ВОЗВРАТ                                             

 
  
Июль 2021, №7      
 
 
Великие суды в истории___________       
             Виорэль Ломов       
               

 

                                                                

                                              Поиск справедливости длинною в жизнь


         Судебный процесс из 33 судов итальянского писателя и кинорежиссера Пьера Паоло Пазолини (1922-1975) длиной в 30 лет велик самим именем художника и его свершениями в литературе и киноискусстве, из которых достаточно упомянуть один лишь фильм - «Евангелие от Матфея» (1964), отмеченный на Международном кинофестивале в Венеции Большим призом экуменистического жюри.
         В этой ленте Иисус Христос - истинный революционер a la Че Гевара. Он пламенно (и безуспешно) призывал людей отвратиться от грехов и избавиться от лихоимцев и торговцев. Режиссер надеялся, что его Христос поднимет народ на буржуа, но киношный мессия смог лишь зажечь левых радикалов в студенческой «революции» в Италии 1968г. - хотя и это немало.
          Практически все суды против Пазолини были направлены обществом и церковью в ответ на произведения художника, в которых он обвинял их самих в жестокости и равнодушии, лживости и лицемерии, богохульстве и разврате. Вменяли ему в вину то же, что он вменял им. И хотя по всем процессам режиссер был оправдан, суды забрали у него массу времени, нервов и крови, т.к. 9 из 12 его картин конфисковывались и запрещались к показу.
          Не закончился процесс последнего фильма Пазолини, как начался и никак не завершится до сих пор процесс, связанный с его убийством. Найти убийцу режиссера оказалось не легче, чем ему было найти правду в жизни. Подчеркнем - главным двигателем творчества Пазолини стал поиск художником справедливости и обличение несправедливости. Хотя этот поиск и велся им часто с вопиющим, провокационным нарушением моральных норм.
         Часть обвинений была обращена непосредственно против мэтра за его пьянство, растление малолетних, разбой и грабеж, укрывательство, нарушение правил дорожного движения, подозрительное поведение и даже «без каких-либо причин». Режиссер был вовсе не ангел. «Пазолини вызывал слепую ненависть к себе и как коммунист, и как гомосексуалист, и как скандалист, на него было направлено общественное внимание. Его личная трагедия - в степени, в градусах осатанения, в градусах лавы энергии. Адский огонь пылал в нем и вокруг него и выдубил его лицо». (Э. Лимонов). Но что бы там ни говорили, нечестивец успел покаяться - в своих работах, где он беспощадно осудил не только грехи общества, но и свои собственные.
          Многие произведения мастера «недоступны обычным людям», поскольку они заставляют думать этих людей о сути отвратных вещей, совершаемых ими. Для интеллектуалов же каждый фильм режиссера, что собаке кость - лишь бы догрызться до мозга и подпитаться мыслями, направленными против них самих. Сам Пазолини говорил: «Мои фильмы - не для массового потребления».
          Редко сегодня встретишь правдивые слова о Пазолини, но все же они есть. «Экстремист,  ненавидящий буржуазию, певец серых рабочих предместий, Пазолини был ненавидим многими в Италии. Он не стеснялся дать пощечину и своему народу. «Они сделались в несколько лет народом дегенератов, глуповатым, монструозным, криминальным - достаточно спуститься на улицы, чтобы понять... Я, к сожалению, я люблю мой итальянский народ...»» (limonka.nbp-info.ru).
          Начинал Пазолини как писатель. И первыми процессами (в Милане) стали суды над его двумя романами «Шпана» (1955) и «Жестокая жизнь» (1960), в которых героями стали послевоенные подростки из пригорода - грабители, сутенеры, проститутки, бродяги. «Непристойные» произведения запретил лично премьер-министр А.Сени. Последовали суды и трехлетняя критическая экспертиза второго романа, окончившаяся ничем.
          Как сценарист и режиссер Пазолини в первых своих фильмах продолжил главную тему прозы - показ римских трущоб, социального дна, трагизм существования парий общества. В Венеции и Риме вызвали гражданские иски фильм «Аккатоне» (1962), получивший первую премию за режиссуру на международном кинофестивале в Карловых Варах; «Мама Рома» (1962), одно из лучших созданий Пазолини; «Рикотта» (1963), по которому судебные слушания тянулись 5 лет, а режиссеру был вынесен четырехмесячный условный срок за «публичное унижение религии государства».
