ВОЗВРАТ                                         

   
  
Июль 2007, №7     

       Ракурс Истории_____________________                              Вилен Люлечник      
   

                                       Евреи - поданные Российской империи
                                          
 (Размышления о книге Всеволода Вихновича)               
                                                                2000 лет вместе: евреи России

 

          В предыдущей статье /см. РГ 4 2007г./ были приведены результаты исследований Вихновича, свидетельствующие о том, что евреи были коренными жителями Руси-России, а иудаизм - весьма распространенной религией среди славянского и иного населения этих территорий. На протяжении многих веков существования Российского государства отношение властей к евреям складывалось по-разному. Но особенность исследования названного автора состоит в том, что он, как Буровский, Костырченко и немногие другие, рассмотрел проблемы взаимоотношений между российскими властями и подданными еврейского происхождения во всей их полноте и в разные периоды истории, показав позитивные и негативные моменты этого весьма сложного процесса. Естественно, при этом рушатся мифы, используемые некоторыми недобросовестными авторами, которые весьма своеобразно описывают положение еврейского населения в Российской империи и в Советском Союзе. Вихнович многие из этих мифов развеял, рассказав о подлинных событиях, имевших место в истории российского еврейства. Впрочем, обратимся опять к столь неординарному исследованию.

                                  Евреи становятся поданными российской империи

           Переход евреев под власть Российской короны был прият ими с радостью и надеждой. И это было объяснимо и надежды в какой-то мере оправдались. Вполне справедливо Вихнович отмечает, что после включения основной части территории Польского королевства в состав Российской империи в конце ХIХ века положение евреев изменилось. Из лиц без гражданства, которым лично покровительствовали короли, они превратились в граждан государства, хотя и с весьма урезанными правами. Впрочем, в царской России бесправным было большинство населения страны. В собственно польских областях правительство империи, несмотря на общую антиеврейскую, точнее антииудейскую, политику, не стремилось поддерживать борьбу польского мещанства и буржуазии, а также католической церкви против евреев. Более того, в его интересах было сохранение экономической активности евреев. В официальном обращении властей в связи с этим говорилось: «…само собой разумеется, что и еврейские общества, жительствующие в присоединенных к империи Российской городах и землях, будут оставлены и  сохранены при всех тех свободах, которыми они ныне в рассуждении закона и имущества своих пользуются, ибо человеколюбие её императорского величества не позволяет их одних исключать из общей всем милости и будущего благосостояния под благосклонною ее державою, доколе они с своей стороны, с надлежащим повиновением яко верноподданные жить и в настоящих торгах и промыслах по званиям своим обращаться будут» Вихнович отмечает и тот факт, что Екатерина Великая неофициально разрешила евреям приезжать по делам в Россию и даже в Санкт-Петербург. Более того, евреев, имевших прозрачный псевдоним «новороссийских купцов», её правительство поощряло поселяться в только что присоединенной Новороссии, в том числе незадолго до этого основанной Одессе, где уже в 1794 году они составляли 10% населения. Было и не только это. «Наряду с потверждением кагальной системы, - пишет Вихнович, - евреям было разрешено вместе с христианами записываться в купеческое или мещанское сословие. Тем самым евреи выводились из-под юридической и финасово- фискальной власти кагала, включались в общегражданскую жизнь, приобретали право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Такие выборы и состоялись в 1783 году в Белоруссии. При этом императрица, во избежании всяких сомнений, указала белорусскому губернатору, что «если евреи, в купечество записавшиеся», выбраны будут на какие-либо должности, то «не могут они удержаны быть от вступления в действительное возложенных на них должностей отправление». Вот «документик», который привел цитируемый мною автор, и который упорно не хотят замечать некоторые авторы. Но дальше - большей Вихнович прямо заявляет, что по понятиям того времени, причисление к купечеству и мещанству означало признание евреев равноправными в сословном отношении гражданами государства, а предоставление им права избирать и быть избранными. было вообще исключительным явлением в Европе в то время. «По точному определению американского историка Р.Пайпса, - отмечает автор работы, - тогда для христианского, особенно католического окружения «участие евреев в выборах было не менее отвратительным, чем негр, ставший избирателем после Гражданской войны между Севером и Югом в США… На основании этого указания 21 января 1786 года было разработано соответствующее решение Сената. Как справедливо замечает Пайпс, фактически оно на 5 лет предвосхитило Декларацию французского Учредительного собрания о предоставлении евреям гражданского равноправия…». Вот так. А ведь об этом многие просто «стыдливо» умалчивают. Но затем было и иное.

