ВОЗВРАТ                   

                                                     
      
Июнь 2003, 6      

Музыкальная Гостиная          

Игорь Завадский в откликах прессы___________________     
       История судьбы        
  

 

 

                                На оригиналах держится мир

   ...Игоря Завадского забрали с подземного перехода. Нет, не туда, куда многие подумали, а на телевидение, в одну из музыкальных программ...
  Окончив Киевскую государственную консерваторию, он решил принять участие в международном конкурсе баянистов-аккордеонистов. А денег на поездку не хватало, поэтому зарабатывал в переходах... И таки поехал, и таки стал лауреатом.

                                                                         С.Дорош,
                                                                         
«Київська правда» (24 декабря 1992г.)

             Талантам надо помогать, бездари пробьются сами

   …Прежде, чем "делать деньги" надо "сделать" звезду. Игоря "раскручивать" как наших безголосых эстрадных певичек нет нужды. Он давно "раскрутил" себя сам… То, что мы не умеем гордиться своей культурой, - еще полбеды. Беда в том, что мы не умеем гордиться своими людьми…

                                                                           Ирина Гаврилова,
                                                                                              «Правда Украины» (21 июня 1994г.)

                         Если мы теряем, то кто-то находит…

   "Этот парень сделал себя сам", - говорят американцы. У нас поэт сказал, что гвозди бы делать из таких людей. Впрочем, дело не в формулировке…
   …Шумно было в нашем посольстве во Франции. Они в те дни, как никто, ощутили и поняли, что это за соревнование - целую ночь накануне конкурса наш претендент Игорь Завадский играл в старинном особняке дипломатического учреждения. Тогда же там находился с визитом и министр иностранных дел А.Зленко, который отметил успех Завадского как один из редких прекрасных моментов в его работе и образец наивысшей дипломатии.
   Делегация России, имея реальные средства, попробовала соблазнить нашего музыканта. Если бы Игорь захотел принять гражданство Российской Федерации, то стал бы сразу владельцем квартиры в Москве и через год - преподавателем Института имени Гнесиных…

                                                                                      Елена Седик,
                                                                                                           «Край» (10-16 августа 1994г.)

                        В Париже овации. В Киеве – тишина?

   На днях в Киевской консерватории произошло значительное для музыкального мира событие. Впервые известная увертюра Бетховена "Кориолан" была исполнена в переложении для аккордеона. Виртуозно, неподражаемо, безукоризненно. Исполнение уникально еще и тем, что состоялось всего лишь через два месяца после начала работы над произведением, тогда как обычно у музыкантов уходит на подготовку не менее полугода. Выступление это стало настоящим прорывом на фоне концертной программы I Всеукраинской научно-практической конференции мастеров исполнительского искусства на народных инструментах, представившей в основном исполнителей высокого профессионального уровня, но с традиционным репертуаром. Впрочем, автор и исполнитель переложения "Кориолана" Игорь Завадский - уникальное явление в мире современной классической музыки.
   …Новаторство Игоря проявляется во всем: в репертуаре, в подходе, в отношении.
   …Кстати, в мировой практике уже давно не существует названия "баян". В цивилизованном мире этот инструмент называется "кнопочный аккордеон", в отличие от аккордеона клавишного.

                                                                   Константин Дорошенко,
                                                                 
  «Финансовая Украина» (12 апреля 1995г.)

   «Золотая лира» - итальянский трофей Игоря Завадского

   Как стало известно, триумфально завершил выступления на IV Международном конкурсе баянистов-аккордеонистов "Гран-при Стефано Биззарри", который завершился в городе Моро д’Оро, единственный представитель Украины Игорь Завадский. Он стал абсолютным победителем престижного музыкального турнира. Имя украинского аккордеониста вычеканено на золоте, ему вручен Гран-при "Золотая лира". Сенсацией конкурса стала оценка жюри по системе очков - Игорь набрал 100 из 100 возможных, что подобно редчайшей "десятке" олимпийских чемпионов.

                                                                      Игорь Дыченко,
                                                       
                  «Киевские Ведомости» (21 июля 1995г.)                                    

                                     Когда аккордеон вздыхает в "трубе"...

