ВОЗВРАТ                                       

   
Май 2018, №5      
 

 
      Заметки об Искусстве_____________                          Валерий Койфман   

Из архивных материалов       

 

Пабло Пикассо. Судьба дочери Паломы                     

 

 

               

      Пабло Пикассо - один из самых ярких, противоречивых и потрясающих представителей мировой живописи. За свою более чем полувековую деятельность Пикассо превратился в личность почти мифическую, его воспринимают уже не как человека, а как уникальное явление, как невиданный феномен.
      После 1945г. манера живописи Пикассо как бы установилась. Ее стали называть «Стиль Пикассо».
      Тут мы знакомимся с Паломой, самым выдающимся персонажем потомков Пабло Пикассо.
      Палома - это младшая дочь из отношений Пабло Пикассо и Франсуа Жило. Ее старшим братом является Клод (1947).
      Палома Пикассо родилась 19 апреля в 1949 году в Париже. В конце 1960-ых годов Палома и Клод получили фамилию отца: Руис Пикассо.
      Кстати, необычное имя дочери - Палома (по-испански «голубка») - Пикассо дал в честь своей картины: в 1949 году, когда девочка появилась на свет, он нарисовал своего знаменитого «Голубя мира», ставшего символом Конгресса сторонников мира.
      Если о ее великом отце знают все, то о ее матери - знают немногие.
      Франсуаза Жило (1921) - французская художница живущая в Нью-Йорке и Париже.
      Она известна, как любовница и муза Пабло Пикассо с 1944 по 1953 год, и мать его детей, Клода и Паломы. Франсуаза написала книгу «Моя жизнь с Пикассо».
      Франсуаза была моложе художника на сорок один год и прожила с ним десять лет. Кстати, мадемуазель Жило - единственная из многочисленных женщин Пикассо, которая бросила его сама, не дожидаясь, пока любвеобильный Пабло заведет очередную пассию.
      Дети плохо помнили жизнь с отцом: мать ушла от Пикассо в 1953 году, когда Паломе исполнилось всего четыре, а Клоду - шесть лет.
      Франсуаза так и не стала его женой, потому что, пока они жили вместе, у Пикассо имелась официальная жена - Ольга Хохлова, из русских балерин, которая не пожелала дать великому мужу развод.
      Когда родители в 1953 году расстались, дети с матерью переехали в Париж. Франсуаза Жило посвятила себя своим детям и живописи. Вскоре Франсуаза вышла замуж за молодого художника Люка Симона, но тот ревновал Франсуазу к детям, подбивал ее отправить Палому и Клода к бабушке с дедушкой в Грасс. Словом, кончилось тем, что мадемуазель Жило его выставила.
      Через несколько лет она снова вышла замуж, на этот раз гораздо удачнее - за врача Джонаса (Йонаса) Солка (позднее он станет знаменит как создатель первой вакцины против полиомиелита). Его родители были еврейские иммигранты из России.
      Уживчивый и очень добрый Джонас (1914-1995), прекрасно ладил с детьми Франсуазы, учил ездить на велосипеде, играть в шахматы, собирал с ними гербарии. В последние годы жизни Солк работал над вакциной против СПИДа.
      Поскольку мать продолжала заниматься живописью, в доме постоянно бывали художники и велись бесконечные споры об искусстве, гости допоздна засиживались в мастерской, курили и пили вино.
      Однако, как ни странно, Франсуаза оказалась на редкость строгой матерью: ровно в десять дети отправлялись спать, невзирая ни на что. Мать требовала от них хороших оценок в школе и внимательно следила за учебой.
      Зато летом наступало раздолье, когда Палома и Клод приезжали погостить к отцу, Пабло Пикассо, в роскошный замок на Лазурном берегу. Ясно, что там за ними никто не следил, и Палома наслаждалась свободой, а Клода грызла тайная обида, что отцу совершенно на них наплевать: как и в раннем детстве, они чаще всего видели отцовскую спину в мастерской перед холстом у мольберта в забрызганном красками рабочем комбинезоне. Пока возня с детьми Пикассо не наскучила, он писал их портреты: на картине «Игры и чтение» изобразил Клода с машинкой, а Палому - с игрушечными зверушками. В детстве они часто позировали своему отцу. Самые известные работы великого художника, на которых запечатлена его дочь - "Палома с апельсином" и "Палома в голубом".
      Пабло Пикассо не оставил завещания. Франсуаза Жило подвигла своих детей подать судебный иск, считая, что отец ведет себя недопустимо по отношению к родным детям. «Почему Пикассо намерен обделить своих детей...»
      Однако совершенно неожиданно судьба оказалась благосклонна к Паломе и Клоду. В 1972 году во французском законодательстве произошли изменения: отныне незаконнорожденные дети обретали права на часть наследства умершего родителя.
       Тяжба за наследство длилась несколько лет. За это время много всякого случилось.
      В 1975 году от пьянства и наркотиков умер 54-летний сын Пикассо Поль и вместо него наследниками стали его дети - Марина и Бернар. В итоге затяжного судебного процесса трое незаконных детей, то есть Палома, Клод и Майя, получили по десятой части - за вычетом налогов это составило по 18 миллионов долларов.
      Самую большую долю - три десятых - получила вдова Пикассо Жаклин Рок, которая, боролась за каждый сантим.
      Семью и близких Пикассо вряд ли можно причислить к счастливчикам. Фернанда Оливье тронулась умом. Еву Гуэль забрал рак. Ольга Хохлова фактически сошла с ума и умерла. Мария-Тереза повесилась в гараже своего дома через 4 года после смерти художника. Дора Маар помешалась, а его последняя жена Жаклин Пикассо застрелилась в Мадриде в своей постели через 13 лет после смерти Пикассо в 1986 году. Говорили, что ее преследовала неизлечимая депрессия. Его законный сын Паоло спился и умер от цирроза, его другой сын покончил жизнь самоубийством.
       Уцелела лишь Франсуаза Жило, успевшая, как считается, вовремя сбежать.
      Вернемся к нашему главному персонажу. Между прочим, Палома не собиралась, получив наследство, больше ничем в этой жизни не заниматься. Она мечтала стать художником по костюмам и дизайнером и прославиться сама, без чьей-либо помощи.
      В юности на нее тягостное впечатление производили походы на вечеринки, приемы или в театр. Стоило ей появиться, как вокруг моментально начинали перешептываться: «Смотрите, это дочка Пабло Пикассо!»
      Свое детство, как уже отмечалось, Палома и Клод провели в Париже и на юге Франции, в окружении людей искусства и интеллектуалов.
      Клод две капли воды похож на молодого Пикассо: такой же коренастый, черноглазый, такой же короткопалый. Паломе в этом смысле повезло больше: она унаследовала изящную красоту матери. От отца Палома унаследовала талант и железную волю. Именно эти качества помогли миниатюрной женщине, за двадцать лет напряженного труда создать собственную дизайнерскую империю.
      После окончания университета Палома стала театральным художником по костюмам, стилистом и дизайнером ювелирных изделий. Она долго не решалась вступить в мир дизайна.
      Однажды она попала в гости к самому Ив Сен-Лорану. Знаменитый модельер уже едва держался на ногах, но, увидев Палому, моментально протрезвел.
 
