Когда в
стране с
Конституцией
все
замечательно,
когда права
граждан
соблюдаются
неукоснительно,
а закон
повсеместно
торжествует,
у
председателя
Конституционного
Суда
естественным
образом
появляется
масса
свободного
времени для
философских
размышлений
о судьбах
России, ее
историческом
выборе и
духовных
скрепах, без
которых,
разумеется,
никуда. И в
размышлениях
господина
Зорькина не
было бы
ничего
особенного,
если бы он
был кем-то
вроде меня.
Но когда
главной
духовной
скрепой,
удерживавшей
единство
нации,
крепостное
право
называет
Председатель
КС, то здесь
одними
цитатами из
Некрасова не
обойтись.
Мы живем в
такое
интересное
время, когда
любая
бредовая
идея через
неделю может
стать
федеральным
законом.
Когда
вырванное из
контекста
слово,
способно
превратиться
в лозунг. Я
далек от
мысли, что
Зорькин
ратует за
возрождение
крепостничества.
Но мы же
возрождаем
духовные
скрепы. И
если
крепостничество
называть
главной из
них, то
остальные
уточнении и
примечания
тонут и
становятся
неважными.
Большинство
граждан этих
пояснений не
заметят
вовсе.
С таких же
невинных
ремарок и
брошенных
как бы между
делом слов
началось,
например,
проникновение
церкви в
школу. А
православие
стало
приобретать
фактический
статус
государственной
религии.
Периодически
нам
предлагают
установить и
закрепить в
той же
Конституции
какую-нибудь
официальную
идеологию.
Или
назначить
русский
народ
государствообразующим,
то есть
главным
народом. Или
позволить
нынешнему
президенту
править
сколько
угодно
сроков.
Потому что
кто-то
считает
главной
скрепой
крепостное
право, а
кто-то
«Веру, Царя
и Отечество»
или
«Самодержавие,
Православие
и
Народность».
У нас этих
замечательных
скреп можно
столько
отыскать в
прошлой
жизни, что
мурашки по
коже
побегут.
А что
касается
непосредственно
крепостничества,
странное
сожаление о
котором
выражает
Зорькин, то
давайте
обойдемся
без вывихов
мозга и
скажем, что
крепостное
право веками
было нашей
разновидностью
рабства. И
признаем,
что рабство
на Руси
никогда не
отменялось
окончательно,
даже в 1861
году. Потому
что
крестьяне и
потом
оставались
рабами Царя.
А при
советской
власти
рабами
государства
стали
колхозники.
А разве
институт
прописки не
был
разновидностью
крепостничества? Россия
-
страна
непрерывного,
тысячелетнего
рабства,
которое лишь
меняло
названия и
формы.
Поэтому
психология
наша до сих
пор рабская.
Потому и не
нужна нам
никакая
свобода. Ни
свобода
выбора, ни
свобода
слова, ни
свобода
совести. Они
нам просто
не нужны!
Потому что
никогда у
нас свободы
не было, не
жили мы при
ней, не
знаем, что
это такое. А
рабство было
всегда
-
как его не
переименовывай
и какими
декретами
формально не
отменяй. И
это рабство
действительно
является
нашей
главной
скрепой. И
на нем до
сих пор наше
государство
и держится.
Вандализм-Ленинизм
Интересно,
а бывает
вандализм
положительным?
Существует
ли вандализм
с
человеческим
лицом?
В Харькове
толпа сносит
памятник
Ленину, а
мэр города
Кернес
называет это
вандализмом
и обещает
памятник
вождю
восстановить.
История эта
интересна
нам самым
непосредственным
образом,
потому что в
России
продолжают
стоять,
наверное,
сотни
памятников
Ильичу и с
ними тоже
надо что-то
решать. Эта
история
далеко не
очевидная.