   ...В подземном переходе на Крещатике, месте, что зовется в народе "трубой", играл для случайных прохожих, цветочниц, милиционеров. Но со временем начал с радостью для себя замечать, что эти уличные выступления собирают все больше и больше слушателей.
   Выступления в "трубе" продолжал, чувствуя, что рано или поздно фортуна повернется к нему лицом.
    Перечисляя триумфальные победы Игоря Завадского, однозначно не скажешь, что сыграло решающую роль в стремительном взлете музыканта - настойчивосчть и уверенность в собственных силах или счастливое совпадение обстоятельств? Наверное, все вместе. И еще - небесное откровение, которое нисподает лишь на тех, в чьей душе независмо от каких-либо жизненных перепетий не угасает духовное и творческое начало.

                                                                                                                    Инна Губарец,
                                                                                                                
    iрка" (22 марта 1996г.)
 

                                             22 килограмма «души» в руках

  Так вот он, его маленький секрет, подумала я, увидев ка Игорь подписывает свою фотографию... левой рукой. Оказывается, у аккордеониста правая рука - "работяга", а левая - "мастер", от нее зависит филигранная точность растягивания мехов. Впрочем, Игорь полюбил этот инструмент не за технические возможности, а за "широкую душу".
   ...Игорь на своим тридцать не выглядит: юный, худенький. Как только аккордеон весом в 22 килограмма удерживает?

                                                                                           Елена Кириченко,
                                                                                           «Киевские Ведомости» (18 мая 1996г.)
 

  «Будешь еще играть здесь своего Баха, руки и ноги тебе   переломают»

    Денег у него нет, зато много "золота" - наград, привезенных с международных конкурсов. Только никому это в Украине не надо…
    …Из перехода на "Крещатике" Игоря "вежливо" попросили: "Вали отсюда, чтоб тебя здесь больше не видели". Не вписался музыкант в местный бизнес.

                                                                   Валерий Керекеш,
                                                                                    «Киевские Ведомости» (22 августа 1997г.)

                                       Играй, музыкант!

    Мелодию мы услышали еще издали. Она была настолько светлой и прекрасной и так контрастировала с грязным, смердящим переходом, что ноги помимо воли несли туда, откуда она раздавалась. Пробрались через толпу слушателей. Под стеной на маленьком рыбальском раскладном стульчике с баяном в руках сидел молодой парень, на вид лет 23-х. Парень одет более менее пристойно, на бомжа не похож, наоборот, от него будто веяло какой-то интеллигентностью.
   ...Мы не удержались от соблазна и подошли к нему. Музыкант с охотой согласился с нами поговорить.
    - Что толкает тебя в "трубу"? (подземный переход на Крещатике)
   - Знаете, здесь какое-то чувство аудитории. Концерты сейчас редки, а душа не должна лишаться лирики , поэтому я должен играть. В переходе у меня возникает ощущение концерта, меня слушают и это очень важно для музыканта. Ему необходим слушатель.
    - ...Свое будущее ты тоже видишь в "трубе"?
   - Что вы, нет, конечно. Зарубежом это считается вполне нормальным, играть в переходе - это почти профессия. В нашей стране это, к сожалению, воспринимается как
бродяжничество. Но я все таки надеюсь, что Украина выйдет из этого ужасного состояния, станет нормальным, развитым государством и изменит свои взгляды. Чтобы не бедность сгоняла людей в переход, а зов души. Но, во всяком случае, я своего будущего в переходе не вижу.
   Много мыслей лезло в голову по дороге домой. Что ж музыкант, не ты первый, не ты последний. Моцарт, Бетховен - да почти все великие классики жили и умирали непризнанными, в нищите. Может быть и тебя лет через 200-300 кто-то вспомнит добрым словом?..

                                             Людмила Щербань,
                                                        Молодіжний тижневик “ЛИСТОК”(№2, 13 ноября 1997г.)

                             Интервью с Игорем Завадским

   - Я знаю, что ты не привязан ни к какому месту работы. Сам себе импрессарио, сам исполнитель. Свобода - дело хлопотное, не правда ли?
   - Даже не подозреваешь, насколько. В последнее время я сплю 3-4 часа в сутки, репетирую, в основном, по ночам. Кстати, соседи к этому так привыкли, что даже просят сыграть им на сон грядущий. А днем я ношусь в поисках спонсоров, веду переговоры о своих концертах, оформляя бумаги, сочиняю буклеты или пригласительные. В общем, масса далеких от музыки проблем. А что делать?.. Меня ведь никто не «раскручивает», как это происходит с молодыми певцами. Приходится крутиться самому.

