|
|
Ловкий биржевик и
коллекционер приятелей-импрессионистов: Поль Гоген.
Хорошо отглаженный сюртук. Мрачноватое, точное лицо. Скудость
движений, блёклость манер.
Всего лишь застенчивый буржуа, собирающий картины новомодных
Писсаро и Дега. С хорошим, чуть рискованным вкусом.
Но что-то до поры таилось в этом отлаженном джентльмене:
нормандская сила, неистребимое непокорство, непокорённость?!
Комфортная жена Метте, милые дети, «Биржевые ведомости», чуть
богемная квартира с просторной мастерской. Там, на досуге, можно
заняться и рисованием.
Но всё это рухнуло однажды - сначала
цветущая биржа, потом датская усреднённая семья.
Бог вёл Гогена незримыми тропами. И там, где пресеклась
дорога человеческих радостей, возник путь всегдашних озарений и маетного
непокоя.
Вот она - цена искусства.
Цепь сплошных, как тропический ливень, неудач.
Отверженность. Нелюдимость. Оголённая неутолённость.
Но уже затвержены тёмные речи.
Вот те, совсем выцветшие лиловые чернила -
(я с трудом разбираю эти слова) - письмо Гогена
переломного 1885-го года: «...сейчас я совсем без денег... и, в общем,
на грани отчаяния... никто не придет никогда и не протянет твёрдую руку
поддержки... зная это, - жить невыносимо,
невозможно. Единственное, что удерживает меня в этом темнеющем мире
- живопись. И даже не она, а те смутные,
спутанные тайны, таящиеся в ней...».
Это письмо - дорого мне особенно. Там о
том, что и вправду хоть немного примеряет нас с этой вкусной,
опостылевшей действительностью.
Он рвался к тайнам бытия, размётывая всё на своём пути:
континенты, женщин, авторитеты, биржу, любимых детей, традиции.
Гогену казалось, что за той эфемерной воображаемой перегородкой
он и обнаружит... нечто... восхитительное... непредсказуемое... может
быть, ужасное.
Как жаждал он этих метафизических тайн! Как гордился званием «дикаря»!
Однажды, уже на Таити, он изваял странную керамическую скульптуру
- «Овири». Большая терракотовая глиняная женщина
с безумным лицом, нечесаными песчаными космами. А между ног у неё зажата
пасть окровавленного то ли волка, то ли крокодила.
В письме 1894-го года к нашему общему приятелю Малларме Поль
сообщает, что хочет поставить её в своём манговом саду. До поры
- до времени. А потом пусть водрузят эту «ужасную загадку» на его
могилу.
Многочисленные портреты и автопортреты Гогена. Крупные,
острые черты лица, темные волосы, волевой, смуглые подбородок, тяжелые
веки.
Могучий характер малообаятельного лидера.
Таким видели Гогена молодые художники нового поколения:
Боннар, Дени. Замкнутым, суровым, уверенным в себе. Обладающим
гипнотическим даром внушения. Иногда его почти... боялись.
Только я знал, что он был другим. И за этим внешним каменным
всегда пряталась восторженная детская душа романтика с мистической
подкладкой.
Он не смог объяснить свой мир современникам: умер непонятым, в
горькой нужде, слегка под хмельком, но среди тёплых дружественных своих
холстов.
Только потомки слегка подступились к нему.
Слава молодого Пикассо, кстати, началась с «Авиньонских девиц».
Приглядитесь повнимательнее: «Овири» стала одной из фигур этой
сверхуспешной картины.
©Н.Якимчук
ПОЛЬ ГОГЕН ТУРГЕНЕВ И МАРКС
МИХАЙЛО
ЛОМОНОСОВ
ВОЗВРАТ
Предыдущие публикации и об авторе
- в РГ
№12
2006г. |
|
|