ВОЗВРАТ                 

 
 
Февраль 2002, №2    

Эксклюзивные интервью. Архив                                                                                                     

            

 

                               
                                                                                                     Геннадий Меш 

                         "Я не могу отделить еврейство от
                                     еврейской   религии”

      - Так парировал мой вопрос Исполнительный директор организации F.R.E.E. (“Друзья беженцев из Восточной Европы”, г.Чикаго) ребе Шмуэль Нотик.

                                             

  - Я могу лишь разделить евреев на тех, которые приняли еврейство, и тех, которые находятся на пути нахождения своего еврейства. Несмотря на то, что русские евреи, как и я сам, выходцы из атеистического мира, где нам постоянно твердили, что Гагарин летал в космос и не видел Б-га, стало быть, Б-га нет, и т.п., эти люди пропитаны глубокими еврейскими чувствами и русский еврей чувствует себя свободно и уютно в нашем хасидском обществе. 

    - Одни относятся к иудаизму как к религии, другие как к традиции. Так что же такое иудаизм - еврейская религия или понятие куда более широкое?

  - Наша вера и наше еврейство всегда ходили вместе. Рожденные евреями не могут отказаться от своей веры, от своей религии. Каждый еврей на подсознательном уровне всегда верит в Б-га. Советская власть на несколько поколений отбросила нас назад, в конечном итоге, мы или ассимилировались или вернулись к традициям наших предков. Хочу подчеркнуть, что часть общины нашей синагоги - это люди, чьи родители были ярыми коммунистами и верили в “светлое будущее”... Это обстоятельство еще раз подчеркивает силу еврейской души. Несмотря на наши убеждения и воспитание в нас все равно находится  нечто такое, что называется “точкой моего еврейства”, и, при желании, эту точку мы можем найти.

-      И ни один еврей для Вас не является потерянным?

    -  Совершенно верно.

    - Один молодой человек из общины заявил мне, что связь с религией для него означает намного больше, чем переезд из Советского Союза в Америку.

   - Духовно свободный человек всегда выше, чем физически свободный человек. Часто бывает, что евреи, которые не имеют моральных и духовных принципов и держатся в стороне от еврейской традиции, к сожалению, даже и на свободе не находят свободы, как не находят ее молодые евреи, которые уходят в проституцию, наркотики, в смешанные браки и даже бывают причастны к убийствам.

    -  Так что, свободным можно быть и в клетке?

    -  Безусловно.

    -  Вспоминаете ли Вы о той жизни, которую оставили там, на бывшей родине?

    -  Временами. Меня заставляют вспоминать подпольное хасидское воспитание и вера в светлое будущее... Мой дедушка, любавичский ребе, умер в тюрьме. А отец вынужден был подпольно преподавать Тору.

    -  По моему приезду в США один ортодоксальный еврей спросил у меня, почему евреи все еще остаются в бывшем Советском Союзе и не уезжают за границу. Он ратовал, чтобы евреи были больше приобщены к  религии, к тому, что дает возможность чувствовать себя настоящими евреями. Я же задал ему другой вопрос: почему верующие евреи не переезжают из Америки в Израиль?..

    - Один ребе, у которого спросили ехать ли в Израиль, ответил: сделай Израиль здесь! Верующие евреи несут на себе ответственность создать благоприятные условия для  любого еврея, найти свои корни в еврействе. Если эти евреи уезжают в Израиль, то тем самым лишают возможности многих евреев, находящихся вокруг них, примкнуть к еврейству, к еврейским традициям. Ведь основа еврейства в том, что каждый еврей отвечает за другого еврея. Еврей один не может сказать: я вот еврей, живу  своей ортодоксальной духовной еврейской жизнью и все остальное меня мало волнует. Все евреи братья, все евреи дети Б-га и перед Ним мы все равны. Поэтому поездка в Израиль из свободного мира не то что не поощряется, по некоторым понятиям даже критикуется, каждый духовный лидер или деятель в еврейской общине может и должен что-то делать для своих собратьев, которые не нашли еще себя в еврействе.

    -     Но вернемся к Вашему детству.

   -  Тогда я жил как в гетто. Духовном гетто. Дети не моего круга были для меня чужими. Как-то один мальчик, бухарский еврей, стал расспрашивать и признался, что завидует мне и тоже хочет соблюдать субботу, но отец ему не разрешает. Я тогда уже был “дрессированной собакой“ и вынужден был молчать, хотя мальчика было действительно жаль.

