ВОЗВРАТ                                         

  
Май 2007, №5     

Открытие Америки_____________________   
Лев Борщевский     

"Канат дьявола"                                       

 

          Колючая проволока - сплетенные металлические нити с шипами через равные интервалы - изначально была придумана для сугубо утилитарных, бытовых нужд. И может быть, мы бы сегодня не углублялись в историю столь прозаического предмета, если бы в ХХ веке ему не выпала столь уникальная роль - стать символом несвободы, мрачной эмблемой, напоминающей о концлагерях и гетто, о жертвах тоталитарных режимов и о военных операциях в ходе двух мировых войн.
            А начиналось все с мирных сельских забот. Когда в Америке осваивались новые земли на территориях равнинных штатов, фермерам нужно было разграничивать участки, оберегать посевы и скот. Колючая проволока как нельзя лучше отвечала таким запросам.
           Правда, родина ее - не Штаты, а Франция. Год рождения - 1860. Но французы придумали однорядную «колючку». Семь лет спустя новинка пересекла океан и вызвала большой интерес у скотоводов Канзаса и Оклахомы.
           Предприимчивые местные умельцы с энтузиазмом принялись разрабатывать идею дальше. Имя Джозефа Глиддена наиболее известно потомкам. Но самом деле он был не первым. Первый патент на проволоку, сплетенную из двух нитей, взял в 1868 году кузнец Майкл Келли. Генри Роуз усовершенствовал ее и представил свою версию на ярмарке, которая проходила в 1873 году в Декалбе, штат Индиана. Именно этому городу было суждено в дальнейшем стать центром новой отрасли. Несколько посетителей ярмарки, в числе которых был и Глидден, внимательно изучили выставочные образцы и занялись разработкой промышленных методов. Вот тут-то Джозеф Глидден опередил конкурентов. 24 ноября 1874 года он запатентовал производство колючей проволоки в том виде, в каком мы ее знаем сегодня. Его приоритет был отнюдь не бесспорным, и бизнесмен в течение нескольких лет отстаивал его в судах. Впрочем, это весьма заурядная ситуация в изобретательской среде.
            Тяжбы не помешали Глиддену быстро продвигать свое детище на рынок. В 1875 году он открыл небольшую фабрику в Декалбе и назвал ее Barbed Fence Company. «Шипованные ограды» пользовались таким бешеным успехом, что владельцу предприятия пришлось срочно оснащать его новым мощным оборудованием. Глидден не очень долго оставался в этом бизнесе и вскоре продал фабрику новым хозяевам, но как говорится, «процесс пошел», и остановить его уже было невозможно. Предприятие в Декалбе непрерывно расширялось, и всего лишь через шесть лет после того, как Глидден взял патент, производство колючей проволоки достигло уровня 36 тысяч тонн в год.
     Фермеры на Великих Равнинах по достоинству оценили новинку. Камень, дерево и другие природные материалы, пригодные для заборов, в тех краях - дефицит. Прежде для ограждений использовали местный медленно растущий, засухоустойчивый кустарник маклюра (несъедобный апельсин). Так что проволока оказалась очень кстати. Прочный, гибкий, недорогой материал, очень удобный в пользовании, оберегал владения от чужого скота и непрошеных двуногих гостей.
            Не обошлось, правда, без конфликтов. Несколько лет продолжались так называемые «заборные войны». Столкнулись интересы фермеров и ковбоев, которые привыкли беспрепятственно пасти животных на свободных пространствах и гнать их потом на бойню по любому понравившемуся маршруту. Колючая проволока положила конец этой вольнице. Фермеры огораживали пастбища и водоемы, блокировали тропы. Волна ожесточенных, порой кровопролитных столкновений прокатилась по Техасу, Нью-Мексико, Вайомингу и некоторым другим штатам.
            Индейцы тоже не приветствовали «колючку», называя ее «канатом Дьявола». Однако перемены уже невозможно было остановить. И очень скоро ковбои оказались не у дел, а их исчезающая профессия стала источником ностальгических сюжетов для кино и литературы.
         Любопытно прочитать книгу Эдварда Абби «Бравый ковбой». Главный герой, анархиствующий молодой человек, в знак протеста режет металлические ограды, которыми скотоводы окружили свои ранчо.
            Однако страсти вокруг колючей проволоки на Дальнем Западе - ничто по сравнению с теми страданиями, источником которых она оказалась в ХХ веке. Она стала оружием еще во время Первой мировой войны. Заграждения, устанавливаемые перед окопами, были важным фактором в расчетах стратегов с обеих сторон. И невозможно подсчитать, сколько жизней оборвалось на острых ржавых шипах...
            Переплетение металлических нитей - это, может быть, последний образ нашего мира, который уносили с собой в небытие узники Варшавского гетто и Освенцима, лагерей в Воркуте и на Колыме.
            Никогда не забуду, как, оказавшись в начале 1960-х годов на Ямале, я видел в тундре то, что осталось от гулаговской стройки. Деревянные бараки уже догнивали, но еще угрожающе звенели на ветру металлические струпья, зловеще чернея на снегу, как искусственные кладбищенские цветы. Неудивительно, что, когда сегодня скульптор ваяет Христа, он водружает ему на голову не терновый венец, а колючую проволоку.
            Джозей Глидден, конечно, в этом абсолютно неповинен. Он построил фабрику для мирной продукции. Предприятие в Декалбе просуществовало до 1938 года. Но к тому времени уже появилось много других. На сегодня запатентовано 400 различных типов колючей проволоки, многие из них несравненно изощреннее и изящнее тех довольно примитивных образцов, с которых начиналась история «Каната Дьявола».

                                                                                                                      ©Л.Борщевский
                                              

                        "КАНАТ ДЬЯВОЛА"                                           ТОРМОЗ ВО СЛАВУ ПРОГРЕССА                                     ВОЗВРАТ

                                    Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделе "Открытие Америки"