ВОЗВРАТ                                             

 
  
Июнь 2021, №6      
 
 
Жизнь писателя________________________       
             Виорэль Ломов        
               

 

            А.Сухово-Кобылин
              
 
                      1817-1903
                                                      
        Дело автора "Дела"


      Загони русского человека в угол, он тебе и пьесу сочинит. Так и случилось с Александром Васильевичем Сухов-Кобылиным (1817-1903), до того ни сном ни духом не видевшим себя автором знаменитой трилогии о российском чиновничестве, неистребимом, как Змей Горыныч - срубаешь ему одну башку, а на ее месте вырастает сразу две. Но обо всем по порядку.
      Будущий драматург родился 17 (29) сентября 1817г. в Москве. Корни его дворянского рода уходили вглубь веков, предки играли заметную роль при дворе Ивана Грозного, а отец, подполковник артиллерии, участвовал в Отечественной войне 1812г. и брал Париж.
      Аристократическая семья воспитала в Саше аристократические замашки. Отрок полюбил театр, философскую мысль, с 14 лет сочинял стихи и переводил с французского, был завсегдатаем светских балов и волокитой. В 17 лет занял первое место в скачках на приз охотников. Тогда же он поступил на физико-математическое отделение философского факультета Московского университета. Подружился с А.Герценом, Н.Огаревым, К.Аксаковым, увлекся литературой и философией Гегеля. В 1838г. за конкурсное сочинение «О равновесии гибкой линии с приложением к цепным мостам» был награжден золотой медалью и правом выбора места дальнейшей службы. По совету родителей уехал за границу, где продолжил занятия философией в университетах Гейдельберга и Берлина. Как истинный философ, Александр четыре года вел уединенный образ жизни, находя время на путешествия по Европе.
      Вернувшись в 1843г. в Москву, Сухово-Кобылин поступил на службу в канцелярию московского губернатора в чине коллежского секретаря. Службой особо не горел, вел светскую жизнь, выезжал в Париж. Приняв в 1848г. от отца управление всеми родовыми имениями, вышел в отставку и поселился в селе Кобылинка Тульской губ. Там бывший титулярный советник до конца жизни занимался с переменным успехом хозяйством, завел пять заводов, переводил труды Гегеля, создавал свою собственную философскую систему. Увы, рукописи - результат многолетних трудов его, переводы и система, так ни разу и не изданные, в 1899г. большей частью сгорели при пожаре в имении.
      1850г. стал роковым годом для Александра Васильевича. Женщины, не раз губившие сильную половину человечества, едва не погубили и его. Из Европы Сухово-Кобылин привез француженку Луизу Симон-Деманш, снял для нее в центре Москвы квартирку, вручил 60 тысяч рублей ассигнациями на заведение винно-торгового магазина и стал открыто жить с ней, вызывая завистливые пересуды. Были и побочные интрижки, пока через 7 лет он серьезно не увлекся графиней Надеждой Ивановной Нарышкиной, урожденной Кноринг (будущей женой Александра Дюма-сына). Дело шло к браку. Луиза, получив отставку, готовилась к возращению в Париж, но не успела - ее труп обнаружили близ Ваганьковского кладбища. Светская молва связала ее смерть с Сухово-Кобылиным. Следствие также решило, что француженку по наущению помещика, желавшего избавиться от любовницы, убили его крепостные. Сухово-Кобылина тут же арестовали, и заперли «в секретный чулан, обстену с ворами, пьяною чернью и безнравственными женщинами». Ему пришлось хлебнуть прелестей следствия по полной программе: непрерывный одиннадцатичасовой допрос, шантаж ареста всех родных, открытая полицейская слежка за домом, распространения клеветы о том, что он убийца и т.п. Следствие (так и не представившее никаких доказательств его вины) длилось с перерывами 7 лет. Для чиновников Сухово-Кобылин стал дойной коровой. Им он ничего не мог доказать, мог лишь откупаться. Обвиняемый написал письмо на имя Николая I, последовали резолюции и переадресовки, но лишь в 1857г. Госсовет с подтверждающей резолюцией Александра II снял с Сухово-Кобылина обвинение в убийстве и приговорил к церковному покаянию за любовную связь. Но это «дело» и по сей день висит на нем, как проклятие, хотя невиновность драматурга была точно установлена в прошлом веке путем архивных исследований.
       Сидя в тюрьме, Александр Васильевич от скуки стал писать пьесу, взяв за основу анекдот о светском шулере. Тут ему пригодились и занятия философией. Общий пессимистический взгляд на Россию и в частности, на российское «правосудие», Сухово-Кобылин выразил в комедии «Свадьба Кречинского» (1852-54), возбудившей всеобщий восторг при чтении в московских литературных кружках. В 1855г. пьеса была поставлена на сцене Малого театра, а в 1856г. на сцене Александрийского и оказалась одной из самых репертуарных пьес русского театра, встав вровень с «Горем от ума» и «Ревизором». Чисто плутовская комедия о деградации столичного дворянства, где жулик одерживает победу над глупостью добродетельных персонажей, произвела фурор. При этом она подлила масла в огонь обывательских суждений и чиновничьего произвола, дав новые «факты» по «делу» автора. После премьеры Сухово-Кобылина опять арестовали, и он вышел из тюрьмы только через девять месяцев на поруки благодаря заступничеству матери и влиятельных особ.
      Драматург, разочаровавшись в свете, сблизился со средой писателей и артистов, доброжелательно принявших его, хотя и там он чувствовал себя «чужим среди своих»
- «класс литераторов так же мне чужд, как и остальные четырнадцать». Вернуть себе честное имя стало для писателя идеей фикс. Он рассчитывал восстановить его хотя бы во мнении читателей и деятелей культуры, представив им в своих произведениях свои нравственные принципы и идеалы.
       Следующие две пьесы - «Дело» (1861) и «Смерть Тарелкина» (1869) по злости сатиры не знают равных в русской литературе. Карикатурные фигуры, впервые предложенные русскому читателю Гоголем, Сухово-Кобылин яростно довел до гротеска Свифта. Драматург явил зрителю торжество порока, бесстыдного и циничного, будто бы взятого из сегодняшнего дня. Недаром эти две пьесы, запрещенные к постановке до конца XIX в., и сегодня заставляют содрогаться сердца.
 
