ВОЗВРАТ          
   
 
 Декабрь 2001, №1  

         Эзотерика _____________________________________

                                                                                                                                  В.Иванова-Киссин

 

Что такое психография                        

/в сокращении/                                        

                        

           

 

    Явление психографии существует с незапамятных времен, сообщения о нем имеются во всех древнейших источниках.
  Но так ли уж автоматичны эти явления? И вообще - что такое так называемое автоматическое письмо? Кажущаяся загадочность их заключается лишь в том, что они еще недостаточно исследованы, хотя известно о них очень много фактов.
   Люди, обладающие способностью к психографии, могут в состоянии транса различных степеней, или в полном сознании, иногда на совершенно незнакомых языках, писать о вещах, неизвестных им в обычном состоянии, часто недоступных их пониманию вне этих особых моментов, когда они чувствуют, неодолимую потребность писать. Например, известный всей Бразилии психограф и целитель Франсишку К.Шавьер вместе с таким же психографом Валду Виейру пишут книги на философские, медицинские и другие научные темы, на хорошем научном и литературном уровне. Оба - простые люди, без специального образования, и то, что они пишут в состоянии легкого транса, не может им быть известно.
   Психографы обычно не смотрят на написанное и пишут совершенно без помарок, молниеносно заполняя страницы, гораздо быстрее, чем обычно пишут люди. Даже быстрее, чем рядом стоящие исследователи и свидетели в состоянии читать. Рука их иногда так крепко держит карандаш, что очень сильные люди не в состоянии разжать их судорожно сжатые пальцы. Психографы пишут не только научные труды. Иногда случается, что у не имеющего никакого отношения к литературе человека "напишется" ряд стихотворений, или рассказов, или романов, в которых искусствоведы узнают стиль того или иного писателя или поэта, умершего в прошлом веке, или недавно, или много веков тому назад.
    В 1934 г. , вскоре после смерти Умберту ди Кампуи, известного бразильского писателя, семья его начала юридический процесс против Ф.Шевьера, психографировавшего, среди многих других, и его стихи. Шавьер был оправдан, т.к. суд признал , что в связи с тем, что после своей смерти поэт не мог ничего более создавать, с точки зрения юридической Шавьер не несет никакой вины. Да он и не понимает ничего в стихосложении, т.к. окончил всего 4 класса…
   Книги, написанные этим психографом, переведены на многие языки, тиражи их составляют до 100 тысяч экземпляров. Он написал таким образом к 1973 г. более 120 книг. Теперь он пишет в среднем по 3 книги в год. В его стиле специалисты узнают манеру около 200 различных авторов.
   Автор этой статьи, ознакомившись с рядом книг, статей и других материалов по данному вопросу, предлагает следующую сводную номенклатуру (по форме изображений):
1. Психография литературная (включая как художественную, так и научную литературу).
2. Психография в живописи (рисунки, картины маслом и т.п.) - т.е. парапиктография.
3. Психография в чертежах, схемах и других документах.
   С точки зрения состояний во время процесса психографирования - каждый из всех пунктов можно подразделить на следующие подвиды:
   1. Психография, полностью проходящая через сознание. В этих случаях в сознании пищущего возникают факты, образы, знания, о которых он пишет или которые он рисует, считая их плодом своей фантазии. Но при исследовании оказывается, что это факты, которые не могли ему быть известны. Пример тому - известная американская писательница Тайлор Колдуэлл. В ее романах мы видим, например, великолепное знание средневековой медицины - но она никогда не занималась этим вопросом. Когда ее спрашивали, как она могла так глубоко проникнуть в психологию и рутину труда хирурга средневековья, не имея ни о самой медицине, ни об истории вопроса ни малейшего представления, она отвечает: “Не знаю как-то вдруг пишется”, или “откуда-то приходит”, “Пишу, вот и все!”.
   Исследователь Теодор Вейман пишет, что русская писательница Крижановская-Рочестер, которую он знал лично, написала свои более 40 захватывающих романов психографически. Она говорила ему, как возникли ее книги: она писала часами с неимоверной скоростью совершенно правильно по-французски, зная этот язык в обычном состоянии не очень хорошо. В своих романах она описывала древние египетские церемонии так точно, что парижская Академия наук послала ей за это особую премию. Некоторые факты, описываемые в ее книгах, могли знать только ученые-египтологи. Она подробно описывала внутренние помещения известных храмов, древние ритуалы, ничего об этом не читав и не слышав.
