ВОЗВРАТ                                         

   
    
Декабрь 2016, №12    

 
 Театр и Зритель___________________      
Виктор Грибков-Майский      

  


                                     ВЕЛИКИЕ ПРОВАЛЫ, ИЛИ ПРОВАЛЫ ВЕЛИКИХ

                                                  Литературно-историческая миниатюра

        История искусства, в частности театрального, знает много курьезов, когда, казалось бы, очевидные шедевры оказывались, мягко говоря, не востребованными.
       Наиболее хрестоматийным примером является провал «Чайки» - гениального произведения великого русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова.
    Премьера «Чайки» состоялась 17 октября 1896 года в Петербурге в Александринском театре. Если сказать, что пьеса успеха не имела, значит, ничего не сказать. Это был
полный провал. Вот, как вспоминал очевидец той исторической премьеры И.Н.Потапенко: «Я не видел всего, но то, что видел, было уныло и странно до чрезвычайности. Ролей не знали, играли деревянно, все пали духом; пала духом и Комиссаржевская, которая играла неважно, и в театре было жарко, как в аду. Казалось, против пьесы были все стихии».
    Но самое трагичное был не провал спектакля, а то, что его очевидцем был автор. Незадолго до окончания спектакля Чехов вышел из зала, а на следующий день и вовсе уехал из Петербурга.
 
       Это представление и последовавшая травля Чехова в прессе, когда дело дошло до того, что стали отрицать, какой бы то ни было талант у автора, сделали свое дело - Чехов заболел.
       «Злополучное представление …состоялось поздней осенью 1896 года, а уже ранней весной следующего года - следовательно, менее чем через полгода - Чехов лежал в московской клинике с явно обнаруженными признаками чахотки» (И.Л.Щеглов «Из воспоминаний об Антоне Чехове»).
      Как здесь не вспомнить одну из реплик, которая для самого Чехова прозвучала как пророчество. «Это началось с того вечера, когда так глупо провалилась моя пьеса», - говорит Треплев - один из персонажей «Чайки».
      Но и это еще не все. Самое удивительное в этой истории то, что она была лишь продолжением трагедии, которая разыгралась на сцене Александринского театра за шестьдесят лет
до чеховской премьеры - 28 апреля 1836 года здесь впервые давали другое гениальное произведение другого великого русского писателя - гоголевского «Ревизора». Удивительно, как схожи описания этих двух премьер: «Ревизора» нельзя было видеть без отвращения, все актеры впали в отвратительную карикатуру. Сосницкий сначала был недурен; много было естественности и правды в его игре; слышно было, что Гоголь сам два раза читал ему «Ревизора», он перенял кое-что и еще не забыл; но как скоро дошло до волнений духа, до страсти, говоря по-театральному, - Сосницкий сделался невыносимым ломакой, балаганным паясом». (С.Т.Аксаков «История моего знакомства с Гоголем»).
     А вскоре п
осле провала «Ревизора» Николай Васильевич Гоголь спешно покидает Петербург. Покидает, даже не простившись с самыми, казалось бы, близкими людьми - Пушкиным и Жуковским.
     Считается, что эта неудача, не имела такого трагического значения в судьбе Гоголя, как провал «Чайки» для Чехова. Общеизвестно, что Гоголя «убил» второй том его «Мертвых душ». Но, кто знает, как сложилась бы его жизнь, не будь той злосчастной премьеры в Петербурге. Ведь полученная рана, была настолько глубока, что даже спустя полгода одно упоминание о театре вызывало у Гоголя отвращение: «Не води речи о театре: кроме мерзостей, ничего другого не соединяется с ним» (Из письма Гоголя Н.П.Погодину, 28 ноября 1836г.). И если тот провал «Ревизора» не убил его физически, то, без всякого сомнения, он убил в нем драматурга.
      Даже спустя много лет, в 1848 году, будучи в Италии, Гоголь в письме Жуковскому не может спокойно говорить о том провале: «Представленье «Ревизора» произвело на меня тягостное впечатление. Я был сердит и на зрителей, меня не понявших, и на себя самого, бывшего виной тому, что меня не поняли. Мне хотелось убежать от всего».
    Чем же объяснить, эти, казалось бы, необъяснимые провалы? Тем более что все последующие представления прошли с успехом. Одно лишь ясно - дело здесь не только в плохой игре Комиссаржевской и Сосницкого…
      Что бы лучше понять природу подобных сценических провалов, казалось бы, неоспоримо-гениальных драматических произведений, углубимся еще немного в историю театра и обратимся к творчеству не менее гениального, но теперь уже французского драматурга - Пьера Огюстена Бомарше.
    
Бомарше - автор знаменитой драматической трилогии о Фигаро, которую открывает комедия «Сивильский цирюльник, или тщетная предосторожность» - одно из лучших произведений не только самого Бомарше¸ но и всей французской литературы.
   
Премьера «Цирюльника» состоялась в пятницу 23 февраля 1775 года в Париже. Спектакль… провалился. Пьеса показалась утомительно длинной. Говорили о полном провале. Рецензенты воспользовались возможность, чтобы как можно больше унизить самого драматурга. Вот что писал один из них: «Репутация господина Бомарше сильно пошатнулась. Порядочные люди поняли, наконец, что, когда из него выдергивают павлиньи перья, то под ними окажется противная черная ворона, наглая и назойливая, как и все вороны».
     Но в отличие от Гоголя и Чехова, Бомарше спокойно отнесся к этому. Можно даже сказать, что неудача его только раззадорила. И вот, после небольшой авторской доработки, пьеса, так бесславно провалившаяся в пятницу, спустя всего лишь два дня снова была дана и прошла… с триумфальным успехом. Удивительный факт и, вполне возможно, исключительный по своей уникальности.
     Вот как писала об этом современница Бомарше г-жа дю Деффан: «В первом своем представлении она была освистана, вчера имела необычайный успех».


                                                                                * * *

     «Чайка», «Ревизор», «Сивильский цирюльник» - сегодня эти признанные шедевры мирового искусства ни у кого не вызывают сомнений. И надо очень сильно «постараться» и режиссеру, и актерам, чтобы зритель ушел из театра недовольным.
      Но тогда, когда они только что появились на свет - это было, как принято сегодня говорить, «ноу-хау» в театральном искусстве того времени. А то, что ново - не всегда можно понять и по достоинству оценить с первого раза.

                                                                                                              © В.Грибков-Майский

НАЧАЛО                                                                                                                                                                                                                     ВОЗВРАТ       

                                 Предыдущая публикация и об авторе - в разделе Страницы истории России