«Джузеппе Арчимбольдо
совершенен своей
уникальностью, как совершенны только великие»
Андре Пьейр де Мандьярг
Жизнь художника документирована крайне неравномерно. Множество известных сведений о его жизни являются предположительными.
Нет биографии художника и в знаменитых «Жизнеописаниях» Д.Вазари.
В Пражской галерее сохранился единственный достоверный автопортрет Джузеппе Арчимбольдо. На нас смотрит интеллектуал в высокой шапочке ученого. Узкое выразительное лицо, красивая густая с проседью борода, проницательный взгляд философа, все привлекает зрителя в этом человеке.
Известно, что Джузеппе родился в Милане около 1527 года в семье художника Бьяджо Арчимбольдо, сына миланского архиепископа. Сохранились сведения, что в возрасте 22 лет Джузеппе уже работал в мастерских Миланского собора помощником отца, создавая витражи и фрески. Его отец был дружен с живописцами Луини (Бернардино и Аурелио), у которых хранились рукописи и рисунки великого Леонардо с набросками фантастических чудовищ, гибридов растений и животных.
Знакомство с этим леонардовским наследием в дальнейшем сильно отразилось на его творчестве.
Несмотря на то, что художник родился и умер в Милане, большую часть своей творческой жизни он провел между Веной и Прагой, будучи придворным художником императоров из рода Габсбургов. Сначала Джузеппе работал художником-портретистом и копиистом в Вене при дворе Фердинанда I. Затем в 1564 году Арчимбольдо становится придворным художником при Максимилиане II.
Здесь живопись была лишь
небольшой частью его занятий. Он занимался оформлением разнообразных
торжеств, турниров, карнавалов и роскошных празднеств, разрабатывал
и усовершенствовал различные механизмы, музыкальные инструменты,
проектировал фонтаны, отвечал за архитектуру и
театрально-художественное оформление всех мероприятий.
В первые годы службы Арчимбольдо написал в традиционном
стиле несколько портретов им ператорской семьи, а также создал
«Времена года», первую из прославивших его серий фантастических
портретов.
Зима Весна
В картине «Весна» автор изображает в профиль голову, составленную из тысяч изображений цветов, которые может опознать специалист-ботаник. Плоды «Лета» будто вырастают из золотистых колосьев пшеницы. Спелые рубиновые вишни, зреющие яблоки и груши, изумрудные огурцы - все насыщено зноем летнего полдня и символизирует молодость.
Лето Осень
В «Осени» тема отражена в изображении осенних плодов,
освещенных лучами заходящего солнца. Рыжеватые листья, грозди
золотистого винограда, грибы и овощи - все это создает удивительную
картину изобилия и богатства природы.
«Зима» - холодная неуютная
атмосфера подчеркнута «портретом» узловатого ветвистого дерева,
«украшенного» почти ощутимо кислым лимоном.
Затем последовала серия «Элементы», или «Стихии».
Арчимбольдо, безусловно, создавал ее под влиянием идей Агриппы
Неттесгеймского (1486-1535), который писал в своей «Тайной
философии», что «...имеются всего четыре стихии, или элемента всех
телесных вещей. Это огонь, земля, вода и воздух. Из них образуется
всё, но образуется путем соединения и преобразования, и обратно,
всё, что приходит к концу, разлагается на четыре элемента. Как
только кто-либо познает свойства элементов и их смесей, он сможет в
совершенстве заниматься натуральной магией».
Воздух Вода
Земля Огонь
Обе серии построены практически одинаково: на сплошной
черной фоновой основе возникают сложные импровизации из композиций
элементов живой и неживой природы, которые складываются в
причудливые антропоморфные изображения.
Вот, например, «Огонь» (он же бог Марс-победитель) - аллегорический
бюст Максимилиана, украшенного императорским орлом и рыцарским
орденом Золотого Руна. Голова Марса-Максимилиана охвачена жарким
сиянием, на фоне общей огненно-золотистой цветовой гаммы картины.
Художник изображает различные виды огня: от огонька масляной лампы и
огня свечи к раскаленным углям и огнедышащему металлу пушек и
аркебузы. Кажется, что даже слабого дуновение ветра достаточно,
чтобы фигура начала пылать.