   Бывает, что поэт пишет произведение за один присест, без помарок, неожиданно для себя самого. И иногда даже в совершенно ином, необычном для этого поэта стиле. Некоторые называют это инспирированным творчеством, считая его одним из вариантов ясновидения - особенно, если это касается пластических искусств, живописи, образов, описываемых в романе и т.п. Художник как бы видит в своем воображении готовое произведение, и ему остается только скопировать его, как с натуры.Так создают свои творения многие, в том числе и советский скульптор Е.Лушнова. С ней же бывает, что когда она, например, говорит по телефону или просто беседут с друзьями, полностью погружаясь в содержание беседы, ее рука автоматически создает интересные рисунки, совершенно без участия ее сознания. Окончив разговор, она удивляется тому, что нарисовала. Это явление автоматического рисования происходит со многими - и не только с художниками. Вы ежедневно можете видеть его, например, на собраниях, во время бесед с коллегами и т.п.
   2. Психография, частично проходящая через сосзнание (или “интуитивная”). Это те случаи, когда созданные писателем образы,приобретают как бы самостоятельность, поступки их иногда неожиданны для самого автора и даже противоречат его замыслам - как, например, у Пушкина когда Татьяна из “Евгения Онегина”, по его собственным словам, “удрала штуку” и “выскочила замуж”. То же может встретиться и у ученых - неожиданные находки, не вытекавшие из предыдущих направлений исследований и т.п.
   3. Полумеханическая психография - когда написанное осознается одновременно с процессом письма, не ранее, и автор не знает заранее ничего из того, что он будет писать. Так происходит процесс творчества, например, у парапиктографа - художника В.М., из г.Сухуми (Кавказ).
   4. “Механическая” психография - или так называемое “автоматическое письмо”. В этих случаях происходит все как бы совершенно вне ведома того, кто пишет. Обычно он в это время в состоянии легкого или глубокого транса, глаза у него закрыты, рука бежит по бумаге с неимоверной быстротой. Пишется все без помарок, излагаемые факты обычно совершенно неизвестны автору, почерк почти всегда не его, и часто меняется от одной психограммы к другой. Нередко написанное бывает изложено на неизвестных психографу языках или диалектах его собственного языка, или на одном из его вариантов, на которых говорили века тому назад...
   Психография в живописи (психопиктография или парапиктография). Так называемое “автоматическое письмо” легко переходит в “автоматическую” живопись (и наоборот). Часто они встречаются вместе в различных сочетаниях. Это картины, изображающие, например, пейзажи планет - Луны, Марса, Юпитера, Венеры. Художник, не обладая специальными знаниями, изображает четкие детали, полностью соотвествующие истинным, природным, подтвержденным специалистами.
    Или, например, европейский художник, не изучавший специально никаких материалов, изображает, очень точно, ландшафты, быт, внешние черты, одежды далеких стран и эпох, факты, моменты определенных исторических событий - т.е. то же, что и в литературной психографии, только средства выражения иные. Такие картины обычно пишутся сразу, без дальнейшей обработки, чаще всего в состоянии, подобном легкому трансу или как при сильном эмоциональном подъеме. Это и есть известное всем “вдохновение”. Руки у художника холодеют, усиливается сердцебиение, он теряет представление о времени...
   Окончив работу, художник (или поэт) успокаивается, напряжение, сопровождавшее неимоверно быстрое создание картины (или стихотворения, поэмы) проходит, он как бы приходит в себя. Например, В.Шарду, известный французский драматург, писал, рисовал “автоматически”. Его рисунки были фантастичны. Считалось, что он изображает пейзажи Юпитера. Его медиумизм описан в известной книге Фламмариона “Таинственная сила психики”, Лондон 1907 и др. Было уже много специальных выставок картин, созданных таким образом.Большую известнгость получили акваредьные портреты М.Беван (Англия), создаваемые за 2-3 минуты на чернорй бумаге форматом 30х40 см. Известна также немецкий психограф–художница Ф.Гентес. Она писала в состоянии полного транса, в полумраке, с невероятной быстротой; картины ее состоят из безчисленного количества разноцветных точек, как у некоторых импрессионистов. Известен психограф-художник Г.Нюслейн, писавший свои картины форматом 75-100 см маслом за 3-4 минуты. Он написал несколько тысяч таких картин, которые интересны еще и тем, что в них проявляются элементы ясновидения или ясночувствования: прочитав стихи или прослушав музыку неизвестных ему авторов, он мог тут же написать пси-портрет поэта или композитора, очень похожий на оригинал. Причем выбирали таких авторов, внешность которых ему никак не могла быть известна...
