ВОЗВРАТ                                       

   
  
Июнь 2010, №6     
 

       Заметки об Искусстве___________      
Валерий Койфман     

Художественные музеи мира      


    Музей д'Орсе - великий молодой музей Франции            
                

        

            В Париже на левом берегу Сены расположился музей д'Орсэ, один из самых привлекательнейших музеев Франции.
           Не каждое государство может похвастаться музеем, столь полно и прекрасно воплощающим самую душу искусства своего народа так, как музей д'Орсэ воплощает душу французского искусства.
             Практически все, кто интересуются искусством, знают о существовании в Париже музея д’Орсе, и кажется, что этот музей был всегда.
            На самом же деле музей очень молод - ему всего 23 года. Раскрыв свои двери для публики в 1986 году, музей счастливым образом сразу завоевал мировую известность и стал одним из наиболее притягательных музеев Франции.
             Музей д’Орсе (
Musée d'Orsay) находится на левом берегу Сены, как раз напротив Лувра и сада Тюильри. Название музею дала одноименная набережная Сены, на которой по проекту известного архитектора Виктора Лану к Всемирной выставке (той самой, что подарила миру Эйфелеву башню) было построено огромное здание вокзала Орлеанской компании железных дорог.
   
Торжественно открытый в 1900 году вокзал д’Орсе стал первым вокзалом, созданным специально для поездов на электрической тяге. Здание представляло собой солидное строение, настоящее детище технического прогресса начала нового столетия, где за помпезным фасадом из камня и стука (стукко) были умело скрыты его металлические конструкции. Роскошь центрального зала с лепниной и фресками придавали вокзалу сходство с базиликами и древнеримскими термами.
           
 Французский художник Эдуард Детай писал в те годы: «Вокзал великолепен и выглядит, как дворец изящных искусств».
               К концу 30-х годов вокзал д’Орсе безнадежно устарел, и в 1939 году его эксплуатация была прекращена.
             
Почти 40 лет он стоял фактически пустой и заброшенный. Здание было спасено от разрушения лишь благодаря острому интересу к искусству XIX века, который разгорелся в 70-х годах прошлого века.
             
В 1978 году здание вокзала внесли в список памятников, охраняемых государством, наконец, было решено создать здесь музей, который хронологически связал бы Лувр и Национальный музей современного искусства (в Центре Ж.Помпиду).
             Работа предстояла неимоверно сложная и трудоемкая. Гигантское пространство центрального нефа и прилегающего к нему помещения были освобождены от вокзальных строений, путей и платформ. На их месте появились вестибюли, залы, террасы, широкие галереи, оформленные мягким желтым бургундским камнем, темно-коричневые и голубоватые металлические конструкции, светлые росписи.
              Старая архитектура не исчезла за современным оформлением, она лишь подчеркнула особый колорит эпохи, памятники которой хранятся в музее.
            Д’Орсе стал первым и пока единственным музеем в мире, задуманным и осуществленным как широкая панорама одной локальной исторической эпохи.
             Хронологические рамки музея - 1848-1914 годы. Здесь представлены все виды художественной деятельности, которые имели место во Франции того времени.
              В светлых залах и галереях экспонируется живопись, на широких террасах и свободных пространствах - скульптура, в маленьких комнатах с мягким освещением - фотографии и графика (рисунки, пастели, гравюры)
     Представлено в музее и прикладное искусство - мебель, стекло, фаянс, ювелирные изделия, которые демонстрируют достижения эклектики и модерна. Отдельная экспозиция рассказывает о рождении кинематографа.
     К постоянным экспозициям примыкают залы, в которых организовываются временные выставки, так называемые выставки-досье.
   
Это выставки, посвященные какой-либо одной теме из культурной жизни Франции второй половины XIX - начала XX века, а также посвященные, например, только что приобретенной или полученной в подарок вещи.
      «Погружению» в эпоху помогают материалы в специальных залах, называемых «Увертюрой к истории». Они дают исторические точки опоры, для знакомства с искусством того времени.
             
 Один из самых главных разделов музея д’Орсе - блестящая коллекция живописи. Она дает полную и разностороннюю картину французской живописи середины и конца XIX века. Это была одна из наиболее сложных, наиболее драматических и наилучших страниц её истории.
           