Стиль «Времен года» и «Стихий» был уникален и не
характерен для XVI столетия. Причем единого мнения об источниках
такого стиля нет и поныне.
Серии рассматривались некоторыми философами как
аллегории человеческого организма. Подобные мысли высказывал еще
Парацельс (1493-1541): «Дерево - тоже тело. Его кора подобна коже,
ветви - волосам. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно
человеку, способно слышать, видеть, ощущать». В творениях художника
есть место и юмору, и сатире, и гротеску, которые добавляют его
произведениям какой-то жутковатой реалии, как будто некие духи свыше
управляли кистью художника.
В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к сыну
Максимилиана II, который через пять лет становится императором
Рудольфом II. Меценат, покровитель наук и искусства, он привлек к
своему двору множество художников, поэтов, ученых, а также магов,
оккультистов и алхимиков. При нем была основана одна из первых
«кунсткамер», где было собрано множество редкостей, диковинок и
произведений искусства. Именно 11 лет службы в Праге при дворе
яркого и амбициозного Рудольфа II принято считать пиком карьеры и
творчества художника.
Император чрезвычайно любил и ценил миланца.
Неудивительно, что Арчимбольдо хотел написать для своего патрона
что-нибудь подчеркивающее его значимость. Это ему удалось, правда,
уже в Милане, куда в 1587 после многочисленных прошений Арчимбольдо
Рудольф II разрешил ему возвратиться. В том же самом году художник
получил просьбу императора продолжить писать для него. В 1591 году
Арчимбольдо создает в Милане самое знаменитое полотно «Вертумн».
Эта картина-портрет Рудольфа II в образе этрусского бога, которого
почитали как покровителя смены времен года и вообще изменчивости в
природе, плодородия и садоводства. Вертумн мог принимать любое
обличие, но изображали его обычно в образе юноши с садовым ножом и
плодами. В растительной мозаике облика Вертумна угадывается некий
астральный двойник императора: выпуклый лоб тяжелый подбородок,
заросший бородой, одутловатые щеки, оттопыренные уши, черные глаза.
Поражает мастерство, с которым передано многообразие
растущих, распускающих, созревающих и прочих даров природы. Картину
отправили в Прагу. Рудольф II пожаловал Арчимбольдо за нее титул
графа (в XVI веке этой чести удостоились еще только
Тициан и
сиенской мастер Содома).
Запись в книге учета миланского магистрата гласит, что
живописец Джузеппе Арчимбольдо скончался 11 июля 1593 года в
возрасте примерно 66 лет от почечной недостаточности. В тот год была
эпидемия чумы, поэтому причина смерти была особо отмечена.
Прошло время. В годы Тридцатилетней войны Прага была
частично сожжена и разграблена вторгшимися в Прагу шведскими
войсками. Ряд картин Арчимбольдо были в 1648 вывезены в Швецию
(«Вертумн» хранится в Швеции в замке-музее Скоклостер), некоторые
осели в частных коллекциях, а некоторые попросту исчезли. Тот факт,
что картины Арчимбольдо несколько столетий «скрывались» в частных
собраниях, стал причиной того, что искусство его до XX века было
практически неизвестно широкой публике. С появлением сюрреализма его
теоретики обратили внимание на творчество Арчимбольдо, объявив его
своим предтечей.
Работы хранятся в музеях и частных собраниях
Италии, Франции, Австрии, Чехии, Швеции, США.
Сегодня известно о существовании порядка 20 работ
художника: картины из «Времен года» и «Стихий», которые художник
неоднократно с небольшими изменениями повторял по заказам своих
патронов, «Флора», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько
картин-перевертышей.
Творчество Арчимбольдо пользовалось у современников
огромным успехом и породило много подражателей, именуемых
«арчимбольдесками».
Они восприняли лишь внешние приемы мастера и давно
забыты, в то время как яркое, исполненное глубокого смысла искусство
Джузеппе Арчимбольдо продолжает волновать всех и в наши дни.
© В.Койфман