     Девушка явилась в переделанном ею странном платье 40-х годов, купленном на блошином рынке, ее голову украшала огромная шляпа-тюрбан, доставшаяся ей от матери. Лоран застыл на месте, воззрившись на незнакомку, потом снял очки, протер глаза, галантно подал ей руку и воскликнул: «Вы будете моей музой!»
      Видно, Палома сильно поразила воображение Ив Сен-Лорана - на следующий же день он позвонил ей, сообщив, что вчерашний облик прелестной гостьи вдохновил его на новую коллекцию «ювелирки», и сделать украшения он просит Палому.
      Это была первая победа. Став опытным дизайнером, она поняла, сколь незатейливы были ее первые опыты. Для Лорана Палома сделала несколько браслетов из недорогого металла. Они были в духе времени, хипповые - солнышки, полумесяцы. Но, главное, Лорану - понравилось!
      В 1971 судьба забросила 22-х летнюю Палому Пикассо в Грецию, где несколько лет дочь известного художника провела бок о бок с талантливыми мастерами в одном из ювелирных домов Афин, Firma Zolotas. А в 1972г. она показала миру ювелирные изделия, которые создала здесь, и критики были искренне впечатлены.
      Данный опыт оказался поистине бесценен, поскольку спустя некоторое время Паломе Пикассо был предложен неплохой контракт со всемирно известной американской компанией ювелирных украшений Tiffany&Co.
      В 1980 году Джон Лоринг, старший вице-президент компании, попросил Палому создать ювелирные изделия для компании. Это предложение весьма обрадовало ее.
      Постепенно она начала проектировать изделия для Tiffany&Company в Нью-Йорке, а также проникла во все знаменитые ювелирные магазины Парижа.
      Драгоценные камни, обрамленные в золото, большие камни или металлические подвески на простых шнурках, и золотые или серебряные "объятия и поцелуи" ("Love", "Kiss" и др), необычные сочетания жемчуга, ярких полудрагоценных камней и металлов. являются отличительной особенностью авторства Пикассо.
      Палома говорила, что ее изделия созданы, чтобы люди их носили, а не разглядывали. Она также считала, что ювелирное изделие по своей сути более долговременно и менее поверхностно, чем мода.
      Успех изделий Паломы Пикассо, разработанных для Tiffany&Company, подтолкнул ее изготавливать и продавать разные изделия, включая защитные очки, косметические средства и разные кожаные вещи. Они выделялись среди остальных своими броскими формами и сверкающими цветами, и были оценены во всем мире.
      Хотя Палома никогда не стремилась играть в кино, она часто выражала свою надежду сыграть роль Коко Шанель в кинофильме.
      Однажды Палома встретила аргентинского предпринимателя, драматурга и режиссера Рафаэля Лопеса-Кэмбила (известного под псевдонимом Рафаэль Лопес-Санчес), и в 1978 году они поженились. Ее имя приобрело еще более экзотическое звучание - Палома Руис-Пикассо Лопес-Санчес.
      Непрерывный успех Паломы и бизнеса Рафаэля поощрял их расширять свои творческие горизонты все дальше.
      В 1987г. Рафаэль и Палома, создают компанию Lopez Cambil Ltd, размещенную в Нью-Йорке. Компания изготовляла в Италии и продавала фирменные аксессуары Paloma Picasso - сумочки, пояса, зонтики и другие мелкие кожаные изделия. Эта коллекция заслужила международную славу за безупречное качество и оригинальный дизайн. Одновременно простые, но изящные и элегантные, эти изделия из коллекции позволили Пикассо достигнуть большей известности, что способствовало также быстрому росту их компании.
      Палома решила расширить сферу деятельности и в 1984 году выпустила свои первые духи - она мечтала об этом с детства... Интересная деталь, дед Паломы по линии матери был парфюмером в Грассе, и девочкой она проводила в его лаборатории много времени. Проект начался с ее парфюмерного аромата "Paloma Picasso" для компании «L’Oreal».
      Для Паломы и ее мужа было как бы очевидным создание собственного аромата с особенным красно-черным дизайном упаковки и флакона. «Мои духи являются "запахом для сильной женщины”, как и я сама».
  
