Если евреи и антисемиты в чем-то и
согласны, так это в признании
умственного превосходства евреев. И
действительно, элементарная
статистика показывает совершенно
непропорциональное преобладание
евреев во многих областях
человеческой деятельности, требующих
высокого уровня интеллектуальных
способностей, в первую очередь в
коммерции, финансах, науке и
медицине.
Евреи составляют всего
0,2% населения земного шара, но эта
ничтожная кучка дала миру 27%
лауреатов Нобелевских премий по
физике, 31% - по медицине и
физиологии, 54% чемпионов мира по
шахматам.
В Америке лишь 2% населения
- евреи,
но на их долю приходятся 21%
студентов элитных университетов «Лиги
плюща», 26% лауреатов премий
Кеннеди-центра, присуждаемых
выдающимся деятелям искусства и
культуры, 37% «оскароносных»
кинорежиссеров, 38% ведущих
филантропов и 51% лауреатов
Пулитцеровских премий в области
журналистики и музыки.
Эти достижения опираются на
исключительно прочную
образовательную базу. Среди
американских евреев вдвое больше лиц
с высшим образованием и в четыре
раза больше магистров и докторов
наук, чем среди населения страны в
целом. Как и следует ожидать,
образование приносит экономические
плоды: вероятность получения работы,
требующей высокой квалификации и
соответственно оплачиваемой, для
евреев на треть выше, чем для
остального населения Америки, а
еврейский семейный доход на 25% выше
соответствующего показателя для
средней американской семьи.
Но вот вопрос - почему так сложилось?
Откуда у евреев такая мощная тяга к
знаниям? Почему они добились таких
успехов в профессиях, залогом
которых являются грамотность и
высокий уровень образования? На этот
счет предлагаются разные теории.
Наиболее популярная из них
постулирует принцип естественного
отбора под давлением обстоятельств:
евреям было запрещено владеть землей,
для них был закрыт доступ в
ремесленные гильдии, и фактически
единственной остававшейся
возможностью заработка для евреев
были торговля и финансы, т.е.
области, где требовалось грамотность,
смекалка и умственная изворотливость,
т.е. по современным понятиям
- высокий IQ.
Любопытная гипотеза, которую я в
сжатом виде описал в предыдущей
статье на эту тему
(«Идише коп»),
усматривает причины высокого уровня
умственного развития
евреев в
физиологии: вековой отбор привел к
изменениям на генетическом уровне.
Но авторы недавно вышедшей из печати
книги подошли к вопросу с совершенно
других позиций. На основании
пристального изучения исторических
материалов в сочетании с дотошным
экономическим и демографическим
анализом преподаватели Бостонского
университета профессор Маристелла
Боттичини и профессор Цви Экстайн
пришли к совершенно иным выводам,
суть которых раскрывается в самом
названии их монографии: «Кучка
избранных: как образование
определило ход еврейской истории с
семидесятого по тысяча четыреста
девяносто второй год»
(Maristella
Botticini, Zvi Eckstein The Chosen
Few: How Education Shaped Jewish
History, 70-1492, Prinston
University Press, 2012).
* * *
Со времен вавилонского пленения в 6
веке до н.э. до разрушения Второго
храма римскими войсками в 70г. н.э.
иудаизм стоял на двух столпах - религиозных обрядах, совершаемых
священниками в Храме, и изучении
Священного Писания -
Торы, молитве и
синагоге. И то и другое было уделом
крохотной образованной элиты,
принадлежавшей к двум враждовавшим
сектам: храмовым
священнослужителям-саддукеям и
раввинам-фарисеям.
Однако Иудейская война, т.е.
восстание евреев Иудеи против
римского владычества, в корне
нарушила сложившееся равновесие.
Война была чрезвычайно
кровопролитной: римский историк
Тацит пишет, что в ней погибло не
менее 600 тысяч евреев. Но жертвы
распределились между двумя сектами
неравномерно. Саддукеи, из рядов
которых вышли все лидеры восстания,
были практически поголовно
истреблены, в то время как фарисеи
не принимали участия в войне и в
массе своей уцелели.
