|
|
Если бы существовал Пантеон медицины, Джону Биллингсу
скорее всего было бы отведено место в какой- нибудь боковой галерее.
Лучи славы не всех греют одинаково. Вполне можно понять, что знаменитому
хирургу, сделавшему уникальную операцию, или эпидемиологу, открывшему
средство против смертельного вируса, достается больше внимания и почета,
чем, скажем, даже самому умелому и толковому организатору системы
здравоохранения, как бы много он ни успел сделать за свою жизнь. Каковым,
собственно, и был Биллингс. Он сам выбрал для себя деятельность, в
которой не приходится расчитывать на лавры, скорее -
на хлопоты и неприятности. Однако без таких подвижников невозможны ни
сенсационные операции, ни новые методы лечения.
Кое-какая
клиническая практика у Биллингса все же была. Когда началась гражданская
война, 24-летний фермерский сын, недавний
выпускник медицинского колледжа в Огайо, примкнул к армии северян в чине
лейтенанта, служил в качестве военного хирурга. Делал операции в полевых
лазаретах, однако вскоре в нем проявилась организаторская,
административная жилка, и молодому врачу поручили руководить госпиталем.
Когда наступил мир, он
продолжал военную карьеру в столице, в ведомстве главного хирурга армии
Джозефа Барнса. Среди его коллег были выдающиеся врачи, которые
впоследствии оставили след в истории американской медицины
- Джозеф Вудворд, Джордж Отис. Но сам он не лечил,
а посвятил себя реорганизации здравоохранения. И вскоре стал одним из
ведущих специалистов в проектировании и строительстве новых госпиталей.
Чертежи, сметы, статистика, - все это довольно прозаичная материя, но
кому-то нужно ею заниматься. Примечательно, что
Биллингс делал это с удовольствием, полагая, что в этом и есть его
призвание.
В ту пору, когда он
служил под началом главного хирурга Барнса, он начал собирать библиотеку
медицинской литературы и продолжал заниматься этим около тридцати лет.
Поистине титаническая работа! В конце концов образовалось самое большое
в Америке, если не во всем мире, собрание, в котором к концу прошлого
века насчитывалось 124 тысячи томов и 210 тысяч брошюр. Биллингс сам
составил каталоги. Коллекция получилась настолько обширной и полной, что
на протяжение всего двадцатого века служила врачам главным источником
информации
В 1883 году его
поставили во главе армейского медицинского музея. Одна из его заслуг
- коллекция микроскопов, едва ли где-нибудь в
другом месте увидишь нечто подобное. Но это скорее можно отнести к
разряду хобби. Что всерьез поглощало много времени и энергии, так это
усилия убедить членов Конгресса выделить средства на новое здание и
потом хлопоты, связанные со стторительством. И оно в конце концов было
построено в самом центре Вашингтона.
Еще со времен гражданской войны его
увлекся санитарией и профилактической
медициной и всю жизнь испытывал
интерес к новинкам в этих областях знаний . Он сам разрабатывал системы
вентиляции и отопления в госпиталях. Причем все это на таком серьезном
инженерном уровне, что кое-какие идеи врача были
использованы при реконструкции здания столичного Капитолия.
Биллингс проектировал и строил новые госпитали, в том
числе такой знаменитый, как госпиталь Университета Джона Гопкинса и
создавал новые организации в здравоохранении, причем на самом высоком
национальном уровне. Некоторые из них, претепев незначительные изменения,
существуют и по сей день.
Преуспевать в такой деятельности -
задача не для слабонервных Неудивительно, что Биллингс вел себя как
волевой, уверенный в себе руководитель, часто наживавших себе врагов
из-за резкого характера. В коридорах власти нет недостатка в интригах и
склоках В Национальном комитете здравоохранения приходилось
конфликтовать с коллегами по самым разным поводам. Но Биллингс сумел
выстоять в этом непростом мире, и стать влиятельной фигурой и в науке, и
в правительстве.
Последние полтора десятилетия своей кипучей карьеры он
провел на посту, довольно далеком от медицины. Стал первым директором
Нью-Йоркской публичной библиотеки. Именно ему мы обязаны тем, в городе
появилось это прекрасное здание на углу Пятой авеню и 42-й Стрит.
Любопытства ради загляните на второй этаже там в
коридоре небольшая выставка, посвященная истории этого комплекса. Среди
экспонаtов фотография Джона Биллингса -
импозантный усатый господин в респектабельном директорском кабинете.
Рядом со снимком чертеж, который когда-то он набросал карандашом на
оборотной стороне почтовой карточки. Это будущий главный читальный зал
на третьем этаже. Почему на третьем? Чтобы было подальше от городского
шума, да и помещение самое просторное во всем здании, много воздуха и
света.
Библиотеку Биллингс продумывал и рассчитывал от начала
и до конца. Были объединены книжные фонды трех существовавших прежде
крупных собраний- Астора, Ленокса и Тилдена. Под свой проект Биллингс
сам выбрал и нанял архитекторов. Убедил своего доброго знакомого,
известного филантропа Эндрю Карнеги, у которого одно время был
советником, помочь с деньгами.
Библиотека была
торжественно открыта в 1911 году. Два года спустя Джон Биллингс умер.
Как оценить его
место в истории американской науки и культуры? Кем, в конце концов, он
был? Врачом? Да. Причем типичным для переходного периода,
когда
патриархальные универсальные целители старых добрых времен уступали
место специалистам узкого профиля. Но, конечно, в гораздо большей
степени, он - администратор, и в этом смысле тоже предтеча нашего
времени, когда настоящие успехи в науке невозможны без консолидации
усилий больших коллективов, и стало быть, без талантливого организатора.
Что еще? Статистика.
Библиотечное дело. Университетская медицина, а значит, и изменение
стандартов американского высшего образования…
Поистине
ренессансная широта интересов! Многое из того, что сделал Джон Биллингс,
забыто. И это естественно. Ведь значительная часть того, чем он вынужден
был заниматься, - рутина, требовавшая
колоссальных усилий, но не рассчитанная на анналы истории. Но даже того
немного, что мы о нем знаем, достаточно, чтобы оценить масштаб личности
этого человека и меру того, в чем он преуспел. И появляется желание
сохранить это имя, не дать ему исчезнуть из истории культуры, и
вспоминаются при этом пушкинские слова: «не
говори о них - их нет, но с благодарностию
- были».
© Л.Борщевский
НАЧАЛО
ВОЗВРАТ |
|
|