ВОЗВРАТ                                                                                                                                                                                                                                           
      
Май 2015, №5         
 
 

Россия глазами публицистов___         
Антон Носик              
 

  Майя Плисецкая и вертухаи                                                  

       

       
       В Германии умерла вчера Майя Михайловна Плисецкая.  

                                   

     Не стану оскорблять ее память собственными суждениями о балете, в котором ничего не смыслю.
   Но очень советую моим читателям ознакомиться с воспоминаниями Плисецкой.
     Это блистательная, очень глубокая, горькая, ироничная и страшная книга.
    Прежде всего, это не рассказ всемирно знаменитой балерины о полувековой череде творческих успехов, а история московской девочки, у которой отца пытали и расстреляли (обстоятельства места и времени его гибели стали известны лишь через полвека), а матери - как «члену семьи изменника Родины» - дали 8 лет лагерей, когда самой Плисецкой было лишь 11.
     Воспоминания повествуют обо всех испытаниях, выпавших на ее долю - иногда с печалью, зачастую - с обидой, но всегда - с юмором и неубиваемым чувством собственного достоинства. Военные годы, эвакуация, побег обратно в Москву, борьба за место под солнцем в театральной труппе... Учителя, от великих до бессмысленных, кумиры, интриги, обиды, зависть, победы и разочарования - и неустанный надзор вертухаев, внимание которых к дочери двух врагов народа не ослабевало с конца 1930-х годов, несмотря ни на какие овации, ордена и звания - до самого крушения той жуткой системы, которую эти вертухаи обслуживали...
     Но все-таки я благодарна судьбе, - пишет в воспоминаниях Плисецкая. - Я не попала в Воркуту, Освенцим, Магадан. Меня мучили, но не убили. Не сожгли в Дахау...
     Печально сознавать, что сегодня вс
е те же самые вертухаи, которые мучили, но не убили Плисецкую (или их ближайшие потомки-сменщики) по-прежнему в России главней любых прокофьевых, шостаковичей и ростроповичей... Случись Плисецкой доехать в последние полгода до Москвы, они б от нее под угрозой уголовного преследования потребовали бы явиться в городское отделение УФМС для собственноручной подачи рукописных уведомлений о ее литовском, немецком и испанском гражданстве... Но теперь уж поздно им проявлять бдительность. Нет больше Плисецкой, и дела на нее не возбудишь.
       Благословенна память ее.
                                                                              
         © А.Носик

       Майя Плисецкая в:

                                          "Дон-Кихот" , 1959

                                           "Лебединое озеро", 1973

                                           Кармен сюита "Хабанера"

                             Прелюдия, 1967

                                           "Лебединое озеро" (Танец умирающего лебедя), 1959

 

НАЧАЛО                                                                                                                                              ВОЗВРАТ
                  Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделе "Публицистика