Ашока Маурья Великий, он же Дэванамприя Пиядаси
(около 304-232 г.г. до н.э.)
До 1915г. об индийском императоре Ашоке
Маурья историкам было известно только время его царствования; по
их мнению, за ним не значилось ничего примечательного.
И это при том, что 150 эдиктов,
представлявших описания жизни Ашоки и его указы, были выбиты на
множестве колонн, признанных величайшими произведениями
искусства, и на скалах по всему Индостану. Правда, каждый эдикт
был подписан именем Дэванамприя Пиядаси (Любимый Богами),
которого не было в генеалогии маурийских правителей и кого никак
не соотносили с Ашокой.
К тому же на всем Индийском субконтиненте
было возведено 84 тыс. ступ, сооруженных Пиядаси во славу Будды
- архитектурных культовых сооружений курганообразной формы из
облицованного камня, бывших чудом строительной техники той поры.
Что самое поразительное - имя Пиядаси
ничего не говорило рядовому индийцу, а имя Ашоки каждый
произносил с благоговением, уверенный - вопреки мнениям
специалистов - в реальности его благих дел, грандиозность
которых сохранялась в народной памяти свыше 2 тысячелетий.
В 1915г. была найдена наскальная надпись, в
которой упоминалось имя Ашока наряду с именем Дэванамприя
Пиядаси, и с этого времени возродилась его мировая слава. «Его
двадцативосьмилетнее правление было одним из самых светлых
периодов в хмурой истории человечества», - восхищался в 1922г.
Г.Дж. Уэллс.
«Дворец (Ашоки. - В.Л.)
из
массивного камня исчез, не оставив после себя следов, но память
об Ашоке живет на всем Азиатском континенте», - констатировал в
1932г. Дж. Неру.
«Имя Ашоки сияет подобно яркой звезде в
истории мира!» - в один голос восклицал вслед за ними легион
биографов и историков. А вырезанные по указанию царя в каменном
столбе в Сарнатхе фигуры четырех стоящих львов стали официальной
эмблемой Индии.
Имя «Ашока» на санскрите означает «без
печали», «без сожаления», «безжалостный». По одной версии, Ашока
первые 8 лет своего царствования и впрямь был безжалостным
самодержцем и воителем. А затем с императором случилась
трансформация, и он стал великим миссионером буддизма и
величайшим благотворителем человечества. Таковым его сделала,
как ни странно, жесточайшая война с соседним государством
Калинга.
Внук Чандрагупты - основателя династии
Маурьев, Ашока родился в 304г. до н.э. в Паталипутре (ныне
Патна) - столице Магадхи (Северная Индия), в семье императора
Биндусара и его незнатной жены Субхадранги, не проживавшей во
дворце.
«Любимый и уважаемый всеми чиновниками и
простым людом» бастард не был претендентом на трон. Но поскольку
«ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости,
достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении»,
Ашока оказался угоден многим сановникам престарелого императора,
которые после смерти Биндусара интригами утвердили в 268г.
«худородного» царевича на царство. (Официально коронован Ашока
был в 273г. до н.э.). Как говорят, при этом произошло сражение
между братьями, и Ашока почти всех их перебил.
Ашоке от отца досталась во владение
огромная империя, занимавшая практически весь полуостров
Индостан, часть Персии и Средней Азии. Продолжив завоевательную
политику деда и отца, Ашока на 9-й год царствования вторгся в
маленькое царство Калинга и в кровопролитном сражении покорил
его.
«Сто пятьдесят тысяч человек было
угнано оттуда, сто тысяч убито на месте и гораздо более того
умерло». По свидетельству летописцев, император, стоя во главе
своей армии, испытал потрясение при виде поля битвы. «Сколько
хватало взгляда - все полностью было покрыто трупами слонов и
лошадей, и останками воинов убитых в сражении. Кровь текла целым
потоком».
После этого эмоционального удара,
породившего в нем отвращение ко всякому насилию, царь обратился
в буддизм, которым интересовался с юности. (По преданию, Ашоке
предсказал великую будущность сам Будда).
Монарх даже забросил свое любимое
развлечение - охоту и запретил убивать животных для царской
кухни. Он предпринял многочисленные паломничества по местам,
связанным с Буддой, во время которых «встречал брахманов и делал
им подношения; встречался со старейшинами и одаривал их золотом;
встречался с людьми и проповедовал закон Дхармы».
