Николай Гумилев:
Александр Куприн:
|
|
...Тем и дорога нам сатира, что она является голосом толпы,
пожелавшей сказать свое мнение о жизни, о мире, обо всем, о чем
обыкновенно говорят избранники. И нет ничего удивительного, что не
научившись благоговеть, она только презирает, но так, что ее презрение
стоит иногда многих благоговений.
Саша Черный избрал благую часть сатиры - презрение. Но у него
достаточно вкуса, чтобы заменять иногда брезгливую улыбку улыбкой
благосклонной и даже добродушной. Он очень наблюдателен и в людях ищет
не пороки, а их характерные черты... Природу он любит застенчиво, но
страстно, и, говоря о ней, он делается настоящим поэтом. Кроме того, у
него есть своя философия - последовательный пессимизм, не щадящий самого
автора. Стих его, оригинальный и разработанный, изобилует интонациями
разговорной речи, и даже его угловатость радует как обещание будущей
работы поэта над собой.
...Саша Черный - один. И в этом-то и заключается прелесть его
оригинальной личности, и оттого-то его еще не успела захвалить и
полюбить почтеннейшая публикум, и оттого-то у него имеется еще пока не
много поклонников и хвалителей, но зато этим поклонникам - друзьям
действительно дорого свободное, меткое и красивое слово, облекающее в
причудливые , каприхные, прелестные, сжатые формы - и гнев, и скорбь, и
смех, и задумчивую печаль, и глубокую нежность, и своеобразное, какое-то
интимное безыскусственное языческое понимание чудес природы: детей,
зверей, цветов.
Изумительно разнообразно творчество этого замечательного поэта.
Сатиры его дышат пламенным гневом щедринской музы, великолепным
презрением, всей остротой и жгучестью меткой насмешки, которая прилипает
к человеку, как клеймо. И сейчас же рядом расцветает у Саши Черного
скромные, благоузанные, прекрасные цветы чистого и мягкого лиризма.
Узость, мелочность, скука и подлость обывательщины отражаются у Саши
Черного чудесными, сжатыми, незабываемыми штрихами, роднящими его только
с Чеховым, совсем независимо от влияния великого художника. И так же,
как Чехов, Саша Черный необычайно мил, прост, весел, трогателен и
бесконечно увлекателен, когда он пишет для детей или о детях.
НАЧАЛО
ВОЗВРАТ |
|
|