ВОЗВРАТ                                       

   
   
Апрель 2005, №4     

 

Ракурс Истории___________________________        

          Вилен Люлечник        
 

Крым, Дальний Восток и далее... Израиль                      

 

    Вопрос о создании еврейского национального образования на территории СССР обсуждался в течение многих лет. В какой-то мере это объяснялось несколькими факторами. Во-первых, в довоенное время евреи были одним из крупнейших этносов страны, не имевших при этом своей государственности. Во-вторых, создавая еврейское национальное образование, большевики стремились тем самым ликвидировать сионистское движение на территории своей страны. И, в-третьих, после образования Государства Израиль и явной переориентации еврейского государства на США Сталин стремился создать в противовес этому новому государственному образованию еврейскую республику на Дальнем Востоке.

                                Вначале были Крым и Белоруссия...

     
Начиная с 20-х годов проблемой создания национальной государственности евреев занимались специально созданный Государственный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся при Президиуме Совета национальностей ЦИК СССР (КомЗЕТ), который возглавлял тогда П.Г.Смидович. Был еще общественный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся (ОЗЕТ) во главе с Ю.Лариным (М.А.Лурье). Именно Лариным разрабатывалась идея организации еврейской республики в Крыму и поселения на ее территории для создания большинства в этом районе - 280 тысяч евреев. Но это была не единственная попытка. В начале тех же 20-х годов при поддержке Еврейской секции РКП(б) было задумано создание Белорусской еврейской республики. В ноябре 1923 года появился новый проект руководителя еврейской секции РКП(б) А.Брагина, предложившего образовать автономную область евреев на территории Северного Крыма, степной полосы Украины и Черноморского побережья вплоть до границ Абхазии.
       На Западе в лице Джойнта объявился богатый спонсор, обещавший в октябре 1922 года, что вместе с другими еврейскими благотворительными организациями выделит на это 1 млн. 240 тысяч долларов. Так что проекты колонизации степной части Крыма и малонаселенных территорий на юге Украины возникли отнюдь не на пустом месте. Идею создания еврейского национального очага поддержали Троцкий, Каменев, Бухарин, Чичерин, Калинин и даже председатель Всеукраинского ЦИКа Г.И.Петровский. Есть весьма веские основания считать, что и Сталин на первых порах был отнюдь не против этой затеи. Но, как отмечает Геннадий Костырченко в своей работе «Русско-еврейский вопрос в советскую эпоху», существовала и сильная оппозиция этому намерению. Решительно выступал против создания не только национального образования, но и против создания КомЗЕТа нарком земледелия РСФСР А.П.Смирнов. Его поддерживали некоторые украинские руководители, прежде всего нарком юстиции Украины Н.А.Скрыпник и секретарь ЦК компартии Украины Э.И.Квиринг.

  
  И тем не менее КомЗЕТ принял решение о заселении свободных площадей в районе уже существовавших еврейских колоний на юге Украины, а также Северного Крыма. Решения были приняты и на более высоком уровне. 11 февраля 1926 года была создана под председательством Калинина комиссия, по представлению которой Политбюро (!) 18 марта приняло решение, которое гласило: «I. Держать курс на возможность организации автономной еврейской единицы при благоприятных результатах переселения». Присутствуя на проходившем в ноябре того же года съезде ОЗЕТ, Калинин приветствовал идею автономии «в рамках большой задачи сохранения еврейской национальности», для решения которой, по его словам, необходимо было «превратить значительную часть еврейского населения в оседлое крестьянское, земледельческое, компактное население, измеряемое, по крайней мере, сотнями тысяч». Заявление советского «всесоюзного старосты» в западной прессе окрестили по аналогии с декларацией Бальфура «декларацией Калинина». (Г.Костырченко).
        В 1922-1936г.г. были выделены большие земельные площади для еврейских поселений. Именно в это время в Крыму и Украине было создано 5 еврейских национальных районов, 213 еврейских колхозов с 11 тысячами хозяйств, более четырех десятков земледельческих поселений. Общая численность евреев на полуострове накануне войны достигла 65 тысяч, что составляло 8% городского и 3% сельского населения.
       