Разрушение храма римлянами и
принудительное рассеяние евреев по
всем пределам Римской империи по
необходимости сдвинули центр тяжести
иудаизма, поле
религиозно-идеологической битвы
осталось за вероучителями-фарисеями:
раввинами и талмудистами. На
протяжении нескольких последующих
столетий они в корне преобразовали
иудаизм, кодифицировали Талмуд и
провозгласили принцип всеобщего
обязательного религиозного
образования. За неимением
священников, представлявших верующих
перед Богом, отныне каждый еврей
должен был самостоятельно читать и
изучать Тору и - что особенно важно
- учить своих сыновей этому
искусству. Раввины видели в
поголовном образовании главный залог
сохранения еврейской религии и нации
в условиях диаспоры. В мире, где
подавляющее большинство населения не
умело читать и писать, это было
поистине революционное требование.
Революционное, но весьма
обременительное. В первые столетия
после разрушения Второго Храма евреи
в подавляющем большинстве были
нищими крестьянами, для которых были
непосильны немалые расходы,
сопряженные с необходимостью давать
образование своим сыновьям. Возникла
главная дилемма существования евреев:
либо сохранять приверженность своей
религии и нести соответствующие
финансовые жертвы, либо отвергнуть
иудаизм и освободиться от
обременительных обязанностей,
которые накладывала еврейская
религия, включая и соответствующее
финансовое бремя. Несложно заключить,
что выбор диктовался предпочтениями
и возможностями каждого отдельного
еврея. Те, кто был недостаточно
стоек в вере или кому не давалась
премудрость вследствие недостаточной
живости ума, естественно тяготели к
более легкому пути - отказу от
религии своих отцов.
Иными словами, здравый смысл
подсказывает, что часть еврейского
народа должна была ассимилироваться
и что вследствие этого численность
евреев должна была постепенно
уменьшаться. И действительно, в
период, когда создавался Талмуд, с
III по VI век н.э., четко
обозначились две тенденции. С одной
стороны наблюдалось повышение уровня
грамотности в еврейской общине, в
основных чертах сельскохозяйственной.
С другой стороны, происходила
медленная, но неуклонная ассимиляция
- в основном посредством перехода в
христианство с соответствующим
сокращением численности иудеев. Если
накануне разрушения Второго Храма в
Римской империи насчитывалось
приблизительно 5,5 миллионов евреев,
то к 650 году их оставалось лишь 1,2
миллиона.
Сокращение численности еврейского
населения, конечно, отчасти
объяснялось военными потерями,
эпидемиями и обычными бедствиями,
выпадающими на долю покоренных и
депортированных народов. Но по
расчетам демографов на долю этих
факторов должно было прийтись не
более половины убыли еврейского
населения, т.е. около 3 миллионов.
Это значит, что примерно столько же
евреев уцелело. Так куда же делись
две трети из этих трех остававшихся
миллионов? Боттичини и Экстайн
отвечают: эти два миллиона евреев
ассимилировались и перестали быть
евреями.
* * *
В середине VII столетия на
историческую сцену вышел ислам. В
считанные десятилетия возникла
гигантская мусульманская империя,
простиравшаяся от Геркулесовых
столбов до Индии и Китая. Ее
отличительными признаками были не
только общая религия и общий (арабский)
язык, но также единые институты и
законы. В этой питательной среде,
как грибы после дождя, повсюду стали
бурно расти города, возникла
коммерческая экономика. Процессы
глобализации и урбанизации породили
острую нужду в образованных
специалистах, владеющих
интеллектуальными профессиями.
В таких условиях поголовно грамотные
евреи оказались особенно
востребованными, и в результате в
период с 750г. по 900г. почти все
евреи в Месопотамии и Персии
- три
четверти всемирного еврейского
населения - оставили занятие
сельским хозяйством, переселились в
крупные города Умайядского и
Аббасидского халифатов и стали
специализироваться на занятиях,
требовавших грамотности и высокого
уровня интеллектуальных навыков. И
спустя четыре столетия на всем
пространстве мира ислама
- от
Самарканда до Багдада, от Каира до
Кордовы
- существовали процветавшие
еврейские общины, занимавшиеся
торговлей, ростовщичеством,
медициной и ремеслами. Причем,
указывают авторы книги, эта смена
рода занятий - переход от
крестьянского труда к гораздо более
выгодным городским профессиям
- произошла еще до того, как евреям
было запрещено владеть землей.
