ВОЗВРАТ                                       

   
  
Январь 2008, №1    

      Страницы истории России___________                                                                  Виолетта Баша       

Включите звук!                                                             Русь Православная        

      

 Обитель израненных душ                                    

  Старцы Оптиной пустыни                           

 

               Основанная раскаявшимся разбойником в XV веке, Оптина пустынь прославила Русь своими святыми старцами. Она стала обителью утешения для всех обездоленных. Сюда за исцелением и надеждой приходили и нищие, и немощные, и знать, и великие русские писатели и философы. Не раз обитель подвергалась разгрому. Однако, чудом возрождаясь из небытия, Оптина пустынь стала истинным духовным центром России. После долгих лет разорения, Оптинская пустынь в 1989 году была вновь открыта. Сейчас это один из первых открытых после советских времен мужской православный монастырь. Здесь и по сей день у мощей святого старца Амвросия происходят чудеса исцеления. А один из святых оптинских старцев Нектарий предсказал за год до расстрела царской семьи ее мученический конец, тяжелый век, наступающий для России, и будущее величие и славу нашей Родины.

                                                           Атаман разбойников

         Основателем Оптиной пустыни в середине XV века предание называет старца Опту, до внезапного раскаяния - атамана казачьей шайки. В Козельских лесах в XV веке эта шайка долго терроризировала округу. Преступники убивали и грабили людей. Но произошло чудо. Атаман разбойников раскаялся в содеянном, стал голодать и молиться, искупая свою вину, и основал божью обитель. Главарь разбойников стал старцем! Основанная бывшим разбойником обитель стала самым знаменитым духовным центром России. Какие только бедствия не претерпевала обитель. И литовский набег в Смутное время, и голод, и разорение. В XVII веке монастырь нищенствовал, а монахи питались одной капустой. В семидесятых годах XVIII века в обители осталось всего два монаха, глубоких старика, один из которых был слепым. Как они выжили без средств к существованию? Бог ведает. Закрывали обитель и в советские времена. В 1919-м ее преобразовали в «сельхозартель», а в 1926-м разгромили «активисты». И все-таки обитель возрождалась после каждого разгрома, и прославила Русь святыми старцами.

                                                        Обитель израненных душ

             
В начале восемнадцатого века обитель прославилась старцем Львом. О нем узнала вся Россия, большинство населения которой составляли крестьяне. Врачей на селе не хватало, а болезней и бед было в избытке. Люди шли за помощью ко Льву. И никто не уходил от него без исцеления. Его преемником стал Макарий. Но самым известным был третий по счету оптинский старец Амвросий, ученик Льва и Макария. Именно он стал прототипом старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» Достоевского.
              Амвросий, в миру - Александр Михайлович Гренков, родился 5 декабря 1812 в Тамбовской Губернии в семье пономаря Михаила Федоровича и его жены Марфы. При крещении его назвали Александром в честь князя Александра Невского. Он был шестым из восьмерых детей в семье. Во время учебы в духовном училище он опасно заболел и дал обет постричься в монахи.
              "Батюшка Амбросим", как называли его простые люди, был великим старцем. Ему были открыты мысли приходящих к нему людей и их грехи. В его маленький домик в скиту приезжали со всей России тысячи страждущих. Как писал современник, «не было часа в сутках, когда не стояли бы у скитских ворот жаждавшие повидать батюшку, здесь не рассуждали, может ли всех принятых прокормить и содержать монастырь». Больные после посещения старца выздоравливали, у бедняков налаживалась жизнь. Павел Флоренский называл Оптину пустынь «духовной санаторией израненных душ». Но если кто-то не выполнял указание старца, случиться с ним могло все, что угодно. Человек мог разориться, заболеть, и это была не воля старца, а кара Господня. Власть старца тогда была абсолютной, ослушаться его боялись даже преступники, не боявшиеся городовых!
              Амвросий открыл детский приют, и основал поблизости от Оптиной пустыни в поселке Шамордино женскую Казанскую обитель, где провел последние годы жизни. Монахини боготворили своего духовного наставника. 22 октября 1891 старец скончался. «Я знаю таких, у которых личное к нему чувство было сильней самой веры в Церковь. Я уверен, что есть люди (особенно пожилые монахини), которые надолго его не переживут», - писал после смерти Амвросия Константин Леонтьев Василию Розанову.
              В 1988 году Амвросий причислен к лику святых. Его мощи покоятся в Введенском соборе Оптиной пустыни. И по сей день у мощей Амвросия происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых болезней.

