ВОЗВРАТ                                         

   
  
Декабрь 2009, №12  
 

       Ракурс Истории_____________________      
Вилен Люлечник  
        

      
 ДНЕВНИК ЛЬВОВСКОГО ГЕТТО
                       

 

            Так называется книга воспоминаний раввина Давида Кахане, одного из немногих уцелевших узников львовского гетто. Того самого Кахане (Кагане), которого укрывал в своей резиденции митрополит Андрей Шептицкий. Скажу прямо: дневников подобного рода я не встречал. Именно благодаря им можно представить себе ту ужасную ситуацию, в которой оказались евреи Западной Украины, оккупированной нацистами. Существует такое направление науки, как микроистория. Её основоположником являлась Лаура Тэтчер. Её монография «Слово акушерки» реконструирует историю деревни Новой Англии в 18 веке на основе одного дневника. Ориентация на изучение жизни одного человека с его личными общественными связями может служить моделью для микроистории прошлого любого народа. Так, профессор Индианского университета Дэвид Рэнсел написал историю одной купеческой семьи, основываясь на дневнике главы этой семьи. Книга Кахане является именно таким источником, с помощью которого, со стопроцентной достоверностью, можно воспроизвести, на примере одного региона, страшное время великой Катастрофы еврейского народа. Описанное раввином, не имело аналогов в истории человечества. Издана книга Центром гуманитарных исследований Национального университета «Киево-Могилянская Академия», Центром еврейского просвещения Украины и Института Иудаики Украины. Естественно, в СССР о дневниках Кахане не знали. Впервые их напечатали на английском, а в 2003 году - на украинском языке. Автор посвятил книгу памяти погибших евреев Гримайлова и Львова. О её содержании и пойдет речь. Заранее прошу прощения у читателей за некоторые шероховатости и неточности, так как пришлось переводить её с украинского языка, которым я владею не в совершенстве. А словари не всегда являются в таком случае надёжными помощниками.

                                                        Немного биографии

           Человеком раввин Кахане был весьма необычным. Соответственно, такой была и его биография. Рав Давид сын Шломо Кахане родился 15 марта 1903 года в местечке Гримайлово в Подолии. Семья его была небогатой. Но родители всем стремились дать образование. В 1923 году молодой человек уезжает из городка и начинает работать и учиться одновременно. Он обучался в раввинских семинариях Бреслау (ныне Вроцлав) и Берлина. Окончил Венский университет. Стремился получить не только религиозное, но и светское образование, изучал польский и немецкий языки и литературу, посещал лекции по славистике, семинары по старославянскому языку. Защитил диссертацию на тему: «Иудаизм и евреи в польской литературе ХVIII-ХIХ столетия». Заслужил докторскую степень. Диссертация получила блестящие отзывы даже со стороны юдофобов. В 1929 году Кахане возвращается во Львов, где начал преподавать религию в польских государственных и еврейских частных учебных заведениях. В 1930 году его избрали раввином «прогрессистской» синагоги в центральном еврейском квартале Львова. В этом же году по просьбе Львовской религиозной общины он возглавил Научный институт изучения ТаНаХа. Далее не совсем обычный поворот судьбы. В 1936 году правление Львовской религиозной общины обратилось к военному министерству Польши с просьбой назначить Давида Кахане помощником раввина для польских военнослужащих Львовского гарнизона. После присоединения Западной Украины к СССР, он работал преподавателем польского языка и литературы в школе. Был даже уволен с работы за «неблагонадёжность». Но депортации избежал. По его сведениям, во Львове проживало в то время почти 160 тысяч евреев. Это составляло почти половину населения города. Но затем грянула война. И с 29 на 30 июня немцы ворвались во Львов. О том, что затем произошло, идет речь в книге Кахане. Но об этом ниже. Сам Кахане был спасен митрополитом Шептицким. Его жена с малолетней дочерью тоже пережила оккупацию в монастыре студитов. Автор не скрывал, что некоторое время был в еврейской полиции порядка, с ноября 1941 года - членом Львовского раввината, религиозного отдела Юденрата, помогая, как мог, обездоленным евреям гетто. Из всех - он выжил один. И дождался освобождения. В 1945 году, как польский гражданин, выехал в ПНР. И с 1947г. состоял председателем Совета раввинов Польши, председателем Главного объединения еврейских общин. В 1948-1950г.г. его назначили главным раввином польской армии в чине полковника. Но в 1950 году служители культа из вооружённых сил были уволены. Кахане уезжает на Землю Обетованную. И там был призван в армию. В 1952 до 1967г. он уже генерал, - главный раввин ВВС Израиля. По возрасту, в 1967 году, уволился. Но на покой не ушёл. Принял в 1968г. предложение возглавить раввинат еврейской общины «аж» … в Аргентине. Затем стал и председателем раввинского суда в Буэнос-Айресе. Там служение продолжалось до 1975 года. Иначе говоря, до семидесятидвухлетнего возраста. После чего возвратился опять в Израиль. Стал раввином главной армейской синагоги в Тель-Авиве и членом коллегии по чествованию («вшануванню») праведников народов мира при Институте Яд-Вашем. И вот в 1978 году издал книгу воспоминаний о Львовском гетто. В 1981 году - другую - «После потопа» - о попытках возрождения еврейских общин в Польше. Он прожил большую жизнь. И умер 24 сентября 1997г. Было ему 94 года. Многое повидал раввин на своём веку. Но самое страшное время - это оккупация. Об этом и пойдет речь.

