|
|
Представители
демократической общественности утверждают, что в России не работают
законы и правовая система. Сие есть откровенный поклеп на власть и
проявление злопыхательства. В России правовая система работает четко и
слаженно. Ее основное отличие от европейской - самобытность и уважение к
историческим корням. В пятницу Медведев на совместном заседании
президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке,
технологиям и образованию при президенте РФ заявил: «Изначально Россия
формировалась как правовое государство, то есть как государство, в
котором были собственные правила поведения, то, что в современном языке
называется законодательством. И эти правила поведения регулировали
отношения между людьми, поддерживая общественный порядок, а стало быть,
определенный уклад жизни, определенные ценности».
«Изначально», в Средние века на Руси существовал свод законов под
названием «Русская правда». В интернет-энциклопедии «Кругосвет» пишут: «РУССКАЯ
ПРАВДА – памятник законодательства 11-12
в.в., считающийся самым ранним
из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм
раннесредневековой Руси». Определение в корне неверное. «Русская правда»
- не памятник, а реально действующий в стране свод законов. За
соблюдением этих законов зорко присматривает вся силовая рать
государства. Социально-экономический базис правовой системы
Средневековья нам поясняет Wikipedia: «С увеличением могущества феодалов
росли их политические права. Феодалы получали от своих сюзеренов-князей
иммунитеты, освобождались от платежа дани, приобретали право иметь
дружину, судить зависимое от них население, собирать подати.
Одновременно возникало и право (право-привилегия), охранявшее положение
знати».
В России XXI века произошло тоже самое. За нулевые годы высокие цены на
нефть привели к невиданному обогащению российского олигархата.
Закрепление политической и экономической монополий за «новыми феодалами»
неизбежно должно было отразиться и на их правовой привилегированности.
Нарушая нормы общепринятого формального права, чиновники и крупные
бизнесмены попадают в правовое пространство «Русской правды». А в этом
пространстве за каждый проступок предусмотрен свой «прейскурант» цен.
Как это происходило в Средние века, очень красочно описывал Михаил
Зощенко: «Мы желаем рассказать о том, как сам господин закон почтительно
относился к деньгам.
История не знает ничего более поразительного, чем это.
Вот как это у них было согласно истории.
Там у них за уголовные преступления наказаний почти не было. И можно
было убивать и так далее. И вместо наказания обвиняемый платил денежный
штраф. И его после этого, пожав руку, отпускали. И даже, может, просили
почаще заходить.
В общем, очень у них было мило в этом смысле. Легко дышалось. Чего
угодно можно было делать. Были бы деньги.
Причем такая гуманная система существовала не только в России, но во
всем мире. И это длилось целые века. Только в России в этом смысле слегка перестарались и прямо дошли до
ручки. Там это очень привилось. И там даже специальные законы написали и
определили, сколько и за что надо платить.
Так что уголовный кодекс выглядел у них все равно как ресторанное меню.
Там цена указана за любой проступок. И каждый, согласно указанной цене,
мог выбирать себе любое дело по карману...
Но вот поразительно: цены за убийство в общем счете почти не превышали
цен за драки и моральные оскорбления.
Вот извольте, прейскурант за убийства. Извиняемся, конечно, за
отступление, но уж очень у них интересно и наглядно получается.
Делаем выписки из той же «Русской Правды», записанной в «Новгородской
летописи»: «Если убьют купчину немца в Новгороде, то за голову десять гривен».
Столь унизительно низкая цена за голову иностранного специалиста в
дальнейшем, правда, была доведена до сорока гривен, и убийство
интуристов, видимо, стало не всем по карману и не всем доступно, но все
же цена была немного больше, чем удар чашей или рогом по отечественной
морде.
«Если кто убьет княжого конюха, повара или подъездного
- сорок гривен за
голову».
«Если кто убьет княжого тиуна (приказчика, судью, дворецкого)
- двенадцать гривен».
Судя по данным ценам, интеллигенция мало ценилась в те времена. Конюхи и
повара стоили несколько дороже…
…Но все эти цены, можно сказать, были до некоторой степени приличны и
не слишком уж роняли человеческое звание и достоинство и стоимость
человеческой жизни.
Однако же были цены просто из рук вон плохие:
«Если убьют рабочего - пять гривен.
Если убьют смерда (крестьянина) - пять гривен.
За холопа - пять гривен.
За рабу - шесть гривен».