                                         «Война и мир» между писателем и старцами

               Амвросия посещали Федор Достоевский, Константин Леонтьев, Владимир Соловьев, Алексей Толстой и Лев Толстой. Лев Николаевич относился к старцам неприязненно, а после визитов к ним написал критические статьи: «Записки христианина» и «В чем моя вера?». История противостояния Льва Толстого и старцев имела продолжение после смерти Амвросия. Упрямый писатель в последнем странствии в 1910-м году все-таки посетил Оптину пустынь. И вновь он не поладил со старцами. Когда стало известно, что Лев Николаевич при смерти, ученик Амвросия Варсонофий приехал к нему, однако, старца не пустили к умирающему!
             Позднее в Оптиной пустыни побывал и Гоголь. Видно, не давали ему покоя его мистические персонажи (один черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» чего стоит!), и он писал старцам: «Ради Самого Христа молитесь: мне нужно ежеминутно быть мыслями (духом) в Оптиной пустыни».

                                                             Иосиф и его четки


          
   После смерти Амвросия духовником Оптиной пустыни стал его ученик Иосиф. Он рано стал сиротой, зарабатывал на жизнь, работая в трактирах. Тяжелое детство подорвало его здоровье, всю жизнь старца мучили жестокие болезни, несмотря на которые он принимал огромное количество посетителей. От слабости он не мог вести долгие беседы, но умел в нескольких словах выразить главное, и помог многим больным. Известен случай, когда женщина исцелилась, просто подержав в руке его четки. На девятый день после его смерти на его могиле исцелился первый больной.

                                                                 
   Странник

              После Иосифа старческое служение продолжил Варсонофий, в миру - Павел Иванович Плиханков. Дворянин, полковник, состоявший на блестящем счету, он вот-вот должен был стать генералом. Товарищи веселились на пирах, а полковник читал Библию, постился, ходил в церковь и писал стихи духовного содержания под псевдонимом Странник. Когда Павел Иванович поступил в Оптину пустынь, ему было почти пятьдесят лет! Через десять лет он стал старцем Варсонофием. У него был необыкновенный дар прозорливости. Незнакомцам он открывал все их грехи, точно указывая даты и имена. Во время русско-японской войны он был на фронте священником, где он причащал воинов и отпевал погибших. Пуля не брала больного старца! Вернувшись в пустынь, он несколько раз чудесным образом избежал смерти.

                                                      Второй Серафим Саровский

              Старца Анатолия (Потапова) в народе называли «утешителем»
и "вторым Серафимом". Несмотря на боль в кровоточащих ногах и от ущемления грыжи, старец принимал всех без ограничения времени, всегда был приветлив, со всеми ласков. Иногда он не спал неделями. Вскоре после революции старца арестовали. Он вернулся в обитель еле живой, с остриженными волосами и бородой, но ... улыбающийся. Второй раз за ним приехали 29 июля 1922 года. Под утро келейник застал старца стоящим на коленях. Когда же сотрудники уполномоченные вошли в келью, они увидели, что старец уже не в их власти: Господь забрал его, не допустив продолжения пыток в застенках ГПУ.

                                                            Пирожок с начинкой

              Отец Анатолий всегда спрашивал посетителей, были ли они у отца Нектария. Узнав, что нет, говорил: "Идите к нему сегодня же. Он великий старец, такой, как Амвросий". Сам отец Нектарий не признавал себя великим, говоря: " Я все равно как пирожок без начинки". (Пирожком с начинкой он называл отца Анатолия.) Если Анатолий всех покорял добротой, то Нектарий мог быть и суровым. Родом из бедной семьи, он стал наставником интеллигенции. Одна лишь беседа с ним могла в корне переменить судьбу человека.
              В 1912 году в Оптину пустынь приехал известный русский спирит Владимир Быков, скрывший от старца свое увлечение оккультными науками. Старец принял его доброжелательно, однако, внезапно сказал: «Ужасное, пагубное для души и для тела
- увлечение спиритизмом». Спирит вспоминает: «Если бы в келии раздался раскат оглушающего удара грома, он бы не произвел на меня такого впечатления, как эти слова боговдохновенного старца». Рассказал старец и о связи подобных занятий с развалом семьи, поведал Быкову о его потаенных мыслях и желаниях. Рассказ старца так подействовал на него, что знаменитый спирит публично отрекся от своих бывших убеждений, обличал спиритов, а вскоре стал священником.
               Святой Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году. Он рано осиротел, работал в лавке. Когда ему исполнилось восемнадцать, приказчик решил женить его на своей дочери. Николаю посоветовали спросить благословения на брак в Оптиной пустыни. В то время к преподобному Амвросию шло столько народу, что приема ждали неделями, но Николая старец принял сразу же и беседовал с ним два часа, и Николай навсегда остался в обители. Он часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловалась на него Амвросию, а тот отвечал: "Подождите, Николка проспится, всем пригодится".
                 В 1898 году Нектарий перестал выходить из кельи, а окна в его келье были заклеены синей бумагой. Несколько лет он читал духовные книги, занимался математикой, историей, географией, русской и иностранной литературой, языками, свободно говорил по-французски. Нектарий был невысокого роста, с округлым лицом, из-под высокой монашеской шапочки выбивались пряди полуседых волос. В руках он всегда держал гранатовые четки. Иногда старец совершал странные поступки. На трапезе он мог слить все блюда в одну тарелку; мог - в нарушение монастырского устава - откушать с посетителями молочного шоколада. А то вдруг начинал играть с фонариком, включая и выключая его и приговаривая: "Я молнию поймал". В 1913 году братия собралась, чтобы избрать старца. Скромный Нектарий собрание не посетил: "И без меня выберут кого надо". Но старцем выбрали именно его. За ним послали. Он пришел: одна нога в туфле, другая - в валенке.
               Старцам приходилось вести огромную переписку. Отец Нектарий отвечал на письма, не вскрывая их. Священник Василий Шустин был особенно поражен этой способностью Нектария: "В один из моих приездов в Оптину пустынь я видел, как отец Нектарий читал запечатанные письма. Он вышел ко мне с полученными письмами, которых было штук 50, и, не распечатывая, стал их разбирать. Одни письма он откладывал со словами: «Сюда надо ответ дать, а эти письма, благодарственные, можно без ответа оставить»". Он их не читал, он видел их содержание. Некоторые из них он благословлял, а некоторые и целовал».
               Священник Василий Шустин оставил воспоминание и о таком чуде отца Нектария. Однажды старец сказал ему: "Пойдем, научу самовар ставить. Придет время, у тебя прислуги не будет". Нужно было налить воды; старец указал Василию на большой медный кувшин. Василий попробовал его поднять, но не смог. Нектарий опять повторил: "Ты возьми кувшин и налей воду в самовар". "Да ведь он слишком тяжелый для меня, я его с места не могу сдвинуть", - ответил Василий. Тогда батюшка подошел к кувшину, перекрестил его и говорит: "Возьми". Василий поднял его и с изумлением почувствовал, что кувшин ничего не весит! Отец Нектарий уничтожил силу тяжести крестным знамением!