                                                                             Александр Каневский,
                                                                            
«Азарт від МЛС» (19 января 1999г.)

                                                    Лестница на пьедестал

«&»: Как тебе удалось - без денег, без продюсера, без рекламы - сделать свой талант досягаемым для слушателя и завоевать имя?
И.З.: Я просто шел к нему сам, без посредников. И в течение 10 лет его завоевывал. Все это время я играл в подземных переходах и вешал афиши - чтобы знали кто и что играет. Но никогда не играл на заказ, а всегда исполнял свой концертный репертуар - и в Киеве, и на улицах Европы.
   Мое имя знают больше простые слои населения, т.к. богатые по подземным переходам не ходят. И та "раскрутка", которую делают за деньги, у меня произошла путем прямого контакта с простыми зрителями.
   Но теперь, когда, например, у меня был сольный концерт в Доме органной музыки, на моих афишах было просто написано имя и фамилия. Я долго шел к такой афише, когда не нужно писать, кто я, какие у меня титулы… Просто - Игорь Завадский. Ведь единственная заслуга человека искусства -  это полный зал на концерте.
«&»: Игорь, что для тебя значит музыка?
И.З.: Если сказать одним словом, то это - состояние. Когда я понимаю, что состояние композитора становится моим и могу себя убедить в том, что это произведение написал я, а не он, тогда мне интересно, и такое состояние заражает зрителя. Они на моих концертах могут и плакать, и смеяться…
«&»: Как ты считаешь, есть разница в восприятии твоего творческого «я» здесь и там, за рубежом?
И.З.: Здесь торжествует вера в справедливость. Узнав о моем пути, о том, что человек раньше играл в подземных переходах, но не остался там, а сумел пробиться выше и уже играет в филармонии, в Доме органной музыки, люди видят в этом для себя надежду, что они тоже смогут подняться. Я считаю, что для тех, кто рвется на мои концерты, этот фактор является главным. Они воспринимают меня как символ надежды. За рубежом во мне видят лишь музыканта. А здесь - личность, которая сумела чего-то достичь и реализоваться.
«&»: Если бы ты не стал музыкантом, в чем бы ты еще смог реализовать свой творческий потенциал?
И.З.: …Главное для меня с самого детства - быть артистом на сцене. Для меня сам процесс "переливания крови" по схеме "зритель-артист" - это высшее удовольствие. Когда я отдаю всего себя, а обратно возвращается в десять раз больше, в обновленной и энергетически заряженной форме. Поэтому альтернативой для меня может быть только творчество, связанное со сценой и зрителями.
                                                                                   Ирина Бурлакова,
                                                                                  
журнал «Комп&ньон» (20-24 марта 2000г.)

Из подземного перехода под Майданом в большие времена

    Три флейты и мягкие аккорды рояля, плачущие скрипки и переливы органа. Нет, это не оркестр. Это Игорь Завадский играет на своем аккордеоне.
   …Созерцание его игры так же интересно, как и общение с ним. Его пальцы бегают по клавиатуре, в то время как выражение лица изменяется с каждым звуком, оно то смеется, то плачет. Человек и инструмент кажутся одним целым.
   …Еще совсем недавно многие киевляне останавливались, чтобы послушать, как играет Завадский в подземном переходе на Майдане Незалежности. Бросая пару монет в его чехол от аккордеона, многие думали, что этот человек с хрупким телосложением, моложавой внешностью был, возможно, чудо-ребенком из соседствующей консерватории.
   Но они и не догадывались, что этому ребенку было уже за тридцать и что он принадлежит к числу известнейших аккордеонистов мира.
  …Чуть более двадцати лет назад юный Завадский, учась в третьем классе музыкальной школы, дал свой первый концерт на острове Хортица около Запорожья, его родного города. Чтобы разрекламировать свой дебют, он расклеил написанные от руки объявления по всем ближайшим пионерским лагерям. Часовая программа состояла из собственных переложений песен “ABBA“, “Bony M“ и других популярных групп, но дабы полностью показать свои способности, молодой аккордеонист сыграл чрезвычайно сложный “Полет шмеля“ Римского-Корсакова. Это было начало музыкальной карьеры Завадского…
   …“Я один из тех суперэгоцентристов, которые чувствуют, что одного признания таланта мало. Им нужен восторг и обожание публики“,- шутит Завадский.

                                                                                      Анна Козьмина,
                                                                                     
«
Kyiv post» (7 декабря 2000г.)