         В 1968г. в Риме и Венеции состоялся процесс по фильму-притче «Теорема», смысл которого автор выразил словами: «буржуа, что бы он ни делал, всегда не прав... все, что бы он ни сделал, каким бы искренним, глубоким и благородным это ни было, всегда сделано не так». Судья отклонил обвинение фильма в непристойности: «Волнение, которое я испытал при просмотре, носило не сексуальный, а исключительно идеологический и мистический характер. Поскольку речь, бесспорно, идет о произведении искусства, оно не может быть непристойным».
        К знаменитому фильму Пазолини - «Декамерон» (1971) по книге Д.Боккаччо, получившему специальный приз жюри Берлинского фестиваля, были предъявлены гражданские иски в Риме, Милане, Вероне и Таранто.
        В 1972г., в судах Неаполя, Катании и Беневенто состоялся процесс по фильму «Кентерберийские рассказы», созданному по произведению Д. Чосера. Картина была отмечена «Золотым медведем» Берлинского кинофестиваля.
        Эротическую сказку по мотивам восточных легенд, вызвавшую восторг зрителей, - «Цветок тысячи и одной ночи» (1974) также обвинили в непристойности, привлекли к суду в Милане и ограничили показ для тех, кому она наиболее интересна.
         На последний фильм Пазолини - «Сало, или Сто двадцать дней Содома» в 1975г. было наложено вето не только в Италии, но и в ряде других стран. В экранизации философско-порнографического романа маркиза де Сада Пазолини перенес действие из Франции XVIII в. в местечко Сало, где в конце 1943г. Б.Муссолини провозгласил Итальянскую социальную республику. Фильм, в котором истязание юношей и девушек фашистами выглядит форменным скотством, стал осуждением не только фашизма, но и буржуазной культуры в целом. Лента стала апогеем пессимизма режиссера, разуверившегося в возможности справедливого устройства мира.
         Картину, вызвавшую шок, тут же запретили к показу. Состоялось 7 судов, пока 15 февраля 1978г. кассационный суд не дал добро на показ картины без изъятия непристойных эпизодов, поскольку фильм «Сало» является «произведением искусства».
        Пазолини требовали посадить за решетку, но до этого не дошло. 2 ноября 1975г. изуродованное тело режиссера было найдено на пустыре в Остии, трущобной окраине Рима.
         За убийство по предположительно сфабрикованному делу был осужден 17-летний гей-проститутка Джузеппе Пелози («Лягушатник»), отсидевший 10 лет и в 2005г. признавшийся, что его принудили взять на себя убийство, которое совершили 3 сицилийца.
          Существует несколько версий о возможных убийцах: с Пазолини рассчитались за «Сало» неофашисты; с режиссером разделались мафиози, о которых Пьер Паоло намеревался снять фильм и на которых имел документальный материал; его убили воры, которые похитили у режиссера копии фильма «Сало» и вымогали за них деньги.
        Режиссер М.Антониони высказал предположение, что это было срежиссированное разочаровавшимся во всем Пазолини самоубийство. Очень устойчиво также мнение, что Пьера Паоло убили «власти» (С.Читти) - все без разбора, т.к. он был неугоден всем властям, как его Христос.
         В частности, за несколько недель до убийства Пазолини «несколько раз публично обвинял представителей итальянской политической верхушки в коррупции, неофашистской деятельности и связях с мафией» (http://itlm.ru/article/). А еще он писал роман о коррупции в нефтяном секторе, имея некие данные о причине гибели главы нефтегазовой компании ENI Э. Маттеи в авиакатастрофе в 1962г., за что с ним вполне могли расправиться воротилы бизнеса. Это преступление продолжает оставаться одной из самых больших нераскрытых тайн Италии XX в.
          P.S. «Человек, который делает что-либо с целью «улучшить мир» - кретин. Мир можно, наоборот, сделать хуже, это да. И поэтому нужно бороться постоянно: и бороться, помимо прочего, за минимальную цель, то есть за гражданские права (когда они будут получены через предыдущую борьбу). А гражданские права действительно находятся под постоянной угрозой, они постоянно находятся на грани упразднения. Поэтому необходимо также бороться за создание общества нового типа, которое гарантировала бы минимальную программу гражданских прав. Например, за настоящее социалистическое общество». (П.П.Пазолини).

                                                                                                                            © В.Ломов
НАЧАЛО                                                                                                                                                                       ВОЗВРАТ

Предыдущие публикации и об авторе - РГ  - в разделе "Великие суды в Истории" Великие поэты и писатели и в №3 2018