ВОЗВРАТ                                             

 
      
Февраль 2009, №     

 
 
Хроники Старого Света_________        
Лев Борщевский        
 
 
                                

                                «Я - их волшебная сказка»
 

               «Ничто не имеет значения, кроме тебя, моя драгоценная», - повторил Конрад и начал целовать ее страстно, неистово...
                «Я люблю… тебя».
               Никакими другими словами Камала была не в состоянии выразить  восхищение и радость, которые заставили ее тело трепетать сильно, в унисон ее чувствам.
                «Я люблю… тебя», - прошептала она вновь.
                «Ты моя! Моя! - произнес Конрад  хрипло.
              
 И его рот  повелительно, страстно, требовательно прильнул к ее губам, вознося ее в рай во славу их любви»...

                Так заканчиватся роман «Прогулка в рай». Подобные пассажи можно встретить  в любой книге Барбары Картланд, когда она пишет о любви, а она редко пишет о чем-либо другом.
                Книг этих  невероятное количество: Картленд, автор более чем 400 бестселлеров, по плодовитости - чемпион всех времен и народов.  В 1983 году, который был особенно урожайным для писательницы (26 новых романов), ее имя было занесено в Книгу Рекордов Гиннеса. Тиражи
- сотни миллионов экземпляров. Правда, в энциклопедиях и трудах по современной литературе Картленд упоминают нечасто. Похоже, литературоведы не воспринимают ее всерьез, исходя из того, что это «ширпотреб», сентиментальное чтиво.
Однако все же стоит задуматься над «феноменом» Картленд. Ее любовные романы  романтичны и чувственны. И в то же самое время целомудренны. И этим она объясняет симпатии своих многочисленных поклонников.
              «Я никогда не описываю половой акт. Это скучно, - настаивает Картлэнд
. - Мои читатели задаются вопросом, нормальны ли они, если не занимаются  сексом, раскачиваясь вниз головой на люстрах. Я - их прибежище, их волшебная сказка. Я даю им блеск, и красивые наряды, и чудесных, заботливых мужчин, по которым они истосковались».
              В жизни самой Барбары Картленд  было достаточно «блеска и красивых нарядов». На фотографии мы видим голубоглазую, утонченную, изящную даму с платиновыми волосами, в белой меховой накидке, в сверкающих драгоценностях. Типичная женщина из высшего общества. Что в самом деле соответствует ее происхождению. Она по отцу - наследница  герцогов Гамильтонов, по матери - продолжательница старинного саксонского рода Скобеллов. Картленд написала о ней книгу «Полли. Моя чудесная мать». В своем творчестве она вообще не обходила вниманием родственников.  Например, брата Рональда, который был членом парламента от партии тори и погиб под Дюнкерком во время Второй мировой войны, так же, как и второй брат Тони. Рональд, «великий мечтатель», по словам Барбары, оказал на нее огромное влияние, и она увековечила его память биографической книгой «Роналд Картленд» с предисловием Уинстона Черчилля.
              Дочь герцога  в школу не ходила. Она получила прекрасное домашнее образование. И, как вспоминает  в автобиографической  книге «Мы танцевали всю ночь», читала запоем, по три романа в день, в основном таких же авторов, каким она стала сама,  то есть уводящих читателей в мир грез и идеальных героев.
            
В 1922 году Барбара  начала вести колонку светских  сплетен в  лондонской «Дейли Экпресс». Вскоре на нее обратил внимание известный газетный магнат лорд Бивербрук. Он пригласил ее к себе и сказал, что ему нравится, как она пишет. По воспоминаниям Картленд, лорд многому ее научил: «Мои книги читабельны благодаря журналистскому опыту».  Она без ложной скромности цитирует историка сэра Артура Брайанта, который считает ее «очень хорошим писателем, потому что она не употребляет  лишних слов».
              «Это и есть журнализм», - поясняет Картленд.

             Она права. Будь ее сентиментальные, сладковатые романы более многословными,
их скорее всего невозможно бы было читать.
             Картленд дебютировала как романистка в 1925 году. Ее первая книга  называлась не слишком  эстетично 
- «Ажурная пила». Несколько последующих как бы продолжали этот «древесный» мотив: «Опилки», «Если дерево спасено».  В дальнейшем названия  более откровенно отражают суть повествования - «В поисках любви», «Ключ к счастью», «Дуэль сердец», дальше еще горячее - «Рабы любви»,
 «Огонь любви» «Знак любви», «Беглец от любви», «Страсть и цветок», «Влюбленный призрак» и так далее.