                                        ИСПОЛНЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС

   10, 12 декабря в Колонном зале Национальной филармонии состоялся сольный концерт, посвященный 20-летию творческой деятельности известного аккордеониста Игоря Завадского. Первое сольное выступление 14-летнего музыканта в пионерском лагере стало точкой отсчета его пути на сцену. Сегодня И.Завадский - обладатель четырех золотых медалей на международных конкурсах, "Кубка мира" (Португалия), Гран-при (Франция), "Золотой лиры" (Италия). Клодин Оше, президент Европейской ассоциации аккордеонистов, специально приезжала на один из концертов Завадского в Киев. А Бернард Тома - главный дирижер Европейского симфонического оркестра (Франция), который сам начинал как аккордеонист, три месяца назад сказал в своем интервью: "Настолько совершенного владения инструментом и такого потрясающего исполнения я раньше не слышал". Только за последние годы сольные концерты Игоря Завадского состоялись в России, Югославии, Польше, Венгрии, Словении, Италии, Испании, Португалии, Германии, Франции. По Украине - практически во всех областных центрах. В Киеве музыкант выступает с 1996 года. Прошлый приезд в столицу показал, что всех желающих попасть на концерт зал филармонии вместить не в состоянии, поэтому в канун третьего тысячелетия И.Завадский дал два концерта.
   Совершенно разные стили - индивидуальные (композиторские) и стили целых эпох; стремление в одном вечере сконцентрировать всю историю музыкального искусства на кнопочном аккордеоне; на последок - собственная импровизация на "Либертанго" Астора Пьяццоллы, а после окончания - три "биса", - так вкратце можно охарактеризовать декабрьский концерт Игоря Завадского. Удивительная музыкальность позволяет ему сделать из аккордеона поддатливейший инструмент, звучание которого пленяет не только профессионалов, но и широкую публику. Это доказал аншлаг. Ведь для исполнителя главное - найти волнующий тембр, который заставит слушать не только Баха, Моцарта, Бетховена, но и его самого. Игорю Завадскому присуще еще одно редкое качество - он умеет создавать музыкальное произведение словно каждый раз заново. Для него исполнение - это непосредственный процесс. Исполненные им произведения живые, развивающиеся, стремящиеся, ищущие.
   Игорь Завадский очень тонко понимает и ощущает стиль композитора. Пьесы Вивальди, Баха, Дакена прозвучали с объективной созерцательностью, нигде музыкант не дал прорваться непосредственному чувству. В динамике - сопоставления контрастов, по этому же принципу колоссальная нюансировка тембром, в интонировании - предельная точность, чистая атака звука. Исключением была фантазия Моцарта ре-минор, которая произвела едва ли не самое сильное впечатление. Завадский трактовал ее явно с позиций широкого знания творчества Моцарта в целом. В исполнении фантазии прежде всего ощущалось, что Моцарт - основоположник оперы характеров, что его искусство наполнено светом и молодостью, и что он - бесконечный экспериментатор в области стиля, жанра, формы. Завадский трактовал Моцарта как одного из первых романтиков. Личностное начало проявилось здесь и в открытости чувств, и в психологизме, и в персонификации музыкальных тем, которые взаимодействовали и развивались по принципу интригующего сюжета, а не по законам "чистой" инструментальной музыки.
   Бетховен в исполнении Завадского был "переходным звеном" между двумя эпохами, синтезирующими в себе классицизм и романтизм. В Шопене подчеркнулась роль "поющей" гармонии и фактуры. А вариация на тему 24-го каприса Паганини Пальмеса Хугеса непосредственно подготовила слушателей ко второму отделению концерта. Аллюзии на искрометную цыганочку настроили на восприятие более легкой, эстрадной музыки, в исполнении которой Завадский с виртуозностью показал неудержимое остроумие и задор. Эти декабрьские концерты стали последними в нынешнем столетии и тысячелетии. Следующий концерт Игоря Завадского традиционно состоится в день его рождения - 20 января 2001 года. На сцену Международного центра культуры и искусств (бывший Октябрьский дворец) Игорь выйдет не один. В первом отделении - сольная программа, а во втором он будет аккомпанировать известным украинским и российским исполнителям разных жанров: джаз, рок, поп, оперное и народное пение.

                                                                                            Яна Иваницкая,
                                                                                              "Зеркало Недели", 16 декабря 2000г.