     В 1869г. Сухово-Кобылин издал трилогию под общим названием «Картины прошедшего». В ней рассматривается по сути одно состряпанное дело о подлоге, усугубляемое в каждой следующей пьесе. Первые две пьесы - о промотавшемся игроке, циничном Кречинском, стремящемся женитьбой на Лидии Муромской поправить свои денежные дела; его подручном, не имеющем за душой ничего святого, подонке Расплюеве, ставшем квартальным надзирателем; пройдохе чиновнике Варравине и иже с ним - короче, о жуликах и чиновной братии, доведших до разорения и гибели семейство Муромских… Третья пьеса - о пауках в банке - самих чиновниках.
      Многие критики отмечали, что «трилогия Сухово-Кобылина изобразила современную ему русскую жизнь в трех составляющих: падение дворянства, беззаконие, распад личности, обуреваемой наживой и местью», что в ней автор выступил как обличитель государственной системы современного ему общества, яростным ненавистником всякого чиновничества вообще. Видели в его трилогии и перекличку с «Бесами» Достоевского - в пьесах автор называет чиновников «воинством Антихриста».
      «Смерть Тарелкина» появилась на сцене впервые в 1900г. под названием «Расплюевские веселые дни», а трилогия впервые была поставлена в 1917г. Вс.Мейерхольдом в Александровском театре.
      Семейная жизнь у Сухово-Кобылина так и не сложилась. Нарышкина, уехавшая в разгар следствия во Францию, родила от него девочку, жившую затем в ее доме под именем сироты Луизы Вебер. Александр Васильевич еще дважды был женат, на француженке и на англичанке, но обе жены умерли, не прожив в браке с ним и по году. Сухово-Кобылин с разрешения императора Александра III удочерил Луизу Вебер, скрасившую ему старость. Портрет же ее матери висел на стене его кабинета всю жизнь.
      В 1902г. Сухово-Кобылин был избран почетным академиком по разряду изящной словесности Российской Академии наук. Умер писатель в Болье (близ Ниццы) 11 (24) марта 1903г.
       В архиве писателя остались и поныне неопубликованные произведения. Среди них - памфлет «Квартет» - о чиновниках, которые как «пауки переносят паутины на новые и свежие места грабительства», и, плодясь и распространяясь, как раковая опухоль, ведут (привели!) к перерождению всего общества.

                                                                                                                            © В.Ломов
НАЧАЛО                                                                                                                                                                       ВОЗВРАТ

     Предыдущие публикации и об авторе - РГ  - в разделе "Великие суды в Истории" Великие поэты и писатели и в №3 2018