Ведь мы
можем
вспомнить,
что и
большевики,
придя к
власти,
сносили
символы
прежнего
режима,
сбрасывали
статуи
царей,
князей и
прочих
господ. И
для них тоже
все было
ясно: они
уничтожали
монументы
душегубам,
мучителям
людей, и шли
в светлое
будущее без
этих идолищ
поганых. Но
прошло
некоторое
время и
выяснилось,
что цари-то
может и были
душегубами,
но до
Ленина,
Сталина и
прочих
пролетарских
предводителей
им на ниве
мучительства
и
уничтожения
собственного
народа было
очень
далеко.
Мы говорим,
что
памятники -
это не люди.
Это лишь
некие
исторические
объекты,
передающие
ландшафт
эпохи и дух
ушедшего
времени. С
умилением
разглядываем
картинки той
же старой
Москвы или
Питера, где
все
уничтоженное
большевиками
отображено в
своей
первозданности.
Но по этой
логике, надо
тогда и
памятники
Ленину
сохранить, и
Дзержинского
вернуть на
Лубянку. Это
ведь и дух
времени, и
ландшафт
эпохи в не
меньшей
степени. И
станции
метро или
улицы,
названные в
честь убийц
и палачей
тоже стали
нам привычны
и мы
совершенно
не
задумываемся
над смыслом
этих
названий.
Для нас это
чаще всего
действительно
просто
названия,
сочетания
букв и
звуков. Идем
по
Октябрьской
площади мимо
памятника
Ленину - и
даже не
обращаем
внимания на
него, не
думаем про
его подвиги
или
преступления.
Входим в
метро на
«Войковской»
и не про
цареубийцу
думаем, а
про то, как
нам поскорее
доехать до
нужной
станции.
Живем
одновременно
и с
Санкт-Петербургом
и с
Ленинградской
областью. И
как со всем
этим быть? Я
уверен, что
пока мы
четко,
определенно,
на
государственном
уровне не
расстанемся
с советским
идеологическим
наследием,
пока не
выбросим его
из нашей
повседневности,
эта зараза
так и будет
отравлять
нас из
поколения в
поколение.
С другой
стороны
война с
памятниками
мне не
нравится
тоже. И я бы
сделал так.
Все эти
памятники,
даже самые
дурацкие, не
имеющие ни
исторической,
ни
художественной
ценности с
ходульным
Ильичем все
равно бы
оставил. Тут
тебе и
ландшафт и
эпоха. Но на
каждом
памятнике я
бы
обязательно
сделал
важную
пояснительную
приписку,
что
поставлен
был этот
монумент в
эпоху
социализма,
и что
благодаря
этому
человеку
наша страна
открыла
самую
трагическую
страницу
своей
истории и
заплатила за
идеи этого
Ильича и его
последователей
миллионам
жизней.
Когда в стране с Конституцией все замечательно, когда права граждан соблюдаются неукоснительно, а закон повсеместно торжествует, у председателя Конституционного Суда естественным образом появляется масса свободного времени для философских размышлений о судьбах России, ее историческом выборе и духовных скрепах, без которых, разумеется, никуда. И в размышлениях господина Зорькина не было бы ничего особенного, если бы он был кем-то вроде меня. Но когда главной духовной скрепой, удерживавшей единство нации, крепостное право называет Председатель КС, то здесь одними цитатами из Некрасова не обойтись.
Мы живем в такое интересное время, когда любая бредовая идея через неделю может стать федеральным законом. Когда вырванное из контекста слово, способно превратиться в лозунг. Я далек от мысли, что Зорькин ратует за возрождение крепостничества. Но мы же возрождаем духовные скрепы. И если крепостничество называть главной из них, то остальные уточнении и примечания тонут и становятся неважными. Большинство граждан этих пояснений не заметят вовсе.
С таких же невинных ремарок и брошенных как бы между делом слов началось, например, проникновение церкви в школу. А православие стало приобретать фактический статус государственной религии. Периодически нам предлагают установить и закрепить в той же Конституции какую-нибудь официальную идеологию. Или назначить русский народ государствообразующим, то есть главным народом. Или позволить нынешнему президенту править сколько угодно сроков. Потому что кто-то считает главной скрепой крепостное право, а кто-то «Веру, Царя и Отечество» или «Самодержавие, Православие и Народность». У нас этих замечательных скреп можно столько отыскать в прошлой жизни, что мурашки по коже побегут.