Известный аккордеонист Игорь Завадский втайне от родителей женился на француженке.
Его выступления сопровождаются раскатами грома
и кознями недоброжелателей”

   …Как и любого настоящего музыканта, Завадского повсюду сопровождает мистика. Так, например, в Киеве, на открытом концерте в Мариинском парке, во время исполнения Токкаты и Фуги Баха… в небе сверкнула молния и грянул раскат грома - один-единственный раз за весь день!.. Впрочем, козни недоброжелателей тоже вносят некоторое разнообразие в будничную суету. Во время одного из выступлений в Национальной филармонии Игорь вдруг обнаружил, что в его новеньком аккордеоне не работает механика левой клавиатуры. Игорь на свой страх и риск интуитивно нащупал точку, при нажиме на которую механизм худо-бедно реагировал, и так доиграл концерт. После концерта отдал инструмент мастеру, и… каково же было его удивление, когда выяснилось, что чья-то заботливая рука в отсутствие музыканта открутила крышечку устройства и сделала внушительную вмятину на механизме, отчего его заклинило.

                                                                                         Григорий Свиридов,
                                                                                           «Факты» (22 декабря 2000)

    Человек-оркестр

За двадцать лет музыкальной карьеры Игорь Завадский сумел убедить слушателя в безграничных возможностях кнопочного аккордеона

    Кнопочный аккордеон, а попросту баян, в "многодетной" семье музыкальных инструментов долгое время оставался скромной золушкой. Пока не появился Завадский, которому суждено было сыграть в судьбе инструмента роль доброй феи.