                                                Черта оседлости и прочее и прочее...

           После французской революции, воздействия на народ которой в России опасались, усилилось влияние прежних реакционных тенденций. «23 июня 1794 года, - пишет Вихнович, - был обнародован Указ, более чем на столетие определивший судьбу российского еврейства. Он определил черту оседлости, потвердив отведенные для этого прежде территории, открытые для проживания лиц иудейского вероисповедания, и учредив новые: три украинских - Киевскую, Черниговскую, Новгород-Северскую и затем две литовских губернии…». Кроме того, евреи-купцы должны были платить двойную по сравнению с христианами подать. От этих ограничений были освобождены только караимы. Все это было. И тем не менее нельзя не согласиться с Вихновичем, который отмечает, что именно при Екатерине произошло начало включения, точнее возвращения еврейского мира в общероссийскую жизнь.. В декабре 1804 император Александр I подписал разработанное Комитетом «Положение об устройстве евреев» Новый акт, хотя и потвердил существующую в 13 западных губерниях черту оседлости, все же расширил её границы, добавив к ней Астраханскую и Кавказскую губернии. Для поощрения предпринимательства отменялась двойная подать с евреев - фабрикантов, ремесленников и земледельцев. Разрешалось приезжать во внутренние губернии России по делам купцам, ремесленникам, фабрикантам и художникам с семьями. Хотя для этого требовалось получение специальных паспортов, все же разрешение послужило началом формирования еврейских общин в столицах империи и других собственно русских городах. Мало того, тот же император запретил обвинять евреев в ритуальных убийствах. Но доносы об этом продолжали поступать. И как это ни странно, фабриковали их даже евреи. Вихнович приводит фамилии двух типов, пытавшихся нажить на этом политический капитал. Один из них крещенный еврей Я.Брафман, опубликовавший в 1869 году «Книгу кагала», и другой выкрест И.Лютостанский, в 1871 году издавший книгу, в которой обвинял своих соплеменников в употреблении христианской крови. Хотя против такого обвинения выступала ученые, православные священнослужители, они все-таки имели распространение в определенных кругах русского общества. В России не был установлен какой-либо ценз (имущественный или возрастной) для вступления евреев в брак, что выгодно отличалось от регламента, действовавшего в соседней Пруссии. Надо добавить, что в немецких землях еще долго сохранялся страшный закон о строгом ограничении числа еврейских браков. В 1835 году специальным положением были окончательно определены границы черты оседлости, просуществовавшие до Первой мировой войны. В неё были включены Гродненская, Виленская, Волынская, Минская, Екатеринославская, Киевская (без города Киев), Херсонская (без Николаева), Таврическая (без Севастополя), Могилевская и Витебская (за исключением сельских районов), Черниговская и Полтавские губернии (за исключением казачьих поселений), Бессарабия. В черту оседлости входили еврейские общины Курляндии (Прибалтика - В.Л.) и Риги. Положение о черте оседлости не оставалось неизменным. Многие видные государственные деятели призывали к ее отмене. Но правительство соглашалось лишь на внесение в него некоторых изменений. Так, в 1859-1879 гг. «права жительства» вне черты оседлости получили богатые купцы, все лица с высшим образованием, ремесленники, провизоры, фельдшера, а также солдаты, отслужившие срок службы по прежним николаевским рекрутским наборам». Это способствовало, - отмечает Вихнович, - дальнейшему увеличению числа еврейских общин внутри России, включая Сибирь. Возникли целые династии преуспевающих промышленников и банкиров еврейского происхождения - бароны Гинзбурги, железнодорожные магнаты Поляковы, сахарозаводчики Бродские… Под влиянием столь благоприятных перемен резко усилилось движение еврейской молодежи в гимназии и университеты. Если в 1853 году в гимназиях училось только 159 человек, то к 1886 году во всех учебных заведениях России обучалось 35 тысяч евреев-учащихся. В Новороссийском университете в Одессе, например, в том же году процент студентов-евреев достигал 30% на медицинском факультете и 41% - на юридическом. Дискриминационная процентная норма появится позже. А до этого, в 1804 году детям евреев разрешалось обучаться наряду с другими детьми во всех российских училищах, гимназиях, университетах. При этом им гарантировалась свобода вероисповедания. Однако, опять-таки отмечает Вихнович, этим правом религиозное еврейское население не желало воспользоваться десятки лет. И первый еврей, Лев Мандельштам, поступил в Московский