    -  Сейчас Вам приходится встречаться с евреями из разных стран мира, с разными представлениями и культурными традициями. В чем евреи, на Ваш взгляд, сходны и в чем отличны?

    - Евреи сходны в том, что что они имеют в себе особенное - то, что они являются евреями. У нас есть что-то, что называется а ид - еврейская душа. Эта еврейская душа у нас связывается с любыми евреями, независимо от их положения. Поэтому нас объединяет одно - то, что мы евреи.

      Несколько лет назад я познакомился с одним человеком, евреем, который был офицером советской армии, и, который во время Второй мировой войны встретил американца, другого еврея. Американец говорил только по-английски, а русский только по-русски. Но они оба были евреями.  И тогда они сказали друг другу: Их бин а ид ин ди бист а ид [ты еврей и я еврей - Г.М.]. В принципе это были две разные армии и два разных человека. Но они друг друга поняли.

       Интересно, что спустя сорок дет, уже в пожилом возрасте, они встретились здесь, в синагоге, сделали памятные фотографии, еще раз нашли старую дружбу. Нельзя сказать, что их связывает что-то светское, потому что они люди совершенно разные. Их связывает нечто духовное, то, что связывало наших предков в течении тысячелетий, то, что связывает нас вместе и сейчас.

     Вместе с тем мы выходцы из разных миров, у нас своя поэзия, музыка, своя философия. Нельзя сравнить нас с евреями, которые не имеют этого культурного слоя, не говоря уже о формальном обучении и воспитании.

    -  Воспитание, как известно, у большинства из нас советское. Как школа повлияла на Вас лично?

    - Помню возникали проблемы. Мы с младшим братом отлынивали от посещения занятий в субботу. Позже в школе стали догадываться и документы на нас были переданы в прокуратуру. Сначала вызвали отца. Я очень боялся, что отец, как и дедушка, оттуда уже не вернется. Но, слава Б-гу, этого не произошло. Затем последовал наш черед с братом. Меня, второклассника, заставили написать заявления или как бы объяснительную записку, так как одно только устное заявление, что я поклялся покойной бабушке ходить в синагогу и не могу нарушить обет, так как хочу стать коммунистом, а коммунисты, как известно, никогда не врут, - прокурора не устраивало. Помню, лист бумаги, который мне дали, был без линеек и строчки у меня поползли куда-то вниз...

    -  Страх?

    - Это был не только страх, для меня это было проявление смелости, чувства хасидского героизма: я не чувствовал себя рабом, скорее, освободителем. Это было также чувством еврейской национальной гордости - что я могу соблюдать законы Торы в таких трудных условиях. Закончилось тем, что когда меня стали задабривать в обмен на обещание прийти в школу в субботу - я дал обещание, что ни в эту, ни во все последующие субботы в школу ходить не буду.

     -  Вера оказалась достаточным средством, чтобы победить страх?

   - Для верующего человека всегда достаточным. Спустя уже много лет я прочел о допросе Любавичского ребе Шнеерсона в ГПУ. На реплику следователя о револьвере: Эта игрушка заставила многих людей изменить свои принципы.” - он ответил: “Эта игрушка может испугать человека, который имеет один мир и много богов. Я имею одного Б-га и два мира”.

    - Религия нашего народа есть, в первую очередь, его история. Меня заинтересовал факт: с 28 на 29 сентября прошлого года по еврейскому календарю соответственно праздновалась Симха-Тора. Согласно обычаю, евреи веселились, пили и танцевали всю ночь напролет. А в эти же дни 53 года назад произошла небывалая трагедия: десятки тысяч неповинных евреев были расстреляны и сожжены в Бабьем Яру...

   - Это не легкий вопрос. В первую очередь, надо понять, что Гитлер нас уничтожал потому, что мы являемся евреями. Он хотел уничтожить то пожертвование, тот взнос, который еврейство вкладывало не только в еврейский мир, но и во всем мире - евреи были началом многих культур и многих цивилизаций, тем более правдивости, человечности, религии, духовности. - Гитлер хотел это уничтожить. И празднование Симха-Торы как раз состоит в том, что мы радуемся, веселимся нашей духовной жизни. Мы радуемся и веселимся потому, что мы евреи, потому, что Б-г нас избрал. Поэтому Гитлер выбирал особые дни для нашего уничтожения. Это был Судный день. Именно в Йом-Кипур Гитлер захотел нас уничтожить.