   - В вашем последнем концерте в филармонии прозвучало лишь несколько новых вещей. С одной стороны, юбилейный вечер предполагает своеобразный итог, the best, лучшие произведения. С другой - нет ли опасности, что вы, на потеху публике, будете играть один и тот же заезженный репертуар?
  - Я исполнял свои любимые произведения, и, главное, они демонстрировали возможности аккордеона звучать как целый оркестр. Обновление репертуара каждые полгода - это консерваторская система, при которой новое не успеваешь как следует выучить, а старое забываешь. Мне же интересно проживать вместе со слушателем любимые номера. А для того чтобы прочувствовать музыкальное произведение, пережить его, а не просто отыграть, нужны не полгода и даже не год…
   - Но не кажется ли вам, что вы исполняете этакую классическую попсу?
  - Я не иду на поводу у публики, а играю то, что мне нравится, причем сознательно стремлюсь сделать классику демократичной. Конечно, за счет популярной музыки легче завоевать публику. Но путь Николая Баскова или Ванессы Мэй для меня неприемлем: они режут композиторов по живому, а слушатель после концерта знает "Шторм" Ванессы Мэй, а не "Летнюю грозу" Вивальди. Хотя я не согласен и с тем, что академическая музыка должна быть элитарной.
   Я хочу быть интересным с академической музыкой для широкого круга и долго формировал репертуар, который увлечет и меня, и слушателей. Еще Рахманинов говорил, что нет смысла бродить по бескрайним сахарам музыкального мусора. Действительно, написано очень много, но даже все произведения гения не обязательно гениальны. Вам не кажется, что шедевры, которые действительно пережили время, в отличие от музыкальной зауми, просты и доступны? Вот я и стремлюсь играть музыку, которая переживет время. Например, "Либертанго" Пьяццоллы (то, что для многих эта музыка ассоциируется с фильмом "Криминальный талант", не делает ее "попсовой"). Я сделал свою инструментальную вариацию, теперь хочу поэкспериментировать с вокалом, заказал украинскому поэту Александру Ирванцу текст, который, по предварительной договоренности, споет Валентина Степовая.
    - Чувствуете ли вы себя признанным исполнителем?
   - Я на пути к завоеванию зрителя. В Киеве, пожалуй, меня знают, но мне этого мало. Я недавно вернулся с гастролей в Уфе, где решил выступить на разогреве у Гарика Сукачева в ДК "Нефтяник" на 1000 мест. Мне был интересен этот эксперимент: играть для публики, которая приходит не на тебя, даже не на сборную солянку, а на конкретного исполнителя. Это азарт: а сумею ли я эту публику завоевать?
   Меня предупредили, что слушатели специфические, при тридцатиградусном морозе народ греется изнутри, и "разогрев" на сцене им уже "побоку". Я готов был уйти со сцены, если меня освистают, а Сукачев все 45 минут стоял за кулисами, на подхвате, чтобы меня сменить. Но мне нужен был шанс хоть что-нибудь сыграть. И действительно, только я вышел, раздался дикий свист, топот, публика негодовала, вообще не хотела слушать. Лишь под конец первого номера (я сыграл первую часть "Зимы" Вивальди) зал затих, хотя вначале уровень моих звуков и шум в зале были одинаковой силы.
   Я обратился к публике, мол, понимаю, что вы пришли послушать не меня, а Сукачева, и сразу сыграл Баха. Зал среагировал очень бурно, уговаривал продолжить. Тогда я сыграл и "Либертанго" Пьяццоллы, и мелодии из фильмов "Цыган", "Мой ласковый и нежный зверь", обработку украинской песни "Ехал казак за Дунай", популярные вальсы. Я играл доступные мелодии вперемешку с серьезными вещами. А хитом совершенно неожиданно для меня стал "Полонез" Огинского.
   - Правда ли, что в январе на концерте ко дню рождения вы собираетесь аккомпанировать популярным исполнителям?
   - Меня всегда привлекал эксперимент. В первую очередь, над собой. Интересно не только показать зрителю, что мой инструмент прекрасен и сольно, и как аккомпанирующий, но и "попинать" собственный эгоцентризм. Я страшный эгоист, и мне трудно смириться с тем, что настоящий артист должен играть и эпизодические роли, но это-то как раз - истинная правда. Относитесь к этому опыту как к эксперименту, а не тенденции.
    - Нет ли у вас планов основать собственную музыкальную школу?
   - Это очень сложный вопрос. Какое-то время я работал в Университете культуры, где предложил концепцию кафедры аккордеона, но ее отклонили, потому что там приветствуется лишь эстрадная музыка, на которую есть спрос сегодня.
   В лучшем случае, мои студенты пытались повторить путь Яна Табачника, в прошлом, наверное, прекрасного музыканта (надо отдать ему должное: без его творчества мне было бы гораздо сложней пробиваться).
   Консерватория меня тоже не привлекает. Это закрытая корпоративная система, где исполнители академической музыки варятся "в собственном соку" - пианисты ходят на концерты пианистов, гитаристы слушают гитаристов и так далее. Бытует мнение, что 99% студентов консерватории играют лучше на вступительных экзаменах, чем на выпускных. К тому же никого не интересует творческая судьба студента.
   Для нашей консерваторской системы нормально то, что в искусстве выживает 1% людей, по-настоящему преданных музыке. Но множество талантливых ребят, побеждавших на престижных конкурсах, после окончания вуза пропадают: уезжают за границу, "лабают" в ночных клубах, ресторанах... Юрий Федоров, лауреат Кубка мира аккордеонистов 1986 года, уехал на заработки во Францию; Сергей Гринченко играет в квартете баянистов, Евгения Черказова - в квинтете, но их слушают только их коллеги, на большой сцене эти талантливейшие ребята выступают при полупустых залах. Поэтому я считаю большим успехом и огромным счастьем, что на мои концерты приходит слушатель.
   - Вы знаете какую-то особую тайну?
  - Вряд ли только это можно назвать тайной. Во-первых, я стремлюсь каждое выступление сделать похожим на театральный спектакль. Во-вторых, я своих слушателей очень люблю, а это всегда чувствуется.
   А что на концерте главное? Атмосфера. Моя задача, чтобы у человека, пришедшего в зал, завибрировали особые струнки души, которые в повседневной жизни "не звучат".
   - Как вас воспринимают коллеги, академические музыканты?
  - Только несколько человек относятся ко мне доброжелательно. Ведь существует негласная иерархия, которая превыше всего. Тот, кто нарушает ее, считается нескромным.
   Если человек с "малой" сцены рвется на большую, он становится среди коллег персоной нон грата. Тем не менее, я чувствую себя комфортно, потому что у меня всегда есть мой инструмент и уголок, где я могу спокойно играть.

                                                                                       Беседовала Светлана БЕЛОУС
                                                                                       специально для "Киевского Телеграфа"

                                                                                       25-28 декабря 2000г.