университет только в 1840 году. Но после убийства Александра II народовольцами по 150 городам и местечкам черты оседлости прокатилась волна еврейских погромов, а в правительственных кругах возобладал реакционный курс во всех сферах общественной жизни, в том числе и в еврейском вопросе. При этом следует подчеркнуть, вопреки распространяемым слухам, причастность русского правительства е организации погромов не доказана ни одним исследователем. И тем не менее еврейские общины появлялись во все новых и новых городах Датой возникновения таковой в Санкт- Петербурге датируется 13 марта 1802 года, когда на Волковом кладбище ей был отведен отдельный участок. Но при Александре III ситуация стала весьма сложной. Его правительство исходило из того, что евреи сами виноваты в погромах, и утвердило 3 мая 1882 года так называемые «Временные правила», возлагавшие на евреев новые ограничения, самыми болезненными из которых были запрещение евреям селиться вне городов и местечек черты оседлости, покупать недвижимое имущество или арендовать земли в деревнях и селениях. «В свете сказанного неудивительно, что общее положение основной массы еврейского населения было к началу ХХ века весьма удручающим. Согласно переписи населения империи 1897г. оно составляло 5.215.800 человек, что составляло около 4% населения страны или примерно половину евреев мира. В отношении евреев действовало около полутысячи параграфов, правил, циркуляров, разъяснений, каждый из которых содержал какие-то ограничения. Евреям, точнее лицам иудейского вероисповедания, несмотря на обязанность поставлять рекрутов в армию, запрещалось состоять на государственной службе, участвовать в земском и городском самоуправлении, быть присяжными заседателями. Отметим, что около 94% еврейского населения не имели права повсеместного проживания на территории империи…», - сообщает Вихнович. А это приводило, по его же данным, к чрезвычайной скученности еврейского населения. Процент евреев в общем городском населении составлял: в Бердичеве - 79,8% ; Вильно - 41; Белостоке - 64; Одессе - 34,4; Кишиневе - 46, 3; Лодзи - 33, 2; Киеве - 12, 9; Екатеринославе (Днепропетровск) - 36, 8; Варшаве - 33, что составляло 219 тыс. «Только в Нью-Йорке евреев проживало больше 672 тыс. (1904) Для сравнения стоит указать, что в Петербурге, - отмечает Вихнович, еврейская община насчитывала 20 тысяч человек, получивших «право повсместного проживания». Занятия евреев распределялись следующим образом:
     - сельское хозяйство - 0,7%
     - ремесло и извоз - 42,6%
     - рабочие на фабриках и заводах - 3, 2%;
     - чернорабочих - 7,3%;
     - торговля - 38,7.
          «Столь непомерная доля еврейского населения, занятого торговлей, отражает уродливые социальные условия проживания евреев в черте», - справедливо отмечает цитируемый автор Часть еврейского населения, причем беднейшая, выбрала путь бегства из России. Однако, хотя это привело к тому, что из страны эмигрировало (прежде всего в США) - до 1914 года - в общей сложности около 2 миллионов человек, все же это было меньше, чем естественный прирост, и численность еврейского населения увеличилась по сравнению с 1897 годом. Ситуация абсолютно тождественна нынешней. Почти такое же количество евреев выехало из бывшего СССР в Израиль, США и другие страны, а численность еврейского населения России нисколько не уменьшилась, даже, как говорят, совсем наоборот. Еврейская верхушка из России не выезжала. Ей удавалось добиться успеха в конкурентной борьбе, что создавало иллюзию богатства еврейского общества. В середине 80-х г.г. ХIХ столетия евреи составляли:
         - 18,4% купцов 1 и 2-й гильдий в России;
        - в черте оседлости - 40% купцов 1-й гильдии и 56% 2-й гильдии. Для этой части «лиц иудейского вероисповедания» ограничений практически не было, но это не могло радикально изменить положение основной массы их единоверцев. И тем не менее в еврейской среде происходили изменения, свидетельствующие о том, что на территории России формируется некая новая историческая общность, которая вскоре получит название «Русские евреи». И Вихневич приводит массу интереснейших данных, примеров, иллюстрирующих этот процесс. Но об этом в следующей части рецензии.

                                                                                                         ©В.Люлечник
НАЧАЛО                                                                                                                                                                                        ВОЗВРАТ

                           Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделе "История"