ВОЗВРАТ                                         

   
  
Февраль 2006, №2   
    
 

Заметки Нового Света__________________                              Сай Фрумкин    
                             

 

                                       ПОЧЕМУ ВСЕ ИЗМЕНИЛОСЬ?

         Это был один из первых фильмов, который я посмотрел по приезде в Америку в 1949 году. Он не произвел на меня должного впечатления. Просто мне тогда и в голову не приходило, что еврейские проблемы в Америке можно было воспринимать серьезно. Поскольку всего за пять лет до этого я вышел из Дахау, мне даже странно было считать проблемами то, что евреям не разрешалось останавливаться в некоторых отелях или поступать на работу в фирмы, где евреям предпочитали христиан. Я научился воспринимать антисемитизм как неотъемлемую действительность, с которой просто ничего нельзя было поделать. Я жил в Нью-Йорке, учился в университете, изучал незнакомые предметы на иностранном языке, и у меня не было ни времени, ни желания пытаться изменить Америку. И, честно говоря, в мои 19 лет меня гораздо больше интересовали фильмы с красивыми девушками, танцующими с Джином Келли или Фредом Эстером, нежели социальные проблемы моей новой страны.
       А речь идет о кинофильме под названием "Джентльменское соглашение", в котором главные роли исполняли Грегори Пек и Дороти Макгвайер. Поставил его Элли Казан, которого до сих пор атакуют многие собратья по Голливуду за то, что он выставил своих коллег по шоу-бизнесу сторонниками самого жестокого и уродливого политического движения 20-го столетия - коммунизма. Кинофильм был выдвинут на соискание 8 наград и получил 3 "Оскара": - за лучший фильм, за лучшую режиссуру (этого "Оскара" вручили Казану) и за лучшую женскую второстепенную роль (актриса Селесте Холм). Она играла роль секретаря Пека, еврейку, притворявшуюся "шиксой", чтобы получить работу.
       Когда я кончил университет в Нью-Йорке, я переехал в Лос-Анджелес, поняв, что дорога на медицинский факультет для меня закрыта: существовала неофициальная, но очень жесткая квота для евреев - максимум 10% от общего числа абитуриентов. К тому же у меня были проблемы со Службой иммиграции и натурализации, которая вызывала меня каждый год, обычно во время сессии, и угрожала отменить мою студенческую визу в течение 72 часов. Ко времени переезда в Лос Анджелес проблемы со Службой иммиграции и натурализации были решены - я женился на американке в третьем поколении и натурализовался. Для циников поясню, что помимо желания заиметь грин карту, мною еще руководили и искренние чувства молодой влюбленности.
        В Лос-Анджелесе нам объяснили, что хоть моя жена - секретарь высокой квалификации ей не стоит соваться в банки или страховые компании: туда евреев не брали (как, кстати, и японцев, и китайцев, и, конечно же, черных). Жена моя нашла работу, я начал зарабатывать больше, чем она, и моих денег нашей разросшейся после рождения двух сыновей семье вполне хватало. Потом мне пришлось пройти через болезненный развод, поскольку все свое время и силы я стал отдавать борьбе за свободу советских евреев, что никак не устраивало мою американскую жену.
       Борьба длилась долго, но увенчалась успехом: советские евреи стали прибывать в Америку, а потом случилось непредвиденное - рухнул СССР. Мне же досталась своя собственная советская еврейка, и нет для меня больше радости, чем показывать моей бывшей москвичке страну, которая для нее кажется такой же новой и незнакомой, какой она была для меня в 1949 году. Мы часто смотрим старые фильмы, и я вместе с ней заново переживаю всю историю Голливуда и восхищаюсь прекрасными актерами, ставшими гордостью американского кино.
       Однажды я взял в прокате фильм "Джентльменское соглашение". Позвольте мне напомнить Вам краткое содержание. Грегори Пек, играющий журналиста (не еврея) с "нейтральной" фамилией Грин, представляется евреем, чтобы написать обличающую статью для журнала, в котором он работает. Он обнаруживает, что его секретарша (еврейка) получила работу в журнале обманом, выставляя себя христианкой. Ему не дают номер гостинице, считая его евреем, а либеральные родственники его невесты (не еврейки) отказываются сдать ему их дачу, потому что это может не понравиться соседям. Его сын от первого брака возвращается из школы с плачем, потому что соученики дразнят его, а его собственные друзья не хотят иметь с ним дело, считая, что он ввел их в заблуждение.
        Реакция моей жены на этот кинофильм была для меня неожиданной: "Неужели и впрямь так было? Евреев не пускали в гостиницы? Евреев не брали на работу? Евреев подвергали открытой дискриминации?" Она засыпала меня всеми этими вопросами, а напоследок задала два очень важных вопроса: "Что же произошло? Почему все изменилось"?
       Я не знал, что ей ответить. Она была права. В Европе ничего не менялось: евреи по-прежнему подвергались дискриминации. А уж о России и говорить не приходится - евреев в лицо обзывают жидами. Но здесь все изменилось. Есть, конечно, и тут антисемиты, но я предполагаю, их не больше, чем американцев, считающих землю плоской или высадку космонавтов на Луну - обманом, снятым в Голливуде. Антисемитизм во всех его безобразных проявлениях в Америке больше не существует.
        Так как же это произошло? И почему этого не произошло еще где-нибудь? Я не знаю, но я благодарен Америке за то, что 50 лет спустя кинофильм "Джентльменское соглашение" потерял свой смысл. И спасибо моей жене за то, что она обратила мое внимание на эти необратимые изменения. Между прочим, советую вам посмотреть этот фильм, просто чтобы самим понять и осознать все, о чем я попытался здесь рассказать.
                                                                                          
                                                                                                    ©С.Фрумкин                         
НАЧАЛО
                                                                                                                                                                                       ВОЗВРАТ

         Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом указателе в разделах "Публицистика" и "История"