|
|
Владимир Гольдин
Израиль, Иерусалим
13 августа 2005г.
О технологии спора
"Каждый
собирает урожай выводов на поле своего опыта".
Увы, -
это не просто афоризм. Это фундаментальный закон наук, в которых опыт не
воспроизводим. Политология, социология и даже экономика именно таковы. В
этих же областях знаний, увы, применим ещё и "парадокс чрезмерной
сложности", который гласит:
"Если проблема по сложности превосходит способности даже гения,
то каждый дурак может выступать специалистом по этой проблеме".
Когда я
первый раз почти сорок лет тому назад сформулировал эти две находки
своему научному руководителю, он меня спросил:
-
Зачем ты об этом пишешь?
-
Чтобы прекратились пустые споры хотя бы в солидных научных журналах.
-
Пустые старания - спорить не перестанут, а тебе
на защите припомнят.
- Но что
плохого в том, чтобы все участники прежде всего старались сложить свои
поля опытов в единое поле, а уж потом блистать
логикой?
- Я думаю,
что это невозможно.
- Но если к
этому не стремиться, то нет и смысла спорить. Результат нулевой.
- Мудро
- так ты и не спорь, ты учи и учись.
Вот я
стараюсь так и поступать, особенно после того,
как с радостью выяснил, что именно такую технологию предлагает и
еврейская традиция.
Согласно
еврейской традиции самые сложные вещи стоит пытаться объяснить с помощью
притчи.
Притча
- это же и есть фрагмент поля опыта.
И я
попытаюсь.
В 1948
году я, как сын офицера, Советской Армии жил с
родителями в Германии. Немецкий я уже знал так же,
как средний немецкий мальчишка (мы приехали к отцу в 1945-ом). Ходил
везде сам с самого начала, то есть с шестилетнего возраста. Я могу лишь
догадываться - почему родители не боялись за меня. Мы много колесили по
Германии. Это случилось в городе Глаухау. И у
меня там уже были друзья-ровесники немцы.
Зима мягкая,
идём кататься на санках с сестрой (ей тогда было шесть). Спуск к озеру
- обрыв, но вдоль него срезали более покатую
дорогу. По ней и катание.
Вдруг
подходит ко мне мордатый парень - немец ростом выше и в плечах шире и
сталкивает мои санки с обрыва. Ясно - хочет
унизить и перед сестрой и перед знакомыми мальчишками. Я оглянулся и
понял - я один. Кругом одно надменное любопытство.
У меня физиономия характерно еврейская, смуглая и кличка в индейских
играх Шварцвольф - чёрный волк. Вот я и кинулся
на обидчика как волк. И получил больнейший удар в нос. Не знаю, сумел ли
я хоть как-то ударить его, но помню, что вытер кровавые сопли и снова
кинулся на него. Получил такой улар в ухо, что на
время оглох, но снова кинулся на него.
И он побежал,
побежал так, что и не догнать.
А я даже не мог
торжествовать победу, но пока я стоял, приходя уже не в себя, а сам не
зная в кого, мне подобострастно принесли мои покалеченные санки.
И почему-то
у всех, кто стоял рядом, лица были испуганные, а
вовсе не надменные.
Недели через
две зашёл я в семью приятеля - Ганса. Его отец-художник
мне и говорит.
- Я всегда считал,
что Гитлер задумал вздор. Еврея нельзя победить.
Ганс подтвердил:
- Теперь наши
мальчишки увидели это своими глазами.
В 1967 году я
работал в "ящике", где делали станции слежения, в том числе за низко
летящими целями.
Самая супер-дупер
станция была поставлена Египту и с ней туда прибыли наши инженеры - не
евреи, разумеется.
Возвращаются они
недели через две после шестидневной войны и радостно,
возбуждёнными голосами рассказывают.
"Прилетел вертолёт с
израильскими коммандос, кстати говорившими по-русски, срезал станцию с
бетонного основания, нас в придачу, и в Израиль. А там спецы посмотрели
на нашу начинку и, опять же по-русски,
изрекли - "Каменный век" и отпустили нас домой".
Короче
- эти русские ребята были в восторге от евреев и
Израиля. Уважение даже на меня излилось, хоть я, если и был тут
причастен, то как раз к проектированию этого самого "каменного века".
Я человек общительный и
толковал тогда об Израиле и победе Израиля и с русскими, и с украинцам
и, даже, с татарами, узбеками, черкесами и осетинами. Все были в
восторге, вопреки официальной трепотне об израильской военщине.
Мораль притчи
простая - только победы увеличивают число наших
друзей, или, хотя бы не врагов. Отступление - это
потеря сторонников. Совершенно независимо, что о нас болтают купленные и
подданные СМИ.
НАЧАЛО
ПРОДОЛЖЕНИЕ
НАЗАД
ВОЗВРАТ
|
|
|