ВОЗВРАТ                                         

   
  
Июнь 2006, №    
   

О чем пишут                                      украинские издания_________________      

Владимир Крыловский     
 
                                                                          
    

       Уже несколько лет Владимир Крыловский работает над книгой "Тайно приговорённые" - о политических убийствах в бывшем Советском Союзе. Это попытка нарисовать более или менее объективную (насколько позволит фактологический материал) картину тайного уничтожения советской госбезопасностью неугодных коммунистическому режиму лиц, от которых в силу различных причин нельзя было избавиться "законно" - арестовать, осудить на лагерный срок, расстрелять, упрятать в "психушку". Таких людей "органы" - ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ - вплоть до 1991г. (последующий период остался за пределами авторского исследования) убирали, применяя тактику тайных убийств, замаскированных под уголовщину, несчастный случай, дорожно-транспортное происшествие, самоубийство, "случайное" отравление, "неожиданную" смерть на операционнном столе, гибель от "странной", неизвестно откуда взявшейся болезни...
      Во время сбора материала автор не раз слышал: - Политические убийства?! Да что тут можно доказать? Вот если бы открыть архивы КГБ!
     Не помогут тут архивы КГБ никогда! Оперативные разработки терактов делались исключительно в устной форме, а если и осело в архивах что-то, проливающее свет на тот или иной случай, то уже давно сожжено...
      Автор собрал и проанализировал более 250 случаев тайного устранения в СССР противников коммунистического режима. Материал, конечно же недостаточный, чтобы написать историю политических убийств в СССР. Однако применяя приём обобщения, можно обозначить костяк чудовищного явления государственных политических убийств - секретной террористической деятельности КПСС против собственного народа.
        Перед Вами - одна из глав будущей книги.

