ВОЗВРАТ                         

 
Октябрь 2007, №10 
 

          В лаборатории писателя

                                О труде писателя

                                      /фрагменты переписки/

 

  Гюстав Флобер  1821-1880

ЭРНЕСТУ ШЕВАЛЬЕ. РУАН, 23 ФЕВРАЛЯ 1842
Надо приучаться смотреть на окружающих как на книги. Разумный человек их изучает, сопоставляет и из всего этого делает полезное для себя обобщение. Мир - всего лишь клавесин для истинного художника, в его власти извлекать звуки, либо повергающие в восторг, либо леденящие ужасом. Надобно изучать и хорошее общество, и дурное. Истина есть во всем. Постараемся же понять все и ничего не осуждать. Вот способ многое узнать и сохранять спокойствие; а быть спокойным - немалое благо, это почти быть счастливым.

АЛЬФРЕДУ ЛЕПУАТВЕНУ. МИЛАН. 13 МАЯ 1845
Думай, трудись, пиши, засучи повыше, до плеч, рукава и обтесывай свой мрамор, как добрый работник, который даже не оборачивается и с улыбкой, в поте лица, исполняет свой урок. Путешествия хороши во второй половине жизни художника, но в первой лучше выложить все, что у тебя есть поистине своего, неповторимого, индивидуального.
...Единственное средство не быть несчастным - замкнуться в Искусстве, все прочее почитать за ничто; гордость, когда она опирается на широкое основание, все заменяет.


АЛЬФРЕДУ ЛЕПУАТВЕНУ. ЖЕНЕВА, 26 МАЯ 1845
Я привлекаю сумасшедших и животных. Может, они догадываются, что я их понимаю, что я проникаю в их мир?


ЛУИЗЕ КОЛЕ. КРУАССЕ, 17 СЕНТЯБРЯ 1846
...В пятнадцать лет у меня, несомненно, было больше воображения, чем теперь. По мере того как становлюсь старше, я утрачиваю во вдохновении, в оригинальности столько же, сколько, быть может, приобретаю по части критики и вкуса. Боюсь, приду к тому, что уже не осмелюсь написать ни строчки. Страсть к совершенству побуждает ненавидеть даже то, что к нему приближается.


ЛУИЗЕ КОЛЕ. КРУАССЕ, 18 СЕНТЯБРЯ 1846

Нет прекрасных мыслей без прекрасных форм и наоборот. В мире Искусства Красота излучается из формы, как в нашем земном мире от формы исходит соблазн, любовь. Подобно тому, как невозможно изъять из физического тела составляющие его качества, то есть цвет, протяженность, плотность, не превратив его в пустую абстракцию, короче, не уничтожив его, точно так же нельзя отнять форму у Идеи, ибо Идея существует лишь благодаря своей форме. Представь себе идею, лишенную формы, - это столь же невозможно, как представить себе форму, не выражающую некую идею. Это просто набор нелепостей, которыми кормится критика. Людям, пишущим хорошим стилем, ставят в укор, что они пренебрегают Идеей, нравственной целью; словно цель врача не в том, чтобы лечить, цель художника не в том, чтобы писать, цель соловья не в том, чтобы петь, словно цель Искусства не Прекрасное прежде всего!


ЛУИЗЕ КОЛЕ. КРУАССЕ, 22 СЕНТЯБРЯ 1846
Возможно, ты права, говоря мне, что от чрезмерного чтения гаснет воображение, индивидуальное начало, а в конечном счете лишь оно имеет какую-то ценность.


ЛУИЗЕ КОЛЕ. КРУАССЕ, 27 СЕНТЯБРЯ 1846
Когда читаю Шекспира, я становлюсь выше, умнее, чище. Дойдя до вершины какого-нибудь его творения, я чувствую себя как на высокой горе: все исчезает, и все является взору. Ты уже не человек, ты око; возникают новые горизонты, перспектива расширяется до бесконечности, ты забываешь, что сам жил в этих едва различимых хижинах, что пил из всех этих рек, кажущихся теперь меньше ручейков, наконец, что ты суетился в этом муравейнике и составлял его часть. Однажды, в минуту счастливой гордости (мне так хотелось бы ощутить ее вновь!), я написал фразу, которая будет тебе понятна. Я писал о радости, доставляемой чтением великих поэтов: "Мне иногда казалось, что восторг, ими вызываемый, делает меня им равным, возвышает до них".


ЛУИЗЕ КОЛЕ. КРУАССЕ, 30 СЕНТЯБРЯ 1846
Когда размышляю о своих планах, с одной стороны, и об Искусстве, с другой, я восклицаю, подобно бретонским морякам: "Бог мой, как велико море и как мала моя лодка!".


ЛУИЗЕ КОЛЕ. КРУАССЕ, 4 ОКТЯБРЯ 1846
...И потом, воображение, я думаю, - это способность, которую скорее надо сжимать, дабы придать ей силу, чем расширять, дабы она обрела протяженность. Мои мысли - золотые блестки, легкие, как соломинки, летучие, как пыль; их надо класть под пресс, а не вальцевать на прокатном стане.


