|
|
А.Блок. Скифы. 1918
Практических рекомендаций «обернуться к
Европе своею азиатской рожей» или чем-нибудь еще похуже было больше чем
достаточно - и стратегическое партнерство с Китаем и «возвращение в
войска тактического ядерного оружия», и предоставление
«антиимпериалистическим режимам» технологий ядерного оружия и средств
его доставки.
Расширение ЕС на Восток, а точнее, бегство стран
Восточной и Центральной Европы на Запад, затронула глубинные пласты
нашего политического сознания. Оно актуализировало никогда не
прекращавшийся внутри нашей культуры спор о том, является ли Россия
частью Европы, напомнив нам, что во многих аспектах нет, не является. И
не потому, что нас кто-то выталкивает из Европы. А потому, что мы в силу
определенных особенностей своей истории, географии, национальной
психологии сами еще не решили для себя этот мучительный вопрос.
Ведь центрально-европейские чаадаевы, соловьевы, ильины
никогда не задавались вопросом, принадлежат ли их государства и этносы
Европе. Ответ на него был для них самоочевиден. Неудивительно поэтому,
что эти страны так стремятся воспользоваться представившейся им наконец
возможностью закрепить свой геополитический выбор и зафиксировать свое
членство в элитных европейских структурах, если не в ЕС, то в НАТО.
У нас же в России этот явно затянувшийся спор
продолжается с прежней остротой. Вопросы внутренней и внешней политики в
нем неразделимы. Обсуждается ли судьба демократических институтов внутри
страны или отношения России с внешним миром, и прежде всего с Западом,
речь идет в обоих случаях об одном и том же - о фундаментальных
ценностях российского общества. О тех же ценностях шла речь и в
постфранкистской Испании, когда она делала выбор в пользу интеграции в
европейские институты. Окончательно этот выбор был закреплен четверть
века спустя на референдуме о европейской конституции. «Обернувшись своею
азиатской рожей» к Западу, власть неизбежно сделает то же самое и по
отношению к своему собственному народу.
Вековая борьба «западников» и «евразийцев», отягощенная
на этот раз болезненным комплексом поражения в глобальной холодной войне
с Западом, продолжается внутри русской культуры. Однако на этот раз
евразийский взмах маятника может оказаться роковым. Фантомная
конфронтация с Западом и курс на «стратегическое партнерство» и
фактическую военную коалицию с Китаем приведут не только к
маргинализации России, но и к подчинению ее стратегическим интересам
Китая, а в перспективе и к потере контроля над Дальним Востоком и
Сибирью сначала de facto, а затем и de jure.
Один из наших видных азиопов, влюбленный в эстетику СС
и окормляющий своими советами высших сановников государства г-н Дугин с
гордостью за отечественную историю заявил как-то в своем «судьбоносном»
манифесте «Евразия Uber Alles»: «В XVI веке Москва приняла эстафету
евразийского имперостроительства от татар».
Что ж, азиопы Московии старательно пронесли эту
эстафету через века. Но, если они честные и последовательные азиопы и
действительно полагают, что Евразия - Uber Alles, то они должны
понимать, что эстафету имперостроительства не только принимают, но и
передают, что пять веков - это вполне приличный срок, и что в XXI веке
ее пора передавать исторически более перспективному имперостроителю -
Срединной Империи. Что наиболее последовательные из них и хотели бы
сделать.
Для западников место России всегда было в
Европе именно потому, что для них всегда были дороги общие ценности,
укорененное в историческом наследии европейской цивилизации - свобода
личности, человеческое достоинство, терпимость, независимая судебная
система. Для славянофилов, евразийцев, державников, как они сами себя
определяли в различные исторические периоды, центральным был другой
набор ценностей - имперское величие России, сохранение и расширение ее
огромной территории, уникальность ее культуры и цивилизации. Впрочем как
хорошо сказал кто-то еще в XIX веке, граница между западниками и
славянофилами проходит не между политическими партиями, а в сердце
каждого русского.
Что-то новое происходит в российском
политическом сознании или, скорее, в подсознании в начале XXI века. Его
державное полушарие пока еще только на невербальном уровне начинает
ощущать, что все эти, такие дорогие ему ценности, могут быть защищены
только в рамках большого проекта Европы от Дублина до Владивостока.
Уже известны две сверхдержавы XXI века - США и
Китай. Ни Великобритания, ни Франция, ни Германия, ни Россия, ни даже
Европейский cоюз в его сегодняшнем составе не смогут встать рядом с
ними. Только Большая Европа, включающая Россию, как одну из своих
основных несущих конструкций, сможет замкнуть стратегический
треугольник, сделав устойчивой геополитическую конфигурацию XXI века. У
России есть только один шанс вернуться в суперлигу мировой политики - в
составе Dream Team Большой Европы.
Среди крупных игроков будущего века только
Европа заинтересована в сохранении Россией (а, следовательно, и Европой)
ее контроля над пространством Евразии. Европа предпочла бы соприкасаться
с другими великими мировыми цивилизациями не на Урале, а на Тихом
океане. И, наконец, только Европа может по достоинству оценить русскую
культуру, потому что она давно уже является органичной частью
миросознания любого образованного европейца.
У России появился, наконец, шанс преодолеть
многовековой раскол внутри своей культуры и души, а у Европы - стать
мировой державой XXI века.
Вот масштаб проблем, которые следовало бы
обсудить на саммите 18 марта в Париже. Но Ж.Ширак, Г.Шредер и
Х.Саппатеро должны понимать, что сердце их друга Владимира все еще
расколото между европейской идеей и евразийской. Из Парижа В.Путин
снова летит в Киев. Зимой там видели Путина-евразийца. Увидят ли весной
европейца?
Фонд
Либеральная миссия
Андрей Андреевич Пионтковский, политолог и публицист, директор Центра
стратегических исследований, член Международной
академии информационных процессов, Американского математического
общества, профессор Кембриджского Университета, член Бюро РДП "Яблоко"
ВОЗВРАТ
|
й |
|