      И поэтому, когда мы веселимся в Симха-Тора, наше веселье показывает, что несмотря на то, что уничтожили миллионы евреев, большая часть осталась и продолжает жить и продолжает процветать, веселиться и расти. Наше веселье и наше процветание - вот  наш ответ! 

   - В синагогу часто приходят не верующие, а люди, интересующиеся историей своего народа, традициями. Как происходит эта трансформация от интереса к вере?

    -  По-разному. В моей практике, когда русский еврей, я подчеркиваю: человек русско- еврейской культуры, понимает и чувствует вещи из глубин, для него и соблюдение ритуалов совершенно естественно.  Нельзя заставлять кого-либо соблюдать ритуал, потому что для людей, получивших советское воспитание, любой нажим вызывает обратную реакцию. Поэтому я всегда открыто, ненавязчиво беседую с людьми, чтобы они почувствовали, что выбор делают они сами, что это их внутреннее волеизлияние.  Именно такой подход вызывает у людей искренность, преданность, - в первую очередь, друг другу как людям, и это приводит к тому, что они относятся более серьезно и ответственно к своей религии. Религия является выбором их убеждений - так и должно быть. Приходите в синагогу и вы увидите, что для русского еврея, который посещает нашу общину, переход в еврейство абсолютно естественен, в нашем обществе и в нашей культуре он чувствует себя  как рыба в воде”.

    - Но иногда создается впечатление, что синагога, хасиды - отдельно, люди, община - отдельно. Есть люди - хорошо, нет - то и не надо, не мешайте, мол, нам заниматься своими делами.

    - Когда Б-г создал Адама, то последний мог стать или царем в природе, или последним животным. Все зависило от того, как он решал этот вопрос сам. Так и хасиды, это люди, общество, которое стремится к идеалу, но не является идеальным, которое станет таковым  лишь с приходом Машиаха.

    - Все же порой приходит мысль, что еврейская религия в своей основе направлена лицом к Б-гу, в христианстве же существует еще примат человека.

    - Есть такая притча: пришел один иноплеменник к Гиллелю и сказал: “Можеш ли ты научить меня всей Торе, пока я стою на одной ноге”. Гиллель ему ответил: “Не делай ближнему того, что не хочешь, чтобы делали тебе. И добавил: “В этом - вся Тора, все остальное - комментарии.”

      Люби ближнего как самого себя - вот главный принцип еврейской религии. Есть очень много мицвас [благодеяние, богоугодное дело - Г.М.], которые учат, как мы должны относиться друг к другу и к другим народам. Сама история показывает еврейскую щедрость и доброжелательность как к своему, так и к другим народам.

     -  Иначе - религия порождает любовь?

    - Когда ты любишь другого еврея потому, что он другой, то эта любовь не является естественной, потому что, как люди, мы, в первую очередь, любим самих себя. Еврейская религия помогает нам понять, что другой еврей - не нечто другое, а часть того себя, которого ты любишь.

    -  Еврей в еврее, как брат в брате, находит продолжение духовного Я?

    - Они не только братья, они являются единой сущностью. Братья это когда корни одни, а люди разные. Евреи же как одно целое, в сущности являются одним целым, потому что нас объединяет один Б-г, одна душа, одна вера, одна религия. Но это только тогда, когда религия превосходит наше физическое состояние, наши физические ценности, когда мы рассматриваем другого еврея как продолжение самого себя. Если же мои ценности являются больше материальными, тогда и моя любовь к ближнему ограничена  и только условна, когда кончается эта условность, кончается и любовь. Если же я люблю другого еврея потому, что мы в сущности одно целое, то тогда эта любовь прочна и неделима. Мы привлекаем других евреев к еврейству потому, что они являются частью нас самих. Мы не делаем им одолжение или какое-то доброе дело - это является частью нашего служения самим себе.

     -  Тогда как еврей должен относиться к не-еврею?