                                  Человек с аккордеоном

    - ...Вы прекратили учавствовать в конкурсах?
   - Здесь совпалло несколько моментов. Я узнал и понял, на что я способен. Также мне было важно получить признание у специалистов, которые способны объективно оценить игру музыканта... Я, в принципе, не конкурсный исполнитель. На конкурсе всегда требуется играть правильно и точно, а я стремлюсь играть за счет эмоций, чувств, своей энергетики. Собственно, я всегда переступал через себя, когда участвовал в конкурсах. Просто мне нужно было себя примерить под мировые стандарты.
   - Чем же привлек Вас Киев, ведь Вы родились в России?
  - Киев мне нравится своей особой энергетикой. Вообще-то любое место на земле может быть моим домом, но при одном условии: я не могу там находиться постоянно. Как-то я заметил, что когда занимаюсь музыкой в Киеве, то у меня всегда возникает необычайное вдохновение...
   - А как же линия Киев-Париж?
  - И все-таки Киев. Хотя Париж максимально близкий город по моему мироощущению... Начиная с 1996 года я поставил себе цель завоевать Киев, получить признание у киевской публики.
   - Должно быть, Ваши родители рады за Вас?
   - Моему папе сейчас 85 лет. Я родился, когда ему было уже 50. Папа всю жизнь мечтал о том, чтобы кто-то из его детей стал музыкантом, ведь он всю свою жизнь играет на баяне, но никто из его детей, кроме меня, не пошел по его стопам. Хочу сказать, что насильно меня никто не посылал в музыкальную школу. Свой выбор я делаю в жизни всегда сам...
  ...Символично было для меня играть в Киеве на Майдане Незалежности во время празднования Нового 2001-го года. Представляете, я играл высоко над Крещатиком, на Мосту тысячелетий! А ведь когда-то все начиналось всего лишь с игры в подземном переходе.
   ...Одним из последних Указов, подписаных Президентом Украины Леонидом Кучмой в минувшем тысячелетии, стал Указ о присвоении Игорю Завадскому почетного звания “Заслуженный артист Украины”.

                                                                              Бранко Станиц,
                                                                             
“Welcome to Ukraine” (июнь 2001г.)

                                  К зрителю Игорь шел десять лет

   Заслуженный артист Украины, аккордеонист Игорь Завадский - достаточно известен в музыкальном мире. Работал завклубом, потом играл в подземном переходе и легко, как бы "между делом" получал "Гран-при" на престижных международных конкурсах. Сегодня музыкант собирает полные залы и традиционно в свой день рождения устраивает благотворительные концерты. Причём - каждый раз удивляет собравшихся не только новым репертуаром, но и тем, что даёт возможность рядом с метрами - выступить молодым начинающим музыкантам.
   Творческая биография Игоря началась в клубе Бориспольского совхоза, где он руководил хором бабушек. Но даже там, он умудрился работать так, что о его хоре говорил весь район, тем самым, подтвердив народную мудрость - не место красит человека, а наоборот. Сегодня на концерты Завадского сложно достать билетик. Но самым главным критиком и слушателем была и остается мама. Нина Петровна воспитала семерых детей. Младший - Игорь рос странным мальчиком: до двух лет молчал, а потом заговорил, запел и заиграл почти одновременно.
   Нина Завадская, мама: "И в три года он на саксофоне играл, а в пять - на папином баяне на одной стороне... Все дети, все семеро, все мои, но Игорь - что-то особенное".
   Сам Игорь понял это в одиннадцать лет и с тех пор кнопочный аккордеон - его лучший друг. С ним он побеждал в международных конкурсах в Португалии, Франции, Италии. Стал единственным в Украине обладателем "Золотой Лиры" - спецприза Всемирной конфедерации аккордеонистов. Считается, что максимальный профессионализм инструменталиста - когда его исполнение приближается к звучанию человеческого голоса. То, что Игорь левша - помогает ему лучше чувствовать инструмент.
   Игорь Завадский, заслуженный артист Украины, лауреат международных конкурсов: "Мех растягивает левая рука и ведение звука полностью зависит от левой руки. Если говорят, что правая рука - это мотор и сердце инструмента, то левая - это душа инструмента. Поэтому этот инструмент для леворуких и в этом мой плюс".
   К своему зрителю Игорь шел долгих десять лет, без продюсера, денег, рекламы. Зато теперь и оглянуться не стыдно, и вперед идти не страшно. Ваш выход - маэстро!

                                                                                                                     "Подробности"
                                                                                                                      21 января 2002г.

