет"...
         Да... если речь заходит... о скелетах, воображение, естественно высвечивает кладбище... или гроб...
         Гроб из розового дерева сопровождал героиню повествования везде... во всех её гастрольных поездках...
       С детства ей пророчили раннюю смерть и, видимо эта непреложность так трансформировала сознание нерядовой женщины... если уж... то ДОСТОЙНО встретить... быть готовой... ВСЕГДА...
          "Вы сами видели, я встретила без дрожи о скорой смерти весть..." - говорит её Ифигения в трагедии Расина.
          И, видимо, в ожидании "скорой" смерти она стала жадной до жизни... чрезмерно...
           В одной из публикаций - "В ее квартире царил хаос: повсюду были разбросаны ковры, пледы, пуфики, безделушки и прочие предметы. Под ногами вертелись собаки, обезьяны и даже змеи. В спальне актрисы находились скелеты, а сама она некоторые роли любила учить, полулежа в гробу, обитом белым крепом".
           Меня покоряет УМЕЛЫЙ эпатаж... Эпатаж под которым угадывается "твердая почва"... право на него...
            Но... судите сами...
         Не каждая из живших на прекрасной нашей земле сможет "похвастаться" такой... "коллекцией"... Разумеется, не станем мы предавать значения "сплетням" - вроде романа с Папой Римским, но её ЗНАКОМСТВО с великими мира сего не вызывает сомнений.
           Это и принц Уэльский, впоследствии король Эдуард VII, принц Наполен, племянник Наполеона I, австрийский император Франц Иосиф, король Испании Альфонсо и Италии - Умберто. Датский король Кристиан IX.
           Все они были друзьями и почитателями таланта выдающейся женщины.

           САРА БЕРНАР...

           Её неудачный дебют, а затем... БЛИСТАТЕЛЬНАЯ карьера...
           Её героини в классическом репертуаре - Дездемона, Андромаха, Заира, Федра...
     Её блистательная МАРГАРИТА ГОТЬЕ, о которой великий Гюго сказал - "Мадам! Вы были очаровательны в своем величии, Вы взволновали меня, старого бойца. Я заплакал. Дарю Вам слезу, которую Вы исторгли из моей груди, и преклоняюсь перед Вами".
     И... бриллиантовая СЛЕЗА нашла свое место в роскошной коллекции украшений дивы подмостков.
   Коллекции, которую она постоянно возила с собой, обзаведясь крошечным пистолетом... в качестве "действенного" средства защиты от грабителей...
            А количество МУЖСКИХ ролей?
           По словам великого мэтра Станиславского актриса являлась примером ТЕХНИЧЕСКОГО совершенства. «Она прекрасно владела полярностью переживаний - от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости - тончайшая нюансировка человеческих чувств" - говорил об актрисе знаток сценического мастерства князь Сергей Волконский.
           Но... было и нечто... такое, что может оставить "равнодушной" лишь очень сильную натуру, или очень сильную актрису, умеющую... СЫГРАТЬ равнодушие...
           «Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар, этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?..» - так высказался Тургенев.
           Но... нужно помнить о том, что его сердце было отдано лишь ОДНОЙ женщине - Полине Виардо и... даже для Бернар не было в нем места, что по моему твердому убеждению, всё-таки, на давало права говорить так ЗЛО...
           Ничьи отрицательные высказывания и эмоции не могут поколебать мнение об актрисе, как о ПЕРВОЙ МИРОВОЙ СУПЕР-ЗВЕЗДЕ.
        
   А зависть... вечный "шлейф", который тянется за слишком успешными ЛИЧНОСТЯМИ... что ж... за всё приходится платить. И чем выше полет, тем плата непомернее...
            «У Сары есть правило: никогда не думать о завтрашнем дне. Завтра - будь что будет, хоть смерть. Она пользуется каждым мгновением... Она глотает жизнь. Какое неприятное обжорство!..» - высказался мастер лаконичной прозы Жюль Ренар.
            И это "слово" - ОБЖОРСТВО... сродни именно зависти... зависти к НЕВЕРОЯТНЫМ УСПЕХАМ...
          
  Ну что же... дорога к ЗВЕЗДАМ пролегает через ТЕРНИИ... это аксиома...

             Актриса, несмотря на все пророчества прожила долгую жизнь.
             Превозмогала жестокую болезнь... жила... ЖИЛА... и радовалась тому, что живет...

             В последний путь "королеву театра" провожал ПАРИЖ....
             ВЕСЬ ПАРИЖ! Усыпав последнюю дорогу, дорогу к Пер-Лашез любимыми её цветами - КАМЕЛИЯМИ...

                                                               
                                                                                                                         ©  Р.Феликс

НАЧАЛО                                                                                                                                                                                                                         ВОЗВРАТ
                                             Предыдущие публикации и об авторе - в №1 2008