  Все поколения художников XIX века, которые выступили против застарелых догм официального академического искусства, волновала задача, как приблизить искусство к духовным проблемам сегодняшнего дня, найти способы художественного воплощения облика и души современной эпохи.
            
  Первая стычка произошла ещё в начале XIX столетия, в эпоху «романтических войн», когда молодые романтики предложили свое искусство, изображающее не «классические», а настоящие людские страсти.
            
 Принцип «настоящей жизни» был подхвачен и развит в 40-50-х годах мастерами французского реализма, которые подготовили основу для сложных начинаний молодых живописцев 60-80-х годов. Они и создали импрессионизм - огромное этапное явление в истории французского и европейского искусства. Он завершил поиски предыдущих поколений художников и положил начало новым открытиям. От изображения простых зрительных впечатлений до выражения глубины индивидуального сознания и психики, до конструирования новых художественных и духовных миров - таков сложный путь, пройденный французской, а вместе с ней и европейской живописью конца XIX - начала XX столетий.
                Все эта героическая эпопея представлена в коллекции парижского музея д’Орсе.
               Она особенно ощущается здесь, потому что вместе с новой французской и европейской живописью здесь последовательно и довольно полно представлено академическое искусство того времени.
            Именно работы «академиков», представляющих огромную армию нередко очень талантливых и высокопрофессиональных мастеров, поддерживаемых государством, публикой и критикой, делают очевидным тот факт, что горстка художников: Г.Курбе, Э.Мане, К.Моне, О.Ренуар, П.Сезанн,
         
  В.Ван Гог и их единомышленники отважно бросили вызов всей мощной государственной «академической» машине.
                Показывая все это, музей не акцентирует внимание на каких-то оценках, пристрастиях или преимуществах. Он оставляет зрителю право и возможность выбора своих собственных позиций.
             
  Собственно говоря, коллекция живописи в музее д’Орсе не совсем укладывается в его временные рамки. Наиболее поздние живописные работы в музее д’Орсе датируются 1905 годом.
             
 По сути оттуда начинается история искусства XX века, а ее хранителем стал, в основном, Центр Помпиду.
                
А начинается коллекция с 30-х годов XIX века, здесь можно увидеть поздние работы выдающегося художника Д.Энгра, последователя классицизма, великого романтика Э.Делакруа, гениального предтечи художественных открытий модерна О.Домье.
                И все-таки особенно богато, полно и интересно представлена в д’Орсе живопись 50-90-х годов XIX века: французский реализм (Курбе, Милле, Коро), импрессионизм (Сезанн, Гоген, Ван Гог, Сёра), символизм, модерн (Пюва де Шаванн, Редон, группа Наби).
             
  Все эти всемирно известные работы нашли, наконец, в музее д’Орсе свое последнее пристанище. Многие из них во время своего создания не нашли признания ни в обществе, ни в государстве и были различными путями приобретены любителями искусства.
             
  Под их давлением они принимались на хранение в Люксембургский дворец, в т.н. музей «живых художников», который размещался во дворце.
              
Только в 20-е годы XX века французское государство начало покупать новую живопись, в том числе и для Лувра. Более того, новая французская живопись решительно вытеснила живопись Академии и Салонов из государственных музеев.
               В 1947 году были созданы Музеи импрессионизма Жьо де Пом и Оранжери в саду Тюильри. Эти собрания были позднее переданы музею д’Орсе.
              К ним были добавлены картины из Лувра, Национального музея современного искусства, а также приобретения сделанные на различных аукционах и распродажах и многочисленные дары самому молодому Музею Парижа.
            
 Так было создано великолепное собрание замечательных произведений периода расцвета французской живописи. Вот почему музей на набережной д’Орсе неизменно привлекает огромное количество посетителей.
               Но главное, в музее д’Орсе, как нигде, жив знаменитый стиль Парижа, прославивший этот город и сделавший его заветной мечтой художников и поклонников искусства всего мира.
Если вы, будучи в Париже, не успели попасть в Лувр - это обидно. Но если вы не посетили музей д'Орсэ - можно считать, что дух Франции в его самой совершенной полноте остался вам неведом.                                                                                                                                                                      
        © В.Койфман

НАЧАЛО                                                                                                                                                                                            ВОЗВРАТ

                                               Предыдущие публикации и об авторе -  в разделе "Художественная Гостиная"