|
|
До О’Нила в Америке не было
перворазрядной драматургии. Выдающиеся драматурги
были,
но они предпочитали ставить свои пьесы в Европе. Что же касается
американской сцены, то в основном шла коммерческая дребедень. Когда в
1916 году состоялся первый спектакль по пьесе О’Нила, в прессе
отмечалось, что театр в Америке по крайней мере на четверть века отстает
от европейского. А когда двадцать лет спустя писатель получал
Нобелевскую премию, его родина уже считалась лидером современной
драматургии. И эта перемена произошла именно благодаря ему.
Юджин О’Нил родился 16 октября 1988 года в отеле на Бродвее.
Его отец был актером с амплуа романтического героя. В роли Эдмона
Дантеса в «Графе Монте-Кристо» Джеймс О’Нил выходил на сцену более
четырех тысяч раз. Старший брат Джеймса, Джейми, тоже играл в театре.
Младший, Эдмунд, умер еще в младенчестве.
Я столь
подробно останавливаюсь на родне писателя, потому что реальные семейные
драмы сыграли исключительно важную роль в его творчестве, и одна из
лучших пьес «Долгое путешествие в ночь» почти буквально воспроизводит
тягостную обстановку, в которой проходило его детство, даже имена
изменены незначительно.
Отец, озабоченный тем,
что растрачивает свой талант по пустякам. Мать, пристрастившаяся к
наркотикам. Брат - алкоголик, шатающися по барам и борделям. Себя автор
вывел под именем своего покойного брата Эдмунда. По пьесе он бродяга. К
бродяжнижеству все располагало с раннего детства - шальная актерская
богема, постоянные переезды, ночевки в дешевых отелях. Своего дома не
было. Лищь на лето они приезжали в принадлежавший им «Коттедж
Монте-Кристо» в Нью-Лондоне, штат Коннектикут.
До семи лет
Юджин скитался вместе с родителями. Потом они отдали мальчика на
воспитание монахиням. Потом еще два года Юджин провел в приюте
«Христианские Братья». В конце концов четырнадцатилетний парень
взбунтовался - католическое воспитание было ему не по душе. И его отдали
в нормальную школу. Впрочем, всем наукам он предпочитал «уроки» греха,
которые преподавал ему непутевый братец Джейми. Так что, когда к 19
годам, не доучившись в Принстоне, Юджин закончил свое образование, его
интересы сводились к трем вещам: книги, алкоголь и проститутки.
К этому времени
относится короткая связь и женитьба на Кэтлин Дженкинс. Появляется на
свет сын - Юджин Младший. Отец почти не видел жену и сына. Первая
встреча с ребенком состоялась, когда тому было 12 лет.
Дальше
разворачивается следующая глава его бурной юности. О’Нил отправляется в
Гондурас в надежде найти золото. Золота не обнаружил, зато подхватил
малярию. Нанимается матросом на норвежский парусник, который
направляется в Буэнос-Айрес. Потом ходит на грузовых и пассажирских
судах в Англию. В перерывах околачивается в нью- йоркском порту, в
заведении, принадлежавшем некоему «Джимми Священнику» - нечто среднее
между ночлежкой и салуном.
В 1912 году
О’Нил на самом «дне»: брак распался, почти непрекращающееся пьянство, в
порыве отчаяния пытался покончить с собой, да спас сосед по комнате, в
довершение открылся туберкулез. Оказавшись в санатории, он читает дни
напролет. В основном это новая европейская драматургия - Бернард Шоу,
Генрик Ибсен, Август Стринберг, Герхардт Гауптман, а также романисты
Джозеф Конрад и Джек Лондон, поэты Шарль Бодлер и Олджернон Суинберн.
Вместе с физическим выздоровлением наступило духовное. Принято решение -
«Стать художником или ничем».
Годы
бродяжничества не пропали даром. Первые одноактные пьесы, которые О’Нил
написал в 1913-1914 годах - «Паутина», «Жажда», «Туман» - о море и
моряках. Уже в этих ранних вещах звучит излюбленный мотив «иронии
судьбы» - слепая сила, которая определяет участь людей. К морским темам
драматург, по подсчетам театроведов, обращается позже в доброй половине
своих пьес. В 1916 году одна из них - «К востоку, в Кардифф» была
впервые поставлена на сцене силами группы литераторов и актеров,
объединившихся вокруг О’Нила.