                                                              
«Шоа» во Львове

          В Израиле так называют Холокост. Так же назвал свою книгу украинский автор Евген Наконечный. Поэтому я и вынес название в заголовок. У Кахане, кроме подробного описания акций по истреблению еврейского населения Львова, есть и «Хроника непрерывных акций против львовских евреев в годы существования Львовского гетто». На неё и будем в основном ориентироваться, так как нет возможности в рамках небольшой статьи изложить подробно трагедию львовских евреев. Как уже отмечалось, по данным статистического отдела юденрата во Львове проживало от 150 до 160 тысяч евреев. Первая антиеврейская акция называлась «тюремной». И началась она 2 июля 1941г., через сутки после вступления нацистов в город. Разрыв захоронения расстрелянных НКВД заключенных на территории тюрем, нацисты сообщили, что это сделали евреи. Тысячи несчастных заставили разрывать могилы. А потом их расстреляли. Несколько тысяч евреев были уничтожены в результате этой акции. После «тюремной акции» немцы создали юденрат и еврейскую полицию порядка. Не вдаваясь в подробности деятельности этих организаций, отметим, что все члены юденрата и полицейские, в конце концов, тоже были уничтожены.
           
Вторая акция не заставила себя долго ждать. 15 июля по всему городу были развешаны приказы о введении «нарукавных повязок». Каждый еврей, включая католиков, чьих еврейских предков можно было проследить до третьего поколения, должен был носить на правом рукаве нарукавную повязку со Звездой Давида, нарисованной синей краской на клочке белой ткани. С того момента на каждом еврее должен был быть опознавательный знак. Если такой повязки не было, то расстреливали на месте. 27 июля, в годовщину смерти Петлюры, немцы с помощью местного населения организовали кровавую бойню, в результате которой было убито 5 тысяч евреев, в основном людей интеллектуального труда. В конце 1941 года в Восточной Галиции были созданы концентрационные лагеря, в которых уничтожили сотни тысяч молодых евреев из восточных районов Галиции, из Львова, Тернополя и Станислава (Ивано-Франковска).
            Из многих лагерей наиболее известным был Львовский концентрационный лагерь на улице Яновской. Смерть от голода была обычным явлением. Даже работающий еврей получал в день 70 грамм хлеба и тарелку жидкой похлебки. Там значительную часть времени провел и Кахане. Но он сумел бежать.
          