                                               ПОДСТРЕЛЕННЫЙ В ЛЁТ  

       Вот уже 27 лет прошло как во Львове исчез известный украинский композитор Владимир Михайлович Ивасюк. 30-летний автор популярных молодёжных песен - гремевшей на всю страну "Червона Рута", "Водограй" и др., сочинитель многочисленных кантат, вариаций для фортепьяно, полифонических сюит, автор музыкальных оформлений театральных спектаклей - восходящая звезда Украинской национальной культуры, он 24 апреля 1979г. ушёл утром на занятия в консерваторию и домой не вернулся...
     26 апреля его родители обратились в милицию, но вскоре увидели, что милиция по какой-то причине их сына не ищет. Убитые горем, они стали пробиваться к прокурору Львовской области Б.Антоненко, однако, тот принять их категорически отказался. Их принял его заместитель А.Кравец, который на все вопросы, касающиеся исчезновения их сына, только "пожимал плечами". А когда через несколько дней они позвонили ему по телефону, он, не скрывая раздражения, крикнул в трубку: "По этому вопросу мне больше не звоните! Не зво-ни-те!".
        18 мая родителям В.Ивасюка сообщили, что их сына уже нет в живых. Его, как сказали им, повесившегося на дереве, нашли в Брюховецком лесу вблизи Львова. Под деревом валялась его пустая сумка, из которой исчезли музыкальные партитуры, на руке остались часы, в кармане - мелкие деньги.
      Опознание трупа, происходило на следующий день в плохо освещённом полуподвальном помещении. Завёрнутое в одеяло тело лежало в тёмном углу, и, по словам матери погибшего, "было совершенно невозможно рассмотреть его". "Мы не можем снять одеяло: тело ещё не зашито после судмедэкспертизы", - объяснил родителям прокурор Б.Антоненко. А когда они потребовали показать им сына при хорошем освещении, он вдруг взорвался: "Да забирайте вы его к чёртовой матери! Берите и смотрите на него хоть сто лет!".
       Родители всё-таки настояли на опознании трупа в нормальных условиях. Им сразу бросилось в глаза, что некоторые места на теле явно загримированы. Под гримом угадывались следы насилия...
      Прокуратура Шевченковского района г.Львова возбудила уголовное дело по факту смерти В.Ивасюка. Cледствие, находившееся под личным контролем Б. Антоненко, пришло к выводу, что Владимир Ивасюк повесился. Версия убийства, а тем более убийства по политическим мотивам практически не разрабатывалась...
       Впоследствии харьковский кореспондент газеты "Экспресс- Хроника" Виктор Баранов, проведший журналистское расследование гибели композитора, напишет: "Через 20 дней после обнаружения трупа в львовских газетах мелькнула информация: "Экспертно-медицинская комиссия установила, что причиной смерти В.М.Ивасюка является самоповешение". Однако, в материалах уголовного дела это отражено не было, а по словам зам. районного прокурора Я.Гнатива, проводившего следствие, "вывод о самоповешении сделала не экспертно-медицинская комиссия, а секретарь морга, выписавший справку о смерти" (Газета "Экспресс-Хроника", 26 апреля 1999г., №17 /572/, с.4, Виктор Баранов - "Смерть композитора. В убийстве В.Ивасюка подозреваются сотрудники КГБ" - линк М.-И.).         Вскоре из кабинета Я.Гнатива исчез ремень от плаща, на котором, по версии следствия, повесился Владимир...
       А в Москве среди почитателей и поклонников В.Ивасюка был начальник МУРа генерал-лейтенант МВД Алексей Экимян, он же - талантливый композитор, автор популярных эстрадных песен "Снегопад", "Солнечный дождь", "С чем сравнить любовь?" Высокий профессионал в расследовании самых различных уголовных дел, в том числе самоубийств и убийств, он сделал всё от него зависящее (можно представить себе, какие формальные и неформальные связи он задействовал), чтобы пролить хоть какой-либо свет на подлинную причину гибели В.Ивасюка. И потерпел фиаско!.. Такая закрытость, недоступность уголовного дела даже для высоких чинов МВД могла говорить только о непосредственной причастности к нему КГБ или ГРУ.
       Творчество В.Ивасюка, в первую очередь его песни, обращённые к национальным чувствам украинской молодёжи, было очень неугодно властям. А его связи, его политические взгляды, о которых было хорошо известно в КГБ, говорили о непримиримой нелояльности к советской системе. Он открыто дружил с диссидентами; не боялся встречаться с иностранными туристами, многие из которых были проживающими на Западе украинскими эмигрантами, настроенными очень враждебно к советской системе; тесно общался со свящённослужителями запрещённой коммунистическими властями Украинской Греко-Католической Церкви. О нём с теплотой отзывались в Ватикане... При этом, мы уже говорили, он был очень известным человеком. Его песни в исполнении знаменитой певицы Софии Ротару и популярной украинской вокально-инструментальной группы "Смеричка" ("Ёлочка") звучали на весь Союз в финальной передаче "Песня года" (Центральное телевидение). А московская фирма "Мелодия" выпустила быстро разошедшуюся по всей стране грампластинку с его двенадцатью произведениями... Такому человеку КГБ не мог предъявить сфальсифицированное уголовное обвинение. На политическую же статью В.Ивасюк не тянул...
        По словам его отца, гебисты поставили себе задачу завербовать его. Они несколько раз вызывали его "на беседы", а пару раз, незадолго до трагедии, уводили прямо с занятий. Ему настойчиво предлагали стать осведомителем, и твёрдость, с которой он отказывался, по-видимому, была невыносима для КГБ.