   - Когда Б-г дал евреям Тору, то передал Моисею семь законов, которые называют законами Ноаха, чтобы распространить их для всех народов мира. Эти законы являются законами всего человечества, благодаря которым оно существует и процветает: не убивать, не воровать, верить в Б-га, не есть живых животных, жить только в такой стране, где есть законные судьи, не насиловать, не изменять, не проклинать Всевышнего. Этим законам мы, как евреи, имеем ответственность обучить все народы мира. Кроме того, в Талмуде написано, что мы должны помогать бедным гоим [иноверцы, пер. с иврита - Г.М.] так же, как мы помогаем бедным евреям. Поэтому наше отношение к другим народам очень доброжелательное.

     -  Но даже здесь, в Америке, не все настроены благожелательны.

    - Да, это правда. 5 ноября 1993 года двое неизвестных сожгли нашу синагогу. Как выяснилось, ими оказались молодые наемники - немец и пакистанец, - которые действовали по заказу исламских экстремистов. Власти и общественность оказались на нашей стороне, суд воздал молодчикам по заслугам.

  - И все же, можно ли сказать, что верующий еврей несет моральную ответственность за других людей, даже если они не являются его единоверцами?

    -  Абсолютно верно. Он несет ответственность еще и за то, чтобы изменить весь мир, сделать его человечным, духовным, божественным.

    - В таком случае меня удивляет факт, что евреи не занимаются привлечением к еврейству не-евреев, тогда как столь велика активность христианских миссионеров, и, в частности, в еврейской среде.

   - У евреев нет такой миссии - привлекать не-евреев к еврейству. Мы ищем привлечения новых людей к моральной жизни. Мы не привлекаем их к иудаизму, мы привлекаем их к божественным ценностям, которые даны в иудаизме для всех народов. Т.е. еврейство считает - должны быть евреи и должны быть гоим, но такие гоим, которые будут жить моральными и духовными ценностями еврейства, хотя от этого они и не становятся евреями.

     -  Как это выглядит практически?

   - К примеру, еврей несет ответственность соблюдать субботу, гой не имеет такой ответственности. Еврей его не убеждает придерживаться субботы. Еврей имеет мицву соблюдать кошерность, гой не имеет такой мицвы, он имеет только моральные отношения между людьми, веру в Б-га и жалостное отношение к животным. То есть гой не имеет никаких мицв, которые он должен делать именно для Б-га. Мы не привлекаем гоим к соблюдению каких-либо ритуалов или законов, просто считаем это ненужным.

      -  Почему?

    - Потому что евреи - это те, кто имеет в себе еврейскую душу, которые были на горе Синай, которые приняли все 613 законов. Когда я говорю все это не-еврею, я ему играю “чужую музыку“.

    -  Но существует все-таки переход в еврейство.

    -  Это достаточно редкое явление. Это гоим, рожденные с еврейской душой.

    -  Как  это определяется?

    -  Это определяется сильным желанием не-еврея перейти в еврейство. Если среди не-евреев появляются такие люди, это обязывает нас принять их в иудаизм.

    - Каким образом осуществляется приобщение других народов к иудейской морали?

    - Любавичский ребе, например, предложил президенту США подписать резолюцию, в которой он призывает, в первую очередь, американский народ, а также все народы мира придерживаться семи законов Ноаха, - что было полностью поддержано президентом Рейганом. Выпускаются книги на разных языках, которые объясняют мораль этих законов, для не-евреев. И это хорошо воспринимается. Все больше евреев и не-евреев мы привлекаем для распространения этой морали.

  - Какие качества Вы считаете наиболее характерными для еврея как религиозного человека?

    - Это ощущение уничижения перед Всевышним, преклонение перед духовностью. Эта характерность приводит ко всем добрым, хорошим делам.

    -  Какие человеческие ценности хасидизм рассматривает как высшие?

   - Главное, чему учит хасидизм - это возвышение духовных ценностей над физическими и материальными, только тогда у нас может появиться больше чувства к другому человеку. Когда человек возвышает свои духовные ценности, он начинает видеть в другом человеке самого себя.

       Помогая другому, мы не чувствуем что отрываем что-то от себя, скорее, помогая другому - мы помогаем самим себе. Когда люди будут жить такими принципами, мир станет лучше. Это и есть наш еврейский долг.

                                                                                                               ©Г.Меш

Июль 1995г.

г.Чикаго.   
 

                                   Первая публикация автора в РГ 1 2001г., об авторе см. "О Журнале"
 

НАЧАЛО                                                                                                                                                                                      ВОЗВРАТ