ЛУИЗЕ КОЛЕ. КРУАССЕ, 14 ОКТЯБРЯ 1846
Тысячи прекрасных мест, а произведения нет. Сжимай свой слог, делай из него ткань, гибкую, как шелк, и прочную, как кольчуга.
...Читать критику - время терять. Ручаюсь, я всегда смогу доказать, что, с тех пор как существует критика, у нее не было ни одной удачи, что от нее никакой пользы, только докучает авторам и оглупляет публику, и, наконец, что критикой занимаются тогда, когда неспособны творить Искусство, - как становится шпионом тот, кто не может стать солдатом.


ЛУИЗЕ КОЛЕ. КРУАССЕ, 16 ОКТЯБРЯ 1846
Есть два рода поэтов. Самые великие, редкие, истинные мастера - выражают суть человечества; не думая ни о себе, ни о своих страстях, отбрасывая прочь собственную личность, чтобы погрузиться в личность других, они воспроизводят Вселенную, и она отражается в их творениях, сверкающая, разнообразная, многоликая, как небосвод, что глядится в море со всеми своими звездами и лазурью. Есть другие, которым достаточно издать стон, чтобы звучала гармония, заплакать, чтобы растрогать, говорить о себе, чтобы обрести бессмертие. Возможно, говори они о чем-то другом, им бы далеко не уйти; но, при недостаточной широте, они наделены пылом и вдохновением, и, родись они с другим темпераментом, у них, быть может, не оказалось бы таланта. Из этой породы был Байрон; Шекспир - из первой. В самом деле, кто мне скажет, что Шекспир любил, что ненавидел, что чувствовал? Это колосс, наводящий ужас; с трудом верится, что это был человек.


ЛУИЗЕ КОЛЕ. РУАН, И ДЕКАБРЯ 1846
Когда повнимательней приглядишься к жизни, видишь, что и кедры бывают небольшими и тростники - высокими. Однако мне неприятно стремление некоторых людей снижать высокие порывы и затушевывать чувства, выходящие за пределы заурядного.


ЛУИЗЕ КОЛЕ. РУАН, 13 ДЕКАБРЯ 1846

Надо остерегаться всего, что похоже на вдохновение, - часто это лишь усилие воли или искусственная, а не пришедшая сама по себе экзальтация. Вдобавок, жить в состоянии вдохновения нельзя. Пегас чаще идет шагом, чем скачет галопом. Талант состоит в том, чтобы пускать его нужным тебе аллюром. Но не будем ради этого форсировать его возможности, как говорят наездники. Надо читать, много размышлять, постоянно думать о стиле, а писать как можно меньше, единственно, чтобы унять раздражение, вызываемое Идеей, которая ищет воплотиться и ворочается в нас до тех пор, пока не найдем точную, соответственную, адекватную ей форму. Заметь, что терпение и неиссякающая энергия создают прекрасные вещи. ...Умеряй порывы духа, уже доставившие тебе столько страданий. Лихорадка лишает разума; у гнева нет силы, это колосс с дрожащими коленями, он ранит себя еще сильнее, чем других.

ЛУИЗЕ КОЛЕ. БЕЗ ДАТЫ
Тружусь сколько есть сил, но не очень-то продвигаюсь. Чтобы как следует разбираться в чем-либо, надо было бы жить двести лет.

ЭРНЕСТУ ШЕВАЛЬЕ. СЕН-МАЛО, 13 ИЮЛЯ 1847
...И потом, море, море, простор, поля, свобода, я разумею настоящую свободу. когда волен говорить, что хочешь, волен думать вслух вместе с другом, волен шагать наугад, и пусть себе время проходит где-то там позади, ты думаешь о нем не больше, чем об улетающем дымке своей трубки.


ЛУИЗЕ КОЛЕ. ЛА БУЙ, 26 АВГУСТА 1847
Я пишу для себя, для себя одного, как курю или сплю. Это почти животное отправление, настолько оно лично и интимно.
Когда что-то пишу, я не стремлюсь ни к чему иному, кроме воплощения Идеи, и мне даже кажется, что, будь мое произведение опубликовано, оно утратило бы весь свой смысл. Есть животные, обитающие в земле, есть растения, до которых нельзя добраться и о которых никто не знает. Быть может, существуют также умы, созданные, чтобы жить в глухих углах. Для чего они нужны? А ни для чего! Не из их ли я рода?

ЛУИЗЕ КОЛЕ. КРУАССЕ, БЕЗ ДАТЫ
...Верю в вечность только одной вещи, в вечность иллюзии, она-то и есть истинная правда. Все остальные правды - относительны.

 

ЖЮЛЮ КЛОКЕ. КАИР, 15 ЯНВАРЯ 1850
Если смотришь на окружающее с некоторым вниманием, куда больше обретаешь вновь, нежели видишь впервые. Тысячи понятий, таившихся у тебя в зародыше, вырастают и уточняются, подобно ожившему воспоминанию. Так, едва высадившись в Александрии, я увидел перед собой живую анатомию египетских скульптур: приподнятые плечи, удлиненный торс, худые ноги и т.д.

                                                                          Подготовил Г.Меш
Источник:
Гюстав Флобер
О литературе, искусстве, писательском труде
Письма. Статьи
В 2 томах, т.1

Пер. с фр. под ред. А.Андрес
Художественная литература, 1984

                                                 НАЧАЛО                                                                                                       ВОЗВРАТ