       В Львовской консерватории, где он учился, его стали организованно травить. Так преподаватель по классу композиции, А.Кос-Анатольский мог вдруг без всякого стеснения прямо на занятиях начать обсуждать со студентами нравственные качества В.Ивасюка... А секретарь партийной организации консерватории Мельничук перед самой защитой В.Ивасюком диплома могла вдруг воскликнуть: "Володя! Вы всё ещё здесь?! А весь город говорит, что Вы сбежали за границу (такое прилюдное обвинение в неблагонадёжности звучало в те годы очень зловеще). (Существует мнение, что оба раза педагоги консерватории нападали на своего знаменитого студента с подачи КГБ...).
       Недели за две до его исчезновения к нему на улице неожиданно подошли трое незнакомых людей и, не сказав ни слова, стали избивать его. Ему удалось вырваться и прыгнуть в отъезжавший от остановки трамвай. В семье сохранили его куртку с оторванными в том инциденте пуговицами...
        Интересно, что в той же статье в "Экспресс-Хронике" приведены, правда, без указания источника информации, выдержки "из секретного донесения агента "Сокола" в КГБ СССР: "Среди львовской и киевской интеллигенции муссируются слухи о том, что якобы сотрудники КГБ тайно вывезли Ивасюка в лес и повесили его...".
     Украинская интеллигенция, особенно представители украинского национально-освободительного движения действительно никогда не верили в версию о самоубийстве композитора. Они сразу обратили внимание на тот факт, что его тело, вынутое из петли через 25 дней после его исчезновения, "не имело признаков разложения и разбухания", а "след от петли был свежий" (Газета "Экспресс-Хроника", 26 апреля 1999г., №17 /572/, с.4). Где же В.Ивасюк находился между 24 апреля и 18 мая?
       Кроме того, те из диссидентов, которые сами когда-либо преследовались КГБ, хорошо знали что, если человека вызывали туда на "беседы" (а В.Ивасюка, мы уже говорили, иногда даже снимали прямо с занятий), за ним автоматически, "по протоколу" устанавливалось наружное наблюдение. А тот факт, что к В.Ивасюку на улице прицельно подошли "незнакомые люди" и стали избивать его, ещё раз подтвердил, что гебисты хорошо знали все его маршруты и отслеживали каждый его шаг. Как же он мог у них на глазах куда-то исчезнуть?
     Вернее всего, гебисты, задержав композитора, допрашивали его с пристрастием (загримированные следы насилия на теле) в своих застенках, а затем вывезли в лес и, сымитировав самоубийство, повесили. Как профессионалы, они не могли не знать, что существует много дополняющих друг друга криминалистических методик, позволяющих безошибочно определить, повесился ли человек сам или его повесили против его воли. Но они были спокойны: они знали, что КГБ никогда и никому не позволит заниматься таким расследованием...
       Похороны Владимира Ивасюка вылились в мощную демонстрацию. Проститься с ним пришло несколько тысяч человек. Гроб несли на руках до самого кладбища. Похороны воочию показали, почему В.Ивасюк был так опасен для коммунистических властей: ещё раз подтвердился тот факт, что для масс его творчество являлось мощным катализатором национальной украинской идеи. Над могилой было сказано много тёплых слов, в которых, завуалировано прозвучала горькая мысль: смерть композитора - такая ощутимая для национальной украинской культуры - отнюдь не является результатом самоубийства. Особо ярко в этом плане выступил председатель Львовской писательской организации Ростислав Братунь.
        Из донесения агента "Сокол" в КГБ СССР: "Своими намёками Ростислав Братунь вселил в присутствующих уверенность в том, будто бы сотрудники госбезопасности могли уничтожить Ивасюка" (Газета "Экспресс-Хроника", 26 апреля 1999г., № 17 /572/, с.4).
        Некоторое время спустя Р.Братунь под давлением компетентных органов был вынужден покинуть свой пост.
         В начале июня 1979г. на сороковины В.Ивасюка у его могилы состоялся гражданский митинг, собравший несколько сот человек. Все выступления были окрашены рвущемся из людских сердец глубоким национальным чувством. Среди выступавших были преследуемые КГБ члены Украинской Хельсинкской Группы отец и сын - Петро и Василь Сичко, которые вскоре были арестованы. Присутствующие скандировали крамольный по тем временам лозунг, имеющий скрытый национально-освободительный подтекст: "Слава Украине!" (Людмила Алексеева - "История инакомыслия в СССР. Новейший период", Khronika press, 1984, с.36 - линк М.-И.).
         Родителям композитора не разрешили поставить на его могиле памятник, предложив ограничиться просто могильным камнем. Им удалось узнать, что запрещение это исходило от первого секретаря Львовского обкома Компартии Украины В.Добрика и секретаря обкома по идеологии Д.Яримчука. А когда родители установили на могиле временное деревянное надгробие, им запретили прикрепить к нему фотографию сына.
         Само это надгробие кем-то трижды сжигалось, а обгоревшие доски разбрасывались по кладбищу...

       12 февраля 2006г.
          https://maidan.org.ua/ /Киев/

                             Предыдущие публикации автора - в Тематическом Указателе в разделе "Публицистика"

НАЧАЛО                                                                                                                                        ВОЗВРАТ