А что касается непосредственно крепостничества, странное сожаление о котором выражает Зорькин, то давайте обойдемся без вывихов мозга и скажем, что крепостное право веками было нашей разновидностью рабства. И признаем, что рабство на Руси никогда не отменялось окончательно, даже в 1861 году. Потому что крестьяне и потом оставались рабами Царя. А при советской власти рабами государства стали колхозники. А разве институт прописки не был разновидностью крепостничества?
Россия - страна непрерывного, тысячелетнего рабства, которое лишь меняло названия и формы. Поэтому психология наша до сих пор рабская. Потому и не нужна нам никакая свобода. Ни свобода выбора, ни свобода слова, ни свобода совести. Они нам просто не нужны! Потому что никогда у нас свободы не было, не жили мы при ней, не знаем, что это такое. А рабство было всегда - как его не переименовывай и какими декретами формально не отменяй. И это рабство действительно является нашей главной скрепой. И на нем до сих пор наше государство и держится.
Вандализм-Ленинизм
Интересно, а бывает вандализм положительным? Существует ли вандализм с человеческим лицом?
В Харькове толпа сносит памятник Ленину, а мэр города Кернес называет это вандализмом и обещает памятник вождю восстановить. История эта интересна нам самым непосредственным образом, потому что в России продолжают стоять, наверное, сотни памятников Ильичу и с ними тоже надо что-то решать. Эта история далеко не очевидная. Ведь мы можем вспомнить, что и большевики, придя к власти, сносили символы прежнего режима, сбрасывали статуи царей, князей и прочих господ. И для них тоже все было ясно: они уничтожали монументы душегубам, мучителям людей, и шли в светлое будущее без этих идолищ поганых. Но прошло некоторое время и выяснилось, что цари-то может и были душегубами, но до Ленина, Сталина и прочих пролетарских предводителей им на ниве мучительства и уничтожения собственного народа было очень далеко.
Мы говорим, что памятники - это не люди. Это лишь некие исторические объекты, передающие ландшафт эпохи и дух ушедшего времени. С умилением разглядываем картинки той же старой Москвы или Питера, где все уничтоженное большевиками отображено в своей первозданности. Но по этой логике, надо тогда и памятники Ленину сохранить, и Дзержинского вернуть на Лубянку. Это ведь и дух времени, и ландшафт эпохи в не меньшей степени. И станции метро или улицы, названные в честь убийц и палачей тоже стали нам привычны и мы совершенно не задумываемся над смыслом этих названий.
Для нас это чаще всего действительно просто названия, сочетания букв и звуков. Идем по Октябрьской площади мимо памятника Ленину - и даже не обращаем внимания на него, не думаем про его подвиги или преступления. Входим в метро на «Войковской» и не про цареубийцу думаем, а про то, как нам поскорее доехать до нужной станции. Живем одновременно и с Санкт-Петербургом и с Ленинградской областью. И как со всем этим быть? Я уверен, что пока мы четко, определенно, на государственном уровне не расстанемся с советским идеологическим наследием, пока не выбросим его из нашей повседневности, эта зараза так и будет отравлять нас из поколения в поколение.
С другой стороны война с памятниками мне не нравится тоже. И я бы сделал так. Все эти памятники, даже самые дурацкие, не имеющие ни исторической, ни художественной ценности с ходульным Ильичем все равно бы оставил. Тут тебе и ландшафт и эпоха. Но на каждом памятнике я бы обязательно сделал важную пояснительную приписку, что поставлен был этот монумент в эпоху социализма, и что благодаря этому человеку наша страна открыла самую трагическую страницу своей истории и заплатила за идеи этого Ильича и его последователей миллионам жизней.
www.echomsk.ru