К этому
времени его образ жизни приобретает некоторую респектабельность. О’Нил
занимается
в Гарварде в мастерской профессора Джорджа Пирса Бейкера. На Бродвее
ставится его первая «полнометражная», четырехактная пьеса «За
горизонтом» (1918). В том же году он женится на молодой писательнице
Агнес Боултон, вскоре появляется на свет сын - Шейн, позже дочь - Уна.
Налаживаются отношения с отцом. Бросает пить, правда, ненадолго, брат
Джейми. О’Нил встречается, по сути дела впервые в жизни, с сыном от
первого брака - Юджином. Он пишет пьесу за пьесой - « Император Джонс»,
«Анна Кристи», «Первый человек», «Волосатая обезьяна», «Любовь под
вязами», «Золото», «Крылья даны всем детям человеческим», «Траур идет
Электре»,
Мрачная
«ирония судьбы» не оставляет драматурга в покое - в течение нескольких
лет
он
теряет одного за другим своих близких - отца, мать, брата
(обстоятельства смерти матери позже воспроизведены в пьесе - «Луна для
пасынков судьбы»). Опять трещит по швам брак - О’Нил влюбляется в
актрису Карлотту Монтерей и в конце концов женится на ней. Дети остаются
с Агнес.
Но несмотря
на все неприятности и неурядицы, продуктивность не снижается. За
пятнадцать лет после постановки «За горизонтом» он написал 21 пьесу.
Даже после того, как в конце тридцатых годов здоровье его резко
ухудшилось и появились симптомы «болезни Паркинсона», он продолжал
работать. Коллеги поражались: у него всегда была в работе пьеса, одну он
кончал писать, другая уже была на столе. Иногда интервал между двумя
премьерами составлял меньше месяца.
О’Нил легко
нарушал каноны. Его стиль нельзя свести к какому-то
одному
направлению - он использует то реалистическую манеру, то
экпрессионисткую - в зависимости от того, что диктует психологическая
правда характеров. Та же свобода с форматом - то короткая одноактная
постановка, то он мог размахнуться на четыре часа, как это было с пьесой
«Продавец льда грядет». Законы коммерческого театра были не для него. В
своих поздних вещах он задумывал превратить зрителей в участников
представления. Он экспериментировал со всем, что составляло живую ткань
спектакля, - музыка, звук, свет.
В профессиональном смысле литературная карьера О’Нила сложилась во
всех отношениях успешно - признание, многочисленные награды: Нобелевская
премия, четыре Пулитцеровских.
Что же
касается личной жизни, то подобно многим своим героям, он оказался
«пасынком судьбы». Так же, как он сам когда-то страдал от невнимания
своего отца, стена отчуждения отделяла его от собственных детей. Старший
сын, Юджин, пристрастился к алкоголю и в 1950 году покончил с собой.
Шейн стал наркоманом и в конце концов тоже свел счеты с жизнью. Уна
уехала в Голливуд, стала актрисой, познакомилась с Чарли Чаплином. Отец
был категорически против ее брака, и, когда она его не послушалась,
прервал с ней всякие отношения. Как известно, этот брак оказался
удачным, Уна родила от Чаплина восьмерых детей - внуков О’Нила. Но он не
признавал ее, вычеркнул, так же, как и Шейна, из своего завещания.
Можно
предположить, что он в какой-то степени своими поступками усугублял
драматизм собственного существования, сгущая тьму ночи, погружением в
которую была вся его жизнь. Но он не ощущал себя жертвой.
«Я
далек от того чтобы быть пессимистом, - признавался он в одном из писем.
- Я вижу жизнь как прекрасно-ироничный, замечательно-безразличный… кусок
хаоса, трагичность которого придает Человеку колоссальную значимость, и
если бы он не проигрывал битву с судьбой, то непременно стал бы
холодным, тупым животным».
© Л.Борщевский
НАЧАЛО
ВОЗВРАТ |
|
|