XLIV
(2) ...Благородство духа доступно всем, для этого все мы
родовиты. Философия никого не отвергает и не выбирает: она светит
каждому.
(3) Сократ не был патрицием, Клеанф носил воду, нанявшись
поливать садик, Платона философия не приняла благородным, а сделала.
Почему же ты не надеешься с ними сравняться? Все они твои предки, если
ты будешь их достоин, а достойным их ты станешь, только убедив себя в
том, что родовитостью ты никому не уступаешь.
(4) За всеми нами одинаковое число поколений, происхожденье всякого
лежит за пределами памяти. Платон говорит: "Нет царя, что не произошел
бы от раба, и нет раба не царского рода". Все перемешала долгая череда
перемен и перевернула вверх дном фортуна.
(5) Кто благороден? Тот, кто имеет природную наклонность к
добродетели. Только на это и надо смотреть! ...Благородны мы не потому,
что наш атрий полон закопченных портретов. Никто не жил ради нашей
славы; что было до нас, то не наше. Благородными делает нас душа,
которая из любого состояния может подняться над фортуной.
6) Вообрази, что ты не римский всадник, а вольноотпущенник; и тогда
ты можешь своими усилиями стать единственным свободным среди
свободнорожденных. - "Каким образом?" - спросишь ты. - Если будешь
определять благо и зло не по мерке толпы. Смотреть нужно не на начало, а
на конец пути... (7) В чем же заблуждаются все люди, когда желают
счастливой жизни? В том, что принимают средства к ней за нее самое и чем
больше к ней стремятся, тем дальше от нее оказываются. Ведь начало и
конец блаженства в жизни - безмятежность и непоколебимая уверенность, а
люди копят причины для тревог и не то что несут, а волокут свой груз по
жизненному пути, полному засад. Так они уходят все дальше от цели и чем
больше тратят труда, тем больше себе мешают и самих себя отбрасывают
вспять. Так бывает с теми, кто торопится пройти через лабиринт: сама
спешка их запутывает.
XLV
(1) Ты жалуешься, что тебе там не хватает книг. Но ведь дело не в том,
чтобы книг было много, а в том, чтоб они были хорошие: от чтенья с
выбором мы получаем пользу, от разнообразного - только удовольствие. Кто
хочет дойти до места, тот выбирает одну дорогу, а не бродит по многим,
потому что это называется не идти, а блуждать.
(4) Но каковы бы они ни были, прочти мои книги, видя в них поиски истины,
которой я не знаю, но ищу упорно. Ведь я никому не отдался во власть,
ничьего имени не принял и, хотя верю суждениям великих людей, признаю
некоторые права и за моими собственными. Сами великие оставили нам не
только открытия, но и много ненайденного. Может быть, они и нашли бы
необходимое, если бы не искали лишнего.
(5) Но много времени отняли у них словесные тонкости и полные ловушек
рассуждения, лишь оттачивающие пустое остроумие. Мы запутываем узлы,
навязывая словам двойной смысл, а потом распутываем их. Неужели так
много у нас свободного времени? Неужели мы уже знаем, как жить, как
умирать? Вот к чему следует направить все мысли. Не в словах, а в делах
нужна зоркость, чтобы не быть обманутым.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Текст приводится по
изданию: Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., Изд-во
"Наука", 1977.
Перевод, подготовка издания С.А.Ошерова. Отв. ред. М.Л.Гаспаров.
Избранные письма к Луцилию впервые были
изданы в СПб., в 1893г. в переводе П.Краснова.
Подборка Геннадия Меша