В октябре 1941 года в городе был создан «еврейский район». Туда и приказали переехать всем евреям. Естественно, все имущество у них было изъято. Но это не всё. Въезд в еврейский район был разрешён только по одной дороге. Там был железнодорожный мост. Эта акция носила название «Акции под мостом». Немецкий блокпост проверял всех, кто направлялся в новый район. И пропускал туда только здоровых. Больных и калек уничтожали самыми разными способами. Результат - 20 тысяч загубленных душ. До сей поры этот мост на улице Полтвянной (ныне ул. Мазепы) львовяне называют «мостом смерти».
            В январе 1942 года, сообщает Кахане, была проведена новая акция, которая получила название «меховой акции». Под угрозой смерти евреи должны были сдать все меховые, теплые вещи и обувь. Многие евреи думали, что лишившись имущества, они спасут хотя бы жизни родных и близких. И действительно, в течение зимы крупных акций не было. Но ненасытный Яновский лагерь продолжал, как и раньше, пожирать свои жертвы. Вот один из случаев, описанных Кахане. Поскольку в лагере десятки людей ежедневно умирали от тифа, комендант лагеря Вилхауз решил провести дезинфекцию. «Происходила она так, - сообщает Кахане. - Все узники должны были раздеться догола и сдать одежду. После этого их выводили во двор, а бараки закрывали. Три дня и три ночи они провели на улице, чтобы пройти «дезинфекцию». Это был июль месяц. Дни стояли жаркие и сухие. Днём солнце нещадно палило, а укрыться в тени негде было. Многие погибли от солнечного удара. Ночью они ложились на голую землю, им не было чем прикрыть свои слабые, опалённые тела». Несколько раз в гетто появлялись гестаповцы на больших грузовиках. Каждый такой визит приносил новое горе и слёзы в еврейские семьи.
      
    В марте 1942 года была проведена «акция переселения» или «мартовская акция». Именно в это время стали распространяться слухи про таинственный лагерь Белзец, из которого никто не возвращался. «Мартовская акция» продолжалась две недели и выпала на еврейскую пасху. Людей, собравшихся на седер, вытаскивали прямо из-за столов и отправляли на место сбора в одну из школ. А потом их грузили в товарные вагоны и вывозили в этот страшный Белзец. Во время этой акции были лишены жизни пятнадцать тысяч евреев. «В Белзеце, - сообщал рав Кахане, - в этой общей могиле евреев Львова Восточной Галиции их ожидали газовые камеры, которые немецкая пропаганда громко рекламировала как бани и помещения для «ингаляций». Известен лишь один человек, которому посчастливилось убежать из Белзеца - еврей из Львова Рубин Редер. Именно от него все узнали про газовые камеры и иное «оборудование» Белзеца».
         
