ВРЕМЕНА И НРАВЫ
В центре Москвы женщина (с виду нерусская, с акцентом) призналась: - У меня нет настоящего паспорта. Она сказала это громко; и не на допросе в милиции, не спьяну, не прося милостыню (хотя вряд ли лицо чужой национальности разжалобит москвича сообщением, что живет по фальшивым документам). Слышали многие. Странно. Эта грустная тетка с несуразным именем Шарлотта почему-то была совершенно уверена, что никто не донесет. И что за глупую свою откровенность не окажется она через 10 минут в “воронке”, где придется откупаться деньгами, а может, и еще чем-то (если ее сочтут достаточно симпатичной). И, действительно, никто не донес, хотя слышали ее несколько сотен человек. Шарлотта с фальшивым паспортом съездила в Париж - из России (из тюрьмы народов, из полицейского государства) во Францию и обратно. Шарлотта - на сцене; там только что кончился XIX век. Мы - в зале; у нас начался двадцать первый. В Москве сразу в четырех театрах “Вишневые сады”. Порой совпадают два-три в один вечер. Зачем нам они? ЧЕХОВ - СУВОРИНУ 1 августа 1892 года. Мелихово
...зачем лгать народу? Зачем уверять его, что он прав в своем невежестве
и что его грубые предрассудки - святая истина? Неужели прекрасное
будущее может искупить эту подлую ложь? Будь я политиком, никогда бы я
не решился позорить свое настоящее ради будущего, хотя бы мне за
золотник*
подлой лжи обещали сто пудов блаженства.
ФИРС. В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили,
мариновали, варенье варили... И, бывало, сушеную вишню возами отправляли
в Москву и в Харьков. Денег было! И сушеная вишня тогда была мягкая,
сочная, сладкая, душистая... Способ тогда знали...
Господи! это какой же
должен быть сад, чтоб сушеную (!) отправлять возами… А старики не нужны,
понятное дело.
- А это кто?
“Манеры у нас, сами
понимаете...” Разговор происходит в 1920-х, но генерал поступил в театр
при царе. Даже тогда надо было показывать актерам, как подают платок
аристократы.
Хорош Божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас
справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Мы, говорят
в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь?
Вместо знаний - нахальство и самомнение паче меры, вместо труда - лень и
свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше “чести
мундира”, мундира, который служит обыденным украшением наших скамей для
подсудимых. (“оборотни”. - А.М.) Работать надо, а все остальное к черту.
Главное - надо быть справедливым, а остальное все приложится.
…Следом дуэлянты,
флигель-адъютанты.
Не все. В 1826-м, когда
пятеро декабристов были повешены, а 121 - угнан на каторгу, в России
было 435 тысяч дворян мужеского пола. Герои и поэты составляли три сотых
процента (0,03%) аристократии. Не станем считать их долю в народном
море.
Современные лучшие писатели, которых я люблю, служат злу, так как
разрушают. Одни из них… (грубые слова. - А.М.) Другие же…
(грубые слова.
- А.М.) Непресыщенные телом, но уж пресыщенные духом, изощряют свою
фантазию до зеленых чертиков. Компрометируют в глазах толпы науку,
третируют с высоты писательского величия совесть, свободу, любовь,
честь, нравственность, вселяя в толпу уверенность, что все то, что
сдерживает в ней зверя и отличает ее от собаки и что добыто путем
вековой борьбы с природою, легко может быть дискредитировано. Неужели
подобные авторы заставляют искать лучшего, заставляют думать и
признавать, что скверное действительно скверно? Нет, в России они
помогают дьяволу размножать слизняков и мокриц, которых мы называем
интеллигентами. Вялая, апатичная, лениво-философствующая, холодная
интеллигенция, которая не патриотична, уныла, бесцветна, которая брюзжит
и охотно отрицает ВСЁ, так как для ленивого мозга легче отрицать, чем
утверждать; которая не женится и отказывается воспитывать детей и т.д. И
все это в силу того, что жизнь не имеет смысла, что у женщин…
(грубое
слово. - А.М.) и что деньги - зло.
Понять, что Вы имеете в виду какую-либо мудреную, высшую нравственность,
я не могу, так как нет ни низших, ни высших, ни средних нравственностей,
а есть только одна, а именно та, которая дала нам во время оно Иисуса
Христа и которая теперь мне, Вам мешает красть, оскорблять, лгать и
проч. Типичный советский человек - горюет о порядке, о временах Брежнева, Сталина, печалится об упадке.
ФИРС. Прежде у нас на балах танцевали генералы, бароны, адмиралы,
а теперь посылаем за почтовым чиновником и начальником станции, да и те
не в охотку идут.
Да, раньше пойти в гости к профессору было почетно. А деликатесы в его
семье никого не удивляли. И добиться успеха (тем более восторга) банка
икры не могла.
Что за ужас иметь дело со лгунами! Продавец
художник (Чехов покупал у него имение. -
А.М.) лжет, лжет, лжет без надобности,
глупо - в результате ежедневные разочарования. Каждую минуту ожидаешь
новых обманов, отсюда раздражение. Привыкли писать и говорить, что
только купцы обмеривают да обвешивают, а поглядели бы на дворян! Глядеть
гнусно. Это не люди, а обыкновенные кулаки, даже хуже кулаков, ибо
мужик-кулак берет и работает, а мой художник берет и только жрет да
бранится с прислугой. Можете себе представить, с самого лета лошади не
видели ни одного зерна овса, ни клочка сена, а жрут одну только солому,
хотя работают за десятерых. Корова не дает молока, потому что голодна.
Жена и любовница живут под одной крышей. Дети грязны и оборваны. Вонь от
кошек. Клопы и громадные тараканы. Художник делает вид, что предан мне
всей душой, и в то же время учит мужиков обманывать меня. Вообще чепуха
и пошлость. Гадко, что вся эта голодная и грязная сволочь думает, что и
я так же дрожу над копейкой, как она, и что я тоже не прочь надуть.
ТРОФИМОВ. Я свободный человек. Я силен и горд. Человечество идет
к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я
в первых рядах!
Молодые убегают,
взявшись за руки, спустя минуту забивают Фирса.
Здесь так же
полыхают густые краски зим,
Оккупанты,
фауна - это не о немцах. И не о советских, не о русских и даже не о
новых русских. Это стихи 1982-го. Это о номенклатуре, она - не люди.
-------------------- Предыдущие публикации и об авторе - в РГ в разделе "Публицистика", №10 2010 |