Нечаянные заметки
по истории современной России___
Виктор Денисенко
|
Пришло мне на ум небольшое замечание по поводу того шума, который поднялся вокруг вопроса, "извинится ли Россия за оккупацию Прибалтики", или нет. В принципе понятно, что "нет", но я только недавно понял, почему... Вот, собственно говоря, история: Нужно мне было тут для своей дипломной работы найти точное определение того, что такое "лагерная литература". С этой целью я пошёл в нашу университетскую читалку и взял "Литературную энциклопедию терминов и понятий" (глав.ред. и составитель А.Николюкин) М., 2001 год. После знакомства с этим глобальным трудом стало ясно, что никакой "лагерной литературы" в природу как бы и не существует. Поразмыслив, я решил, что возможно существует какое-либо более академическое название для этой области. Применив "старую индейскую хитрость" я обратился к "Указателю имён", с целью выяснить, как научно определяется то, что писали Солженицын, Шаламов и подобные им авторы. Вот тут меня ждал самый настоящий сюрприз. Тот, кто знаком с областью литературы, пожалуй, это оценит. Итак, по мнению составителей данной энциклопедии "Один день Ивана Денисовича" А.И.Солженицына относится к... "деревенской прозе" (по аналогии с "Матрёниным двором")! Сделав такое "открытие", я некоторое время просидел в прострации... Шаламов же, если не ошибаюсь, упоминался в связи с понятием "советской литературы" и ни более. Какова же здесь мораль? Скажу просто: всё это я бы определил отсутствием исторической памяти.
Россия ищет
свою историю Остро стоит и историческая дилемма. Какой момент считать историческим началом современной России. Конечно же, страна объявила себя правоприемницей СССР, но тогда чуть ли не получается, что начало истории приходится отсчитывать с 1917 года (когда, кстати, СССР как такового ещё даже и не было). Иная, многим более болезненная дилемма состоит в том, что при нынешней декларативной демократической ориентации России как раз исторические события, взявшие своё начало в 1917 году, выглядят не особо привлекательными. Что ж, вводя новый праздник российские власти стремятся достигнуть равновесия. В стране появляются как бы два Дня Победы. Один из них - 9 мая, ассоциируемый с "величием СССР", другой, законспирированный День Победы, исторически связан с Российской империей. Удачно и календарное распределение праздников: весна - осень (принцип весов). Ну, а большинство же простого народа вообще не придаст этому какого-либо значения - главное дополнительный ноябрьский выходной сохранился. Попытка обрести равновесие и примериться с собственной историей - крайне важный момент. Да простится мне, но не могу не привести пример Прибалтики, в которой сам проживаю. Большой удачей стран Балтии было использование такой важной силы как "национальное самосознание". Отметим, что в 1990 году Литва, Латвия и Эстония объявили не о независимости (что подразумевает возникновение как бы нового государственного образования), а об восстановлении независимости (что автоматически объединяет историю этих стран с их историческим прошлым, а именно с довоенной историей независимых стран Балтии (начиная с 1918 года)). Соответственно, из прошлого перешли и все основные праздники. К слову, это позволяет понять и то, почему страны Балтии так настойчивы в своём требовании признать исторический факт их оккупации. Данный момент позволяет сохранить единую временную перспективу, указать на духовное и историческое единство стран Балтии, обретших независимость в 1918 году, потерявших её в результате преступных действий Советского Союза в 1940 году и восстановивших свой суверенитет в 1990. Такое единство, среди прочего, позволяет говорить о хоть небольшом, но всё-таки демократическом опыте (в Литве, например, демократическое правление существовало примерно с 1918 года до государственного переворота 1926 года (после переворота - авторитарное правление)). Конечно, опыт сам по себе небольшой, но Россия, к сожалению, на момент 1990 года не имела даже такого. Спор об истории - вечный спор, а поиск своей истории одна из главных государственных задач. Ведь без прошлого нет и будущего. ©В.Денисенко
Виктор Денисенко - живёт и работает в Литве. Журналист, писатель, музыкант. Публикуется в республиканской прессе с 1997 года. Автор книги "Такси до Венеции" (Вильнюс, 2000). В настоящее время совмещает обучение в магистратуре (журналистика, ВУ) с работой в газете. |