  Первые две-три книги Картленд написала собственноручно. Потом начала надиктовывать. «Литературная фабрика» заработала на полную мощность. Порой ежемесячно на книжный рынок «выбрасывалось» две-три новинки.
               В Соединенных Штатах ее публикуют с 1937 года. Первы
й же роман «В поисках любви» был встречен благосклонно. Один критик отмечал, что это «легкий вариант популярной романтической литературы, однако с уклоном в решение моральных проблем». В чем в данном случае заключалась моральная проблема? Жена чувствует себя брошенной, потому что ее супруг, исследователь, уехал по делам в Тибет. Чтобы   утолить душевную печаль, героиня отправляется в круиз в компании поклонника. Как говорится, «нам бы ваши заботы»…
   С годами  «заботы» Картленд  не  менялись. Бестселлер 1976 года «Страсти в песках» повествует о том, как английская девушка из высшего общества удирает от помолвки с немолодым аристократом в Северную Африку, намереваясь присоединиться к своему кузену, искателю  приключений. По пути она влюбляется  в  дерзкого шейха, который, как выясняется, вовсе и не шейх, а испанский герцог и стало быть, по положению ровня беглянке и вполне подходящий кандидат в мужья. История заканчивается, как и подобает: счастливая героиня замирает в объятиях шейха-герцога.
             В действительности у Барбары  выпущено гораздо больше книг, чем может показаться, потому что некоторые из них опубликованы под менее известным  именем Мак Коркодейл, которое она приняла  после замужества. (Кстати, ее дочь от первого брака впоследствии стала мачехой принцессы Дианы, графини Спенсер)  Жанровая разносторонность Картленд поразительна: любовные романы, историческая проза (она же чаще всего и любовная), пьесы, статьи, книги о  питании и здоровье, мемуары, телепередачи.
            Однажды она даже попробовала себя в вокале, записав  в сопровождении Королевского филармонического оркестра «Альбом песен о любви».
             Образ жизни Картленд соответствовал ее положению великосветской гранд-дамы: 
огромное поместье в Хертфордшире, особняк из двадцати семи комнат, «Роллс-Ройс» с шофером, повар, слуги, дворецкий, десяток секретарей и машинисток, которым их хозяйка  в самые свои плодотворные годы каждый день диктовала по два часа, сидя в библиотеке на софе, с грелкой у ног, в компании любимого пекинеза Таи-Таи.
              Писательница, дожившая почти до ста лет (о
на умерла в 2000-м), всегда очень  серьезно относилась к своему здоровью. Она принимала в день несколько дюжин  витаминных таблеток и различных диетических добавок. Свои изыскания  в этой области и оригинальные рецепты, например, смесь жень-шеня  с витамином В-15, она пропагандировала в печати.
            По ее мнению, один из симптомов нездоровья - повышенный интерес к порнографии. Своим литературным успехом, как она считает, она во многом обязана тому отрезвлению, которое наступило в западном обществе после эйфории «сексуальной революции».
             В автобиографической книге «Я ищу радугу»  Картленд  пишет, что в то время, когда  в Швеции и Дании начал угасать интерес к порнографии и появились первые признаки «романтического бума», ее романы сразу же заполнили вакуум.
             В интервью газете «Лондон Таймс» в апреле 1977 года писательница цитирует Уолта Диснея: «Каждый раз,  когда они делают  порнографический фильм, я делаю деньги». И добавляет: «Я убеждена, что каждый раз, когда женщины смотрят вульгарную, грязную, деградирующую порнографию, они бегут покупать Барбару  Картленд»
.
           
Легко вопринимать  ее сочинения  иронически и видеть  в британской аристократке некий аналог чеховской героини Веры Иосифовны Туркиной из губернского города С., которая строчила бесконечные  романы о том, чего не бывает в жизни, и начинала их фразами, вроде: «Мороз крепчал».  Однако не забывайте о миллионах людей, которые не замечают этой убийственной банальности или пренебрегают ею ради чего-то иного, для них более важного и, забывая обо все на свете, смотрят  мыльные оперы и слезливые мексиканские сериалы. И разве нет доли истины в словах Барбары Картленд: «Все женщины жаждут красоты, и это одна из причин, почему мои  книги находят такой исключительный прием»?
                                                                                              
        © Л.Борщевский

                 Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделах                                                    "Хроники Старого Света" и "Открытие Америки"
НАЧАЛО                                                                                                        ВОЗВРАТ