ВОЗВРАТ                                             

 
      
Март 2011, №3        
     
Очерк____________________________________                                               Елена Черняева         
    
Легенда о диназавре                                        
                  

                Люди моего поколения, юность которых пришлась на середину восьмидесятых, помнят конечно, когда во всех кинотеатрах нашей тогда еще огромной страны, которую коротко называли СССР, шел фильм японского режиссера Джундзи Курата «Легенда о динозавре». Фильм этот был снят еще в 1977 году, но до нас дошел где-то в начале 80-х.
              С каким же замиранием сердца смотрели тогда мы этот фильм. Это было настоящим культурным событием. Для нас тогда он был одним из первых фильмов ужасов, если не брать в расчет советский «Вий». Так вот, фильм этот поразил тогда своим прямолинейным натурализмом. Японцы потрошили животных и людей с такой непосредственностью, будто маленький ребенок, заигравшийся в куклы, вдруг отрывает им, надоевшим головы. Сейчас даже удивительно, как вообще советская цензура разрешила такое к показу. Хотя, несмотря на все ужасы и натурализм, фильм не лишен романтики и даже некоторой доли оптимизма. Особенно поражает музыка в фильме
- это оригинальный японский pop-funk композитора Масао Яги. Все это мелодии и ритмы 70-х, отражающие время исканий и экспериментов. И особенно поразительно звучит эта музыка во время «страшных» сцен.
             
  А еще интересно было наблюдать удивительную тогда для нас чудо-технику. Вот, к примеру, у главного героя волшебная вещь, о которой могли только мечтать в сказках - это фотоаппарат из которого мгновенно вылетают снимки. Потом, в 90-е - полароиды стали популярными, правда не надолго, вскоре все поняли, что и снимки получаются не особо хорошего качества и хранятся они не долго, а тогда это было действительно чудо. И сам по себе фильм, несмотря на жанр ужаса - красивый, завораживающий. Одни только виды горы Фуджи и близлежащих озер чего стояли!
           
  Сюжет фильма относительно прост и незамысловат: В результате извержения вулкана происходит землетрясение и раскол земной коры на территории Японии. В образовавщейся трещине, было обнаружено яйцо динозавра, которое пролежало в земле миллионы лет, и оно оказалось не мертвым, а просто находилось в состоянии спячки, ожидая благоприятных условий. И, не кажется ли вам, что имелось в виду в символическом смысле под этим яйцом, нечто иное? Возможно, это вселенское зло, или силы стихии всеразрушающей, которые до времени только спят? И вот, наконец, благоприятные условия наступили и из яйца проклюнулся монстр. Японский биолог, зная, что этим занимался его отец, спешит на место происшествия. И оказывается в озере близ Фудзи, теперь появился Плезиозавр и стал нападать на людей. По началу, никто и не верит, что все это возможно, ни ученые института, где работает биолог, ни чиновники, того населенного пункта, где происходят события. Наоборот все смеются над этим и даже устраивают праздник Дракона на озере. А молодые недоумки, чтобы попугать население, даже используют фальшивые плавники, правда, потом, они жестоко поплатились за свою шутку, став одними из жертв монстра. А далее, жертв становится всё больше и, кроме того, в пещере вылупляется еще одно яйцо ящера, теперь уже крылатого динозавра - Рамфоринга. А далее два чудовища, которые не могут сосуществовать на земле вместе, начинают между собой смертельную драку. Происходит не борьба добра со злом, а как бы зла с еще большим злом. Монстры взаимно уничтожают друг друга.
              
 Не, кажется ли вам, что и здесь японский режиссер Джундзи Курата и сценарист Такэси Мацумото, дают прямые намеки на политику, на те события что происходили, и до сих пор происходят в современном мире и обществе. Не мировые ли это сверхдержавы - монстры в своем стремлении властвовать миром были изображены в образах этих динозавров? И чем кончается поединок? Снова вмешиваются божественные, непреодолимые силы стихии, которые и разбудили к жизни этих монстров, но и способны снова их уничтожить. Новое землетрясение, извержение вулканов, повергает дерущихся ящеров в кипящую лаву. И так гибнет мировое зло.
              Не божественный ли суд, не апокалипсис представлен здесь? И все таки фильм несет оптимистическое начало, ведь главные герои - бесстрашный биолог и его преданная подруга остаются живы.
       
       И почему, сейчас именно, мне вспомнился этот фильм? И не только в свете недавних событий катастрофы и стихийного бедствия в многострадальной Японии, но еще и потому, что человеческая гордыня, уверенность в силу своего разума, снова потерпела крах, на примере, тех же японцев. Никакие достижения человеческого разума и техники. Созданной им ничего не стоят перед непреодолимой божественной силой стихии. В местах, где постоянна угроза землетрясений, извержений вулканов и иных природных стихий, нельзя было строить атомные станции, мирные только с виду, словно спящие до поры в своих пещерах яйца монстров. И я думаю, что этот фильм снятый еще в конце 70-х годов - скорее предупреждение о грядущих катастрофах, если люди не умерят свою гордыню и потребительское отношение к природе.

                                                                                                                  ©Е.Черняева 
НАЧАЛО                              
                   С                                               ВОЗВРАТ

                       Предыдущие публикации  и об авторе - в РГ  №7 2010, №10, №7 2009, №10, №3 2007