Иной раз, правда, цены за «простых людей» повышались:
«Кто убьет ремесленника или ремесленницу - двенадцать гривен».
Закон не был чужд и гуманных соображений: «Кто убьет кормильца (дядьку)
- двенадцать гривен».
Кражи и ограбления также оплачивались всевозможными денежными штрафами…
В общем, денежный штраф являлся, сколько можно заключить, единственным
возмездием за всякое преступление.
И, конечно, такой закон, действующий в течение многих столетий, без
сомнения, отличным образом обработал сознание у людей, - кто имел
побольше денег, тот мог не только своим ближним разбивать морды жердью
или там чем угодно, но мог и убивать их и делать все, что ему
заблагорассудится, - закон стоял на страже всевозможных мелких его
интересов и душевных потребностей…
…В нашей стране любой богатый гражданин с легкостью мог освободиться от
самых тяжелых обвинений. И, например, преступления богатых и влиятельных
помещиков никогда почти даже и не выявлялись наружу. Поскольку денежные
взятки и связи не доводили дело до суда».
Зощенко писал эти строки, «перелистывая пожелтевшие страницы истории».
Но история вновь ожила и вернулась к истокам. Юрист Д.Медведев
предложил штрафовать за взятки. И это тоже было. Зощенко продолжал свои
исторические штудии: «Мы уже имели честь говорить о Меншикове. Этот
пройдоха за одно только царствование Петра I четыре раза был под судом
за кражи, взятки и лихоимство. Петр снисходительно относился к своему
любимцу и всякий раз спасал его от казни. Но, например, одного штрафу по
суду господин Меншиков заплатил около трехсот тысяч рублей. Если не врут
историки. А сумма эта по тем временам неслыханная. Так можете себе
представить, сколько упер этот тип, если был такой штраф».
При всем при этом «лихоимцы» публично пеклись о благе отечества. Эту
странность сатирик объяснил весьма доходчиво: «Итак, если господин закон
столь почтительно и робко относился к людям, имеющим деньги, и деньгами
можно было оплатить всякое свое преступление, то сами посудите, что тяга
и стремление к деньгам было весьма серьезным делом. И действительно, в
этом смысле люди сильно преуспевали и в этом деле, можно сказать,
доводили свою фантазию до крайних пределов возможного. Но тут, так
сказать, мораль у них сильно раскололась. С одной стороны, нужно было
хапнуть деньги для того, чтобы жить честно и быть в безопасности от
превратностей жизни, а с другой стороны, добыча денег почти всегда была
связана с преступлением. Тут можно было растеряться. Поэтому бедняга
человек, награбив деньги и сразу забывши обо всем, лепетал высокие слова
о совести и чести и писал об этом законы, а до этих пор вполне мог и был
способен с легкостью зарезать родного папу, чтоб воспользоваться его
имуществом.
И, скажем прямо, такое сильное стремление к деньгам было таким, что
никакое другое дело не могло хотя бы сколько-нибудь с этим равняться.
То есть никаких преград не существовало для достижения денег».
Архаичное политическое и экономическое устройство вкупе с потоком
шальных денег сорвали башню российскому правящему классу. Рассуждать о
социальной справедливости, современной правовой системе и прочих высоких
материях бессмысленно. Современный нам сатирик М.Задорнов в своем
ролике на YouTube следующим образом отозвался о планах власти по
модернизации России: «Если модернизировать ужас, то получится ужас
модернизированный».
И процесс «модернизации ужаса» идет полным ходом. Власти заявляют о
намерении вступить в ВТО в этом году и тут же новость дня: «МВД: средний
размер взятки в России вырос до $10 тысяч». Новости для любителей
приколов: «Новгородская наркополиция изъяла макароны с героином», «Начальник
подмосковного вытрезвителя вымогал взятку за переаттестацию»…
Называть все это «феодализмом» несколько проблематично из-за
ассоциативного ряда - век айфонов, айподов, 3D телевизоров не стыкуется
с временами рыцарей и мушкетеров. Более современное определение
подсказал интернет-прикол: плакат «Россия будет справедливой», а внизу
рекламный щит «Это будет полный бананас». В стране – полный бананас. Но,
судя по тому, в какой цирк превращается предвыборная кампания, высшая
точка абсурда еще не пройдена. Фантазия сатириков робеет перед
реальностью.
https://ej.ru/?a=note&id=11207
НАЧАЛО
ВОЗВРАТ |
|
|