 В середине августа 1942 года началась страшная охота за евреями. Ни одна из предыдущих акций не была столь масштабной. Она продолжалась две недели и унесла жизни шестидесяти тысяч евреев. Евреи пытались сопротивляться. Участились случаи саботажа. Но за этим следовала жестокая кара. После одного такого нападения на гестаповца, нацисты повесили двенадцать еврейских полицейских и председателя юденрата доктора Ландесберга. Их телами немцы «украсили» балкон юденрата на улице Локетка. За этим последовала ноябрьская акция.
             Наступал 1943 год. 5 января этого года на рассвете гетто заполнили усиленные отряды гестаповцев и украинских полицаев. Акция продолжалась до 7 января. Январская акция поглотила жизни пятнадцати тысяч евреев. Перед тем как погрузить их для отправки в концлагерь, немцы раздели всех догола. Напомню: на дворе был январь месяц. И голых людей в товарных вагонах везли на заклание. Немногим удалось спастись. После этого юденрат был распущен, оставшиеся в живых члены совета были расстреляны во главе с его последним председателем д-ром Эберсоном. Гетто преобразовали в концлагерь, назвав его Юлаг. В лагере ежедневно уничтожали оставшихся в живых. Но теперь их уже не отправляли в Белзец, а расстреливали на печально известных «Песках». Так продолжалось до мая 1943 года. В мае немцы уничтожили 7 тысяч узников Яновского лагеря. Это означало, что должны прибыть другие
- из гетто. И 3 июня 1943 года во Львове была осуществлена последняя акция - «акция ликвидации».
            Вся территория гетто пылала. 7000 молодых людей были отправлены в Яновский лагерь. Пожилые люди, дети и женщины были уничтожены. После этого кровавого мероприятия Львов был объявлен «Юденфрай» - «свободным от евреев». В Яновском лагере полная ликвидация узников была осуществлена нацистами 23 ноября 1943 года. «В соответствии с официальной версией, - писал Кахане, - эта операция означала конец существованию евреев в городе. Незначительные остатки еврейского населения прятались в подвалах, на чердаках или, раздобыв «арийские» документы, вели жалкое существование современных маранов».
             Один из тех, кто помогал евреям, отец Теодозий, рассказывал автору воспоминаний о том, что немцы обнаружили убежище на кладбище, в фамильном склепе, где прятались 28 евреев. Всех их немедленно расстреляли. Как уже отмечалось, сам Кахане и его жена с
ребёнком оказались среди тех немногих, кто остался в живых. Их освободила Красная Армия, которая выбила нацистов из города Львова 27 июля 1944 года. Автор воспоминаний сообщает, что большая часть украинской интеллигенции в погромных акциях участия не принимала. Что же касается униатской церкви, которую возглавлял митрополит Андрей Шептицкий, то она сделала многое для спасения евреев. Сам митрополит осудил антиеврейские акции в пастырском послании «Не убий».
        Вообще, отношения между окружением главы церкви и евреями были весьма любопытными.
Раввин Лилиенфельд был близок с семьей Шептицких. Митрополит и многие из служителей церкви владели ивритом. Ещё до войны, накануне праздника Песах, по его указанию бедным евреям из различных общин Галиции оказывали помощь, чтобы они могли купить муку для выпечки мацы. Сам митрополит начал изучать иврит ещё в духовной семинарии. Он писал свои послания еврейским общинам на иврите и придавал особое значение тому факту, что пожертвования бедным на Пейсах всегда были доброй традицией в
диаспоре. К сожалению, голос пастыря основной массой населения не был услышан. Вот что пишет по этому поводу Кахане: «Если не брать во внимание кучку знатных людей, христианские жители города с энтузиазмом участвовали в позорных операциях охоты на евреев, которые проводились немцами. Ежедневно в местные отделения гестапо приходили сообщения о тех, кто прятался, а в лесах и сельской местности украинцы просто организовывали рейды по поиску евреев… В своих воспоминаниях я подробно описал события того времени. Я был их очевидцем и вёл активную работу в общественной жизни гетто. Я был узником нескольких лагерей, не считая Яновского, и прошёл через ад немецкого концентрационного лагеря. После ликвидации гетто, во время своего пребывания в библиотеке митрополита Шептицкого, где мне предоставили убежище, я мог наблюдать и даже определить разные аспекты отношений христианского населения города к евреям».
          
Все эти рассуждения подтверждаются приведёнными в книге фактами. И никуда от этого не уйти. Вот какие вещи нам поведал рав Кахане. Само издание этой книги в Украине можно рассматривать как одну из форм покаяния за содеянное. И следует поблагодарить Жанну Ковбу, которая сделала чрезвычайно много для того, чтобы эта книга памяти была издана.          
                                                                                                          © В.Люлечник 

НАЧАЛО                                                                                                                                                     ВОЗВРАТ
 
              Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделе "История"