    Одежда в красном, черном и золотом, плюс сочетание черных волос, фарфоровой белизны кожи, ярко-красных губ - стали стилем «а ля Paloma Picasso».
      Затем, последовал запуск собственной линии декоративной косметики и духов, ставшей невероятно популярной во всем мире.
       В 1992г. парфюм для мужчин Minotaure был воспринят публикой с большим вдохновением.
     Еще в США, Палома начала заниматься дизайном интерьера и создала коллекции с изделиями из тонкого фарфора, хрусталя, серебра и прочих материалов. Это были так же плитки (кафель) для Villeroy&Boch, ткани и обои и др. весьма интересные и красивые вещи.
      Палома настолько погрузилась в работу, что какое-то время, кроме своих эскизов, никого и ничего вокруг не замечала. Рафаэль, наблюдая за тем, как неожиданно развернулась жена, поначалу испытывал некоторое чувство неполноценности, - его драматургические успехи были значительно скромнее.
      Возвращаясь домой, Палома частенько обнаруживала супруга в компании с бутылкой, чего раньше за ним не водилось. Он сделался раздражительным и придирчивым.
      В 1994 году в Лондоне 45-летяя Палома пришла на прием к врачу. Доктор Эрик Тевенне, француз, практикующий в Лондоне, смотрел завороженно на Палому - так на нее смотрели поклонники в юности.
      Палома не собиралась обманывать мужа. “Мы давно не испытываем друг к другу никаких чувств”, - говорила Палома, - “Мы просто деловые партнеры”. И пока в ее жизни не появился Эрик, обоих все устраивало. А теперь... Теперь она хочет быть счастливой.
      Бракоразводный процесс с Рафаэлем затянулся на 3 года, ведь ставшая к тому времени гигантской империя Паломы Пикассо, главным управляющим которой много лет был Лопес, оценивалась приблизительно в 800 миллионов долларов!
      Они развелись только осенью 1999 года, при разводе Рафаэль получил от Паломы Пикассо 500 миллионов долларов, которые остаются всемирным рекордом суммы, выплаченной женщиной в рамках соглашения о разводе.
      И ровно через три месяца Палома вышла замуж за Эрика Тевенне.
     Палома Пикассо всегда окружена вниманием прессы и является важной фигурой в мире Высокой моды - и вовсе не потому что она - дочь Пабло Пикассо.
      Палома заработала свою репутацию благодаря своему таланту и труду.
      Теперь она живет в Лозанне, Швейцарии.
      По сей день Палома Пикассо выглядит прекрасно.

                                                                                                                     © В.Койфман

НАЧАЛО                                                                                                                    ВОЗВРАТ
                                 Предыдущие публикации и об авторе -  в разделе "Художественная Гостиная"