    Особенно интересен в этом смысле голландский художник-психограф Г.Мансвелд. Он был простым ремесленником и до 45 лет даже не пытался рисовать. В обычном состоянии он не может срисовать даже очень простую картину. В состоянии транса он пишет картины в ясно узнаваемой манере самых различных художников. Исследователь подобных явлений д-р Кренер, тщательно изучивший выставку картин этого художника, утверждает: “Совершенно невозможно поверить, что все эти картины созданы одним человеком, т.к. они производят впечатление, будто написаны по меньшей мере двадцатью различными художниками, которые не имеют ничего общего ни в восприятии, ни в технике, ни в темпераменте, ни в темах, ни в школе, ни в художественной значимости. Мансвелд пишет почти в полном трансе, левой рукой (а вообще он левша); иногда в полной темноте. Его мимика, голос, речь, темперамент меняются в соответствии с тем, какую картину он пишет. Очень характерно следующее явление: во время этих измененных состояний сознания он иногда бегло говорит на совершенно неизвестных ему языках (это явление называется “ксеногласией” или “глоссолалией”) и пишет на этих языках “автоматически”, причем почерк его каждый раз при этом иной”...
   Есть много случаев, когда литературное или научное произведение, написанное психографически, включает портреты, схемы или символические рисунки. Часто встречаются изображения спиралей, кругов, синусоид, яйцевидных форм и т.п. С этих знаков обычно начинается работа психографов. Некоторые художники психографы, как, например, бразильский парапиктограф Антонию Гаспаретти, могли писать две разные картины двумя руками одновременно, и в полной темноте. Исследователь Майерс сделал следующие наблюдения: нередко “автоматическая” живопись представляет смесь причудливых узоров, типа арабесок, орнаментов - с идеографией, т.е. с древними попытками символического самовыражения племен, не имевших еще алфавита. Это как бы переход от прямой символики изображений к - сокращенной идеографии. Майерс часто показывал экспертам странные знаки, полученные путем психографии, и иногда те находили в них сходство с китайскими и другими иероглифами. Нередко психографы изображают абсолютно точные геометрические фигуры, не пользуясь ни линейкой, ни циркулем, и всегда с невероятной быстротой.
   Дар этот совершенно не связан ни с образованием, ни с эрудицией. Некто Фабр, французский кузнец, создал почти абсолютную копию одной из картин Рафаэля, оригинал которой находится в Ватикане и о которой он не имел ни малейшего понятия. Нередко при так называемом “автоматическом” письме появляются цитаты из уникальных книг, к которым нет доступа, или вообще из таких, которых психограф знать не мог. Встречаются отрывки из частной переписки неизвестной никому, кроме ее авторов и адресатов. Почерк можно легко идентифицировать, сверив психографированные тeксты с почерком автора, манеру которого они повторяют.
    Часто происходит анастезия пишущей руки психографа, появляются боли - и не только в руке, но и в позвоночнике. (Интересно, чо такие же боли мы наблюдаем и после перегрузок целительством...). Почерк иногда становится таким мелким, что его можно разобрать только в микроскоп. Запись (или картина) бывают зеркальными - как, например, случалось у известного сенситива К.Фокс, парапиктографа А.Гаспаретто и др., или задом наперед, или вверх ногами (например, если психограмма - или картина - предназначена кому-то из присутствующих, сидящему напротив психографа). Скорость доходит иногда до 2000 слов в час.
                                                                                  /Окончание следует: №3, 2002/

Журнал "Тайноведение" №3,1982. Иерусалим.                                                                

НАЧАЛО                                                                                                                                                                                         ВОЗВРАТ