И тем не менее еврейская республика в этих районах не состоялась. Кроме ряда факторов, обусловивших такое развитие событий, был основной, решающий - рост массового антисемитизма в связи с попытками создания еврейского национального очага. Дело в том, как замечает Г.Костырченко, что на юге Украины, где, как и в Крыму, проводилось землеустройство евреев, насчитывалось до 5 млн. безземельных крестьян из числа коренного населения. На их глазах еврейские колонисты получали бесплатно земельные угодья, заграничную сельскохозяйственную технику, семена, породистый скот, тогда как им власти предлагали искать лучшую долю в обширных пространствах за Уралом.
      
«Отсюда - обостренная антисемитская реакция, которая усугубила и без того критическую общую ситуацию с массовой юдофобией, сложившуюся в стране во второй половине 20-х годов. Тому же способствовали и низкий в целом уровень жизни населения, и массовая бытовая неустроенность. Но еще более серьезными последствиями обернулся слом частнопредпринимательского сектора в экономике. Бруцкус тогда отмечал, что «борьба советской власти с частным хозяйством является в значительной мере борьбой против еврейского населения». В тот период, в отличие от дореволюционного времени, когда в рабочей среде антисемитизма почти не наблюдалось, эта разновидность национальной ненависти проникла на очень многие заводы и фабрики. Именно тогда в рабочей среде закрепилось суждение о том, что евреи «хлеб отнимают». (Г.Костырченко. «Русско-еврейский вопрос в советскую эпоху»).
       Вот так под давлением всех этих факторов была похоронена идея создания еврейской автономии в Крыму. В годы войны, по данным НКВД, на территории Крымского полуострова немцы истребили 67 тысяч евреев, караимов, крымчаков. Еврейское население Крыма исчезло. И тем не менее идею Крымской автономии еврейского народа пытались реанимировать. Но теперь уже против этой идеи выступил сам Сталин. А тех, кто пытался эту идею поддержать, жестоко покарали. Чуть не лишился своего поста и Молотов. На одном из пленумов ЦК по поводу Молотова вождь народов сказал: «Молотов - преданный нашему делу человек. Но нельзя пройти мимо его недостойных поступков. Чего стоит предложение Молотова передать Крым евреям?.. Товарищу Молотову не следует быть адвокатом еврейских претензий на наш Советский Крым... Ясно, что такое поведение члена Политбюро недопустимо..» (Г.Костырченко. Миф о депортации).
     
В этом выступлении обращает на себя внимание то, что Сталин не признает евреев частью советского народа, говоря о еврейских претензиях на Крым. Да и сам факт поддержки идеи о создании автономии возведен им в ранг преступления. Но это уже был конец 40-х годов прошлого столетия. А мы возвратимся в 20-е годы, когда идея Крыма была отвергнута в силу указанных выше причин. Но тут же отметим, что, кроме объективных факторов, не способствующих заселению евреями Крыма, чувствовалось, что и едут туда еврейские поселенцы весьма неохотно. И тогда решили испытать другой вариант. Вот в таких условиях и был разработан Биробиджанский проект.

                                    Евреи - на Дальний Восток!