                                               Ангельские трели

   Известный аккордеонист Игорь Завадский на презентации своего нового компакт-диска планирует исполнить "Трель дьявола". Это интригующее произведение явилось итальянскому композитору Джузеппе Тартини триста лет назад во сне. Утром он лишь записал эту прекрасную лирическую сонату для скрипки, виолончели и клавесина, построенную на очень красивых тремоло.
   У Игоря Завадского нет ни виолончели, ни скрипки! Вот он и решился на собственное переложение "Трели дьявола" для диковинного дуэта: клавесин четверть часа будет аккомпанировать его кнопочному аккордеону. Случится же это очень скоро - на презентации нового альбома музыканта, тезки его предыдущего диска. "Минор-II" действительно продолжает идею первой сольной пластинки Игоря Завадского. В ней та же романтическая меланхолия, юношеские наивность, восторженность и озорство. Такими глазами вглядывались в мир и в себя "Маленький принц" Сент-Экзюпери и "Король Матиуш I" Корчака...
   Игорь без уныния и лени формирует свой репертуар из произведений, контрастных по оттенкам и характеру. Вот и на новом альбоме органная монументальность Регера соседствует с трагедийной мечтательностью Вивальди, а тончайшая лирика Шопена - с аристократичным капризом Пьяццоллы. Просвещенный читатель может ехидно воскликнуть: "Неужели столько музыкальных сочинений написано для аккордеона, у которого в "пятой графе" указано - народный инструмент. Помилуйте, вся нотная библиотека аккордеониста поместится в школьном портфеле". Потому-то Игорь Завадский и вытворяет фигуры высшего пилотажа, принимаясь за собственные переложения. Так, сочинения, написанные для оркестра, получают второе рождение под пальцами молодого музыканта. Сколько мощи в его трактовке бетховенского "Кориолана"! Завадский умеет удивлять: достаточно услышать на диске его трактовку Ноктюрна № 2 ми-бемоль-мажор Фредерика Шопена. Его влечет новизна, риск эксперимента. К примеру, "Либертанго" в авторском исполнении Астора Пьяццоллы напоминает выцветшую акварель, зато сколько свежих красок, неожиданных интонаций в этой жемчужине латиноамериканской музыки находит молодой аккордеонист. Или в заезженной "Шутке" Баха, которую он играет с обаятельным артистизмом и юмором. Или в классическом "Полете шмеля" - музыкальном самоцветике из оперы Николая Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", который Игорь исполняет чуть ли не с реактивной скоростью, "пролетая" дистанцию пьесы за 73 секунды.
   Сам Завадский с томсойеровским очаровательным хвастовством заявляет: "Преград для меня нет". Планы у музыканта действительно необъятные.
   На одном из ближайших выступлений он собирается сыграть два концерта Вивальди с камерным оркестром. Готовится к седьмому сольному выступлению в столичной филармонии. Собирается на одном из телеканалов создать авторскую передачу. Среди прочих задумок - проведение в Киеве международного конкурса аккордеонистов, большое гастрольное турне по Украине. Впрочем, без всякого звездного недуга Завадский добрался с концертами и до глухих сел на Черниговщине, охотно и бесплатно играет в родном Запорожье и почти ставшем родным Артеке. Он легок на подъем и удачлив. К победным трофеям лауреата международных конкурсов в Италии, Франции, Югославии, Испании недавно добавились новые - почетное звание заслуженного артиста Украины, орден князя Св. Владимира.
   Муза странствий чрезвычайно и полномочно благоволит к заслуженному орденоносцу, который когда-то директорствовал в ДК совхоза "Бориспольский" и бдил о дискотеках, бильярде, лампочках и вениках, позже играл на аккордеоне в киевских подземных переходах и на парижских улицах, учился в консерватории и побеждал на музыкальных турнирах. Он продолжает свое мажорное путешествие, хотя и называет свои альбомы "Минор". Впрочем, в европейских языках это слово имеет множество значений. Среди них есть, например, и такие - "шахтер", "подросток". Сила и хрупкость, усердие и непосредственность, глубина погружения и чистота юной души без клейма неудачи. И все же мир Игоря Завадского ассоциируется у меня прежде всего с девственной романтикой, легким хмелем влюбленности. Не человек - звучащий тростник.

                                                               Игорь Дыченко,
                                                             
 «Столичные новости», 20-27 августа 2002г.
                                                                                                      

НАЧАЛО                                                                                                                                                                                         ВОЗВРАТ