ВОЗВРАТ                                         

   
    
Апрель 2006, №4        
 
Окно астролога__________________________   
  Анна Фалилеева      
 
ПРЕРВАННАЯ  ПЕСНЯ                                                        
(ГОРОСКОП ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО)      
                                               
 

         Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года, когда Солнце находилось в Водолее. Как никто другой передал он настроение, состояние, образ мыслей своего поколения. Как никто другой раскрыл проблемы своего времени. Он был простым парнем, таким же, как все вокруг, и в то же время -  талантливым и многогранным поэтом. Одним из лучших поэтов своего времени. Да разве только поэтом? Актером, композитором, бардом - Художником.
        Его имя всегда будет ассоциироваться с Россией. С той Россией, которую мы любили и ненавидели. С брежневским удушливым временем, когда на поверхности все было нормально, а на самом деле - ничего нельзя, с годами, когда никто не говорил правду - ни правительство, ни  поэты. Он был один из немногих, кто не терял связей с реальностью и говорил правду. Пусть иносказательно, но говорил ее, и говорил до конца.
     У него была необычная жизнь - любимец миллионов, он фактически никогда не был ни признан, ни награжден ни как актер, ни как поэт. В то время, когда все пытались приспособиться, он делал все наоборот. Он не пошел ни в Малый, ни в другой славящийся традициями театр. Он стал актером Таганки - самого альтернативного театра своего времени. Женился на иностранке, что тоже было так необычно для брежневских времен.
     Не только судьба, но и гороскоп Высоцкого поражает своей неординарностью. Для астролога это необычное переживание - изучать подобный гороскоп. Мне довелось видеть его на сцене и в жизни, и надо сказать, что Высоцкий очень похож на свой гороскоп.
  
   Сильно развитый первый дом, который характеризует личность человека, говорит о самой главной цели его жизни - выразить себя. Пять планет в одном доме - уже необычное явление само по себе. А если добавить, что эти планеты - Венера, Солнце, Юпитер, Марс и Сатурн, то сразу становится понятным, что мы имеем дело с гороскопом необычного человека. В какой-то степени его можно было бы назвать эгоистом. Но он не был эгоистом в прямом смысле этого слова. Он был сосредоточен на себе, как бывает сосредоточен поэт, когда к нему приходит Муза. Он все время прислушивался к себе, пытался выразить свои внутренние ощущения и страдания.
  
   Его водолейская природа выразилась в том, что он не придавал никакого значения внешней обертке - играл Гамлета в джинсах, жил очень просто и скромно, имел не очень дорогую гитару. Роскошь Парижа или Голливуда не поражала его, он просто ее не замечал, потому что был сосредоточен на своих мыслях. Единственной по-настоящему дорогой вещью в его жизни был Мерседес, который купил опять же не он, - ему подарила его Марина. Стихия земли слабо выражена в его гороскопе. Земные ценности были для него пылью. 
    
  Чувства, мысли и ощущения были значительно важнее. Стихии воды и воздуха и такие знаки, как Водолей, Рыбы, Скорпион и Рак сильно развиты в его гороскопе. Как может быть иначе у поэта? При слабом Марсе в Рыбах поэзия была его единственным средством борьбы за самоутверждение. Зато, что никак не отнять у Высоцкого, так это гигантское честолюбие и желание выделиться. Чем сильнее было сопротивление, тем более возрастало желание. Об этом говорит яркий и сильный Юпитер в 1 доме, а также окружающие его огненная планета Марс и Солнце.
  
   Судя по гороскопу, актерская профессия отнюдь не была для Высоцкого жизненным призванием. Это было наиболее удобное средство выражения. Не найди он такой театр, как Таганка, он бы вряд ли поместился в рамки обычного заурядного театра. Ни в театре, ни в кино, ни в жизни он не был похож на актера. Он был слишком искренним и цельным. У него не было пресловутой «двойственности» и способности к абсолютному перевоплощению, как у «нормальных» актеров. Он всегда выражал только себя, даже когда играл Свидригайлова в «Преступлении и наказании» Достоевского. Высоцкий был Индивиуальностью с большой буквы, по-настоящему оригинальной и неповторимой.
  
     Ему было важно, чтобы люди почувствовали это и любили его как личность. Он очень хотел быть признанным, понятым, знаменитым. И добился этого, хотя так и не получил официального признания. И это убивало его. В центре гороскопа находится очень неблагоприятная конфигурация - тауквадрат - между злыми планетами - Марсом, Черной Луной и Нептуном. Под влиянием этого сочетания планет он находился именно в те моменты своей жизни, когда пил или принимал наркотики. Это была разрушающая конфигурация, которая в итоге привела к его преждевременной гибели. Если бы у Высоцкого был в свое время астролог, он бы непременно обратил внимание на злые планеты в его гороскопе. Нептун в данном случае указывает на опасность приема наркотиков, сильных лекарств, на опасность выпивки. Марс - на то, что его действия могут быть разрушительными и он может погубить сам себя. Черная Луна - на то, что искушение будет так велико, что он вряд ли сможет его пересилить.
        Конфигурация Марса и Нептуна была в его гороскопе «бомбой замедленного действия», ружьем, которое, согласно Чехову, должно обязательно выстрелить в конце пьесы. Он нес это бремя всю жизнь, и ничто
- ни любимая жена, ни успешные концерты, ни дети, ни успехи на сцене, - не смогли предотвратить саморазрушения. Больше всего на свете он нуждался в двух вещах - дружбе и поэтическом признании. Однако первая тонкая книжка его стихов вышла только после его смерти, а друзья отвернулись от него раньше, когда не смогли преодолеть зависть и злость после его встречи с Мариной. 
       Кто знает, не живи Высоцкий в окружении тех друзей, которые у него были, не живи он в той стране, где многие пьют, может быть, он прожил бы намного дольше. Я видела множество более сложных гороскопов с ужасающими показателями, но эти люди выживали, потому что, во-первых, не были под таким сильным влиянием «друзей» (Высоцкий все-таки  был Водолеем, а значит, дружба была самой главной ценностью в его жизни!), а, во-вторых, родились не в России. Возьмите для примера актера Роберта Дауни-младшего. Он активно употребляет наркотики и злоупотребляет алкоголем уже около двадцати лет, но до сих пор жив и практически постоянно снимается. Высоцкий скорее всего бы выжил, будь он на месте Роберта. Но он не был бы тогда Высоцким - Жеглов из «Место встречи изменить нельзя», Володей, который написал песни к фильму «Вертикаль», «Письмо из сумасшедшего дома» и «Я такую же хочу!», …Гамлетом и Лопахиным, - нашим родным и любимым Володей, уход которого по-настоящему оплакивала вся страна. И имя которого навсегда будет связано с русской поэзией...

                                                                                                               ©А.Фалилеева    

                                      Публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделах
                                            
                             "Литературоведение"  и  "Окно астролога"
НАЧАЛО                                                                                                                                                          ВОЗВРАТ