                                                      Пророчества святого Нектария

               В 1923 году старец Нектарий был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Его ожидала казнь. Его спасло только заступничество поэтессы Надежды Павлович. Она обратилась в Наркомпрос с просьбой спасти ее "дедушку", старика-монаха, которого хотят расстрелять. Крупская расценила это как "перегибы на местах", вскоре в Козельск пришла телеграмма об освобождении старца. Нектария отправили в ссылку в брянское село Холмищи. Эту перемену в своей судьбе старец предвидел. Еще до Октябрьской революции он предсказывал, что монастырь разорят. А в 1917 году при Временном правительстве сделал пророчество: «Скоро будет духовный книжный голод. Не достанешь духовной книги. Наступает век молчания. Государь сколько унижений терпит за свои ошибки. 1918 год будет еще тяжелее, Государь и вся семья будут убиты, замучены. Да, этот Государь будет великомученик. В последнее время он искупил свою жизнь, и если люди не обратятся к Богу, то не только Россия, вся Европа провалится. Наступает время молитв.". О более далеком будущем он говорил, что "Россия воспрянет и материально не будет богата, но будет богата духом".
               Духовные дети Нектария приезжали к нему в Холмищи. Однажды приехала Мария Сухова, будущая монахиня Илария. "Сегодня ляжешь спать не в комнате приезжих, а у меня", - приказал старец. Всю ночь он молился, а на рассвете сказал: "Иди в общее помещение". Она вышла и узнала, что ночью приходили из ГПУ с обыском. Если бы не указание старца, ее бы арестовали. А войти в келью отца Нектария чекисты не решились.
               В 1925 году в Холмищи к старцу приехал Георгий Жуков. Тогда ему было двадцать девять лет. Отец Нектарий предсказал ему блестящие победы.
              Старец принимал на себя чужие грехи и болезни и тяжко страдал. Свою смерть старец предчувствовал. Прощаться с близкими он начал еще за два месяца: говорил последнее наставление, благословлял. Умер он 29 апреля 1928 года.
              Начались разрушения: погибли 65-метровая колокольня, больничная Владимирская церковь. Храмы разорили и обезглавили, могилы старцев сровняли с землей.
                                    
 
              Оптина пустынь - один из первых вновь открытых православных мужских монастырей. Его передали верующим в ноябре 1987 года, а в июне 1988-го здесь освятили первый престол. За несколько лет были восстановлены храмы, стены и башни монастыря и скита. 3 июля 1989 года состоялось обретение мощей преподобного Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило сильное благоухание. Мантия старца оказалась нетленной, сами останки были янтарного цвета. Святые мощи Нектария были перенесены в собор во имя Введения во храм Божией Матери, где уже покоились мощи его наставника - святого Амвросия. Обретены были мощи и семи других оптинских старцев, также прославленных как святые. Каждое воскресенье их вносят во Введенский собор. Рака с мощами преподобного Нектария находится в западной части Амвросиевского придела соборного храма. У мощей совершаются чудеса исцелений. Недавно канонизированы еще 13 оптинских старцев.
                                                                                                                                                             
©В.Баша

НАЧАЛО                                                                                                                                                                                           ВОЗВРАТ

Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделах "Страницы истории России", "Глобус 'Русского  Глобуса'" и  №10 2005г.