Благодаря беспрецедентной пропаганде
нового учения, организованной и проводимой самим Ашокой в своей
стране и в государствах Азии, Европы, Африки и на Цейлоне, куда
он направлял своих вестников и послов, буддизм еще при его
правлении распространились по всей Восточной и Юго-Восточной
Азии.
Миссионер построил буддийские храмы,
монастыри и пещерные комплексы по всей Индии; только в своем
дворце он содержал 70 тыс. монахов и жрецов. При этом Ашока на
протяжении почти всего царствования проводил политику
религиозной терпимости.
«В истории мира, было много
царей, которые поклялись не воевать больше, после того, как они
были побеждены. Но у скольких царей проснулась жалость в час
победы и опустилась рука с поднятым оружием? - спрашивает
биограф царя М.Киранаги. - Наверное, был только один такой царь
на протяжении всей истории мира - царь Ашока… Понимая, что не
достаточно, чтобы один человек жил справедливой жизнью, он
провозгласил, что все его подданные также должны жить
справедливой жизнью».
А для этого император спешил сам
совершать добрые дела и возвышать общество, вверенное ему
судьбой. Трудясь ежедневно с 3 часов утра допоздна,
правитель-реформатор привел это общество к процветанию, которого
Индия после него больше не знала.
В считанные годы вся страна покрылась
оросительными каналами, общественными садами, насаженными лесами
и манговыми рощами, колодцами и добротными дорогами с деревьями
по обочинам, дававшими тень, бесплатными для населения
больницами и ветлечебницами (впервые в мировой истории!),
караван-сараями и школами, питомниками, выращивавшими
лекарственные растения.
Процветали ремесла и торговля,
развилось сельское хозяйство и судоходный транспорт, были
построены шлюзы для торговых кораблей. В столице царь заменил
деревянные здания каменными дворцами; в Кашмире основал крупный
город Шринагар.
Специальные меры были приняты для
организации образования женщин, о чем после Ашоки на
государственном уровне задумались в Индии только в конце XX в.
Повелитель создал министерство по опеке над туземцами и рабами.
Были упразднены принудительные работы, запрещена охота ради
удовольствия и бесцельное выжигание лесов, резко сокращены
развлечения и праздность при дворе.
Как уверяют историки, все деньги из
государственной казны расходовались на благосостояние людей. На
это же шло и личное состояние монарха.
Образованию Ашока придавал огромное
значение. «Четыре больших университетских города - Такшашила,
Матхура, Удджайн и Наланда - привлекали студентов не только
Индии, но и из дальних стран, от Китая до Западной Азии. Эти
студенты, возвращаясь домой, несли с собой весть об учении
Будды. Большие монастыри выросли по всей стране». (Дж. Неру).
Царь запретил жертвоприношение
животных и забой некоторых видов скота на пищу, смягчил суровую
систему правосудия, оставшуюся от прежних правителей.
Специальные чиновники призваны были поощрять добрые отношения
между людьми и бороться с произволом должностных лиц. Впервые
проводились собрания, на которых на равных собирались люди из
всех каст и сословий и решали важные социальные вопросы.
Ашока «заставил своих подданных
руководствоваться моральными заповедями Будды: быть всегда
справедливыми и проявлять к другим любовь и сострадание. Он
заявил, что все должны повиноваться своим родителям, уважать
любую жизнь, всегда говорить правду и оказывать почет учителям».
Удивительно, эти и другие заповеди и
наставления дали плоды, причем не только в маурийской империи,
но и в соседних государствах, которые на время правления Ашоки
также прониклись благочестием. Страна около 30 лет была в мире и
согласии.
В конце правления Ашоки одна из его
жен царица Тишьяракшита, противница распространения буддизма и
большая охотница до роскоши и удовольствий, и ее внук Сампади,
поддержанные сановниками, фактически отстранили императора от
престола, передав власть в руки Сампади.
Говорят, монарх был несчастен в
старости и «чувствовал отвращение к жизни». Скончался Ашока
Великий в 226г. до н.э. По косвенным данным, незадолго до смерти
он стал буддийским монахом.
Наследникам не удалось сохранить
единство империи. Государство распалось на две части - восточную
с центром в Паталипутре и западную с центром в Таксиле - и в
180г. до н.э. пало вследствие заговора.
© В.Ломов
НАЧАЛО
ВОЗВРАТ
Предыдущие
публикации и об авторе - РГ - в разделе "Великие
суды
в Истории" “Великие
поэты и писатели”
и в
№3 2018