       Итак, Крымская еврейская автономия так и не была создана. Весной 1927 года в качестве альтернативы было избрано переселение евреев на Дальний Восток. Для этой цели постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 28 марта 1928 года было удовлетворено подготовленное КомЗЕТом ходатайство о закреплении за ним 4,5 млн. гектаров земли в Приамурской полосе Дальневосточного края с целью начать массовое переселение евреев на добровольных началах. Следует отметить, что район, где предполагалось расселить евреев, был беден, изолирован от остального мира и уже только в силу этого не мог привлечь значительного количества переселенцев или удержать большинство тех, кто уже приехал в те края. Вдобавок, этот район кишел насекомыми и паразитами, страдал от непрерывных дождей, а зимой - от лютых морозов, а эпизоотия уничтожала значительную часть лошадей - главной тягловой силы в народном хозяйстве области. И тем не менее еврейскую автономию решили создавать именно здесь. Кстати, и «заграница» поддерживала этот проект. Все отлично понимали, что причиной создания еврейского национального очага была боязнь популярности сионизма среди советских евреев. И хотя новая «еврейская родина» была расположена на восточных окраинах СССР в районе Биробиджана, в малопригодной для обитания местности вблизи китайской границы, тем не менее советская пропаганда, захлебываясь от восторга, всячески благодарила «вождя народов» за то, что он «пожаловал» советским евреям новую Родину. И на протяжении многих лет советская власть поддерживала иллюзию, что Биробиджан - альтернативная родина евреев не только из СССР, но и со всего мира. И, кстати, не следует думать, что ее, эту идею, не восприняли на Западе. Об этом чуть ниже.
      Как отмечает Г.Костырченко в цитируемой выше работе, этот вариант решения еврейского вопроса в СССР представлялся тогда сталинскому руководству оптимальным, особенно в пропагандистском плане. «Во-первых, евреям как бы предоставлялась реальная возможность национально-государственного строительства, что называется, с чистого листа, на необжитой, но собственной территории и превращения в перспективе, в соответствие со сталинским «учением», в полноценную социалистическую нацию. Во-вторых, радикально решалась проблема трудоустройства десятков тысяч разорившихся и оказавшихся безработными в результате свертывания нэпа еврейских торговцев, кустарей и ремесленников, которые теперь могли помочь государству в решении важных экономических и военно-стратегических задач на отдаленной и неосвоенной территории. В-третьих, в отличие от Крыма дальневосточный регион находился на значительном отдалении от центров мировой политики, и Сталин мог без оглядки на внешний мир ставить там свои национальные эксперименты. Наличие там по соседству, на другой стороне советско-китайской границы, поселений казаков-эмигрантов власти СССР не смущали. Наоборот, это воспринималось ими как весьма удачное обстоятельство: ведь благодаря присутствию евреев, мягко говоря, не симпатизировавших бывшим белогвардейцам, надежность охраны границы могла только усилиться. В-четвертых, поскольку начиная с 1927 года вооруженные силы Японии все активнее вмешивались во внутренние дела Китая и с 1931 года начали оккупацию Манчжурии, советское правительство должно было укрепить общую обороноспособность Приамурья, в том числе за счет переселения туда евреев. В-пятых, дальневосточный проект не только не стимулировал рост антисемитизма, а, наоборот - благодаря перемещению евреев из густонаселенной европейской части СССР, с ее исторически сложившимися очагами юдофобии, в почти безлюдный край - достигалось сокращение масштабов этой социальной болезни. И, наконец, захвативший страну пафос индустриализации сделал как бы «немодным» решение еврейского вопроса аграрным способом, который, как уже было сказано выше, в условиях Крыма показал свою экономическую несостоятельность, так как был сопряжен с крупными финансовыми издержками (Г.Костырченко).
       Были сверстаны планы концентрации евреев на Дальнем Востоке. 60 тысяч нужно было переселить до конца первой пятилетки. 150 тысяч - к концу второй. И к 1938 году общая численность еврейского населения в области должна была достигнуть 300 тысяч человек. Но жизнь внесла коррективы в эти планы. В первый же год после прибытия туда поселенцев (1928г.) свыше 60% вернулись обратно. И вместо запланированных к 1933 году 60 тысяч поселенцев-евреев, там было 8,200 человек (Рабби Йосей Телушкин. Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии.)
    
 И тем не менее 4 мая 1934 года решением Политбюро ЦК ВКП(б) Биробиджанский национальный округ был преобразован в Еврейскую автономную область(ЕАО), хотя в количественном отношении ставшая вдруг «титульной» национальность была представлена на этой территории весьма незначительно. Был допущен еще один просчет. Прибывшие на жительство в ЕАО люди отправляли своих детей на учебу в Хабаровск - крупный в то время промышленный и культурный центр на Дальнем Востоке, своего рода столица этого края. Естественно, после учебы молодежь там и оставалась. Это привело к тому, что евреев в Хабаровске было довольно значительное количество. По разным данным, их насчитывалось несколько десятков тысяч человек. И жили они весьма неплохо. Во всяком случае, об антисемитизме до середины 40-х годов там знали только понаслышке.
     При этом советские власти утверждали, что еврейская автономия на Дальнем Востоке учреждена как коммунистический ответ на проект сионистов на Ближнем Востоке. Реакцией на создание Государства Израиль вновь была попытка учредить уже Советскую Социалистическую республику на окраине СССР и переселить туда всех евреев - от колхозника до академика и значительную часть евреев из других стран. Пытались реализовать этот проект в 1948 году. И тем не менее, Запад отнесся к этой идее вполне серьезно. Как сообщает Й.Телушкин, около 1400 коммунистов из США и других стран поехали осваивать Дальний Восток. В связи с начавшимся в Германии антисемитизмом и гонением на евреев Джойнт добился разрешения СССР на переезд из Германии нескольких групп евреев, состоявших в основном из специалистов-врачей, учителей, инженеров и т.д.
       Мало того, специальная комиссия «Агро-Джойнта» побывала в Биробиджане и пришла к выводу