Иными словами, Боттичини и Экстайн
дали новый оригинальный ответ на
вопрос огромной исторической
важности: каким образом евреи стали
народом коммерсантов, банкиров,
ученых и врачей. По их мнению, это
произошло не по необходимости и не
из-за запретов, а ввиду очевидного
преимущества евреев в уровне
образования. Преимущества,
явившегося следствием
травматического события
- разрушения
Второго Храма, которое вынудило всех
евреев, сохранивших приверженность
религии своих предков, учиться и
приобретать грамотность. Это
подготовило евреев к ключевой роли в
нарождающейся экономике
мусульманской империи, поскольку их
особые таланты и знания были отлично
приспособлены к нуждам
урбанистического и глобализованного
мира.
Своим успехам в коммерции, в первую
очередь международной, в немалой
степени способствовали традиции и
институты еврейства. Наличие
раввинских судов для разрешения
гражданских конфликтов давало
необходимую уверенность для развития
и роста коммерческих предприятий.
Крепкие связи между разными общинами,
порожденные единой религией и общим
языком, обеспечивали исполнение
договорных обязательств. Любопытный
факт: еврейские купцы могли даже
путешествовать, не имея при себе
крупных сумм денег, чтобы не
дразнить аппетиты разбойников, ибо в
любом новом месте им достаточно было
лишь найти еврейскую общину, обычно
компактного расселения, где их
принимали и снабжали всем
необходимым, в том числе и
неограниченным кредитом.
Все это давало евреям громадные
преимущества перед их христианскими
и мусульманскими конкурентами. Это
также объясняет поразительные успехи
евреев в профессиях, связанных с
функционированием кредитно-денежных
рынков. В XII-XIII веках
ростовщичество было уже привычным
еврейским занятием в Англии, Франции
и Германии и их главной профессией в
Испании, Португалии, Италии и в
других странах Западной Европы.
Эта точка зрения противоречит
общепринятой теории о том, что
европейские евреи в средние века
специализировались на ростовщичестве
по необходимости, ввиду отсутствия
альтернативы, и что они просто
заполнили пустовавшую нишу,
поскольку мусульманам и христианам
религия запрещала ссужать деньги под
проценты. Боттичини и Экстайн
утверждают, что евреи без
принуждения занимались банковской
деятельностью, потому что обладали
соответствующими знаниями и
навыками. В то время, когда даже
короли могли лишь неумелой рукой
вывести под своим указом крест,
евреи умели читать и писать, знали
математику и располагали
институтами, которые обеспечивали
неукоснительное исполнение
контрактов. Помимо этого, у них в
руках был капитал, накопленный
тяжкими трудами в коммерции и
ремеслах, и беспрецедентная сеть
связей между разными общинами,
рассеянными по всему свету.
* * *
Третьим историческим событием,
которое кардинальным образом
отразилось на евреях, стало
нашествие монголов на Ближний
Восток, по непонятной причине
практически не отраженное в
учебниках еврейской истории. Монголы
вторглись в Персию и Месопотамию в
1219 году, а процесс завоевания
всего региона завершился разгромом
Багдада конницей Хулагу-хана
- внука
Чингисхана. Урбанистская и
коммерческая экономика Аббасидской
империи рухнула, Месопотамия и
Персия были экономически отброшены в
глубь веков, вернувшись к
примитивному сельскому хозяйству. В
результате существенная часть
еврейского населения Месопотамии и
Персии и даже Египта и Сирии была
вынуждена оставить иудаизм и
обратиться в мусульманство:
религиозная обрядность и требование
обучения сыновей вновь стали
непосильным бременем для многих
осевших на землю евреев.
В результате всемирная еврейская
община начала стремительно
сокращаться и к концу XV века упала
до беспрецедентно низкого уровня,
грозившего евреям полным
исчезновением. Сработал тот же самый
механизм, который привел к
укоренению евреев в интеллектуальных
профессиях, но только в обратном
направлении под действием внешнего
фактора - монгольского завоевания.
* * *
Такова оригинальная теория, предложенная двумя бостонскими исследователями для объяснения «предрасположенности» евреев к занятиям интеллектуальными профессиями и их в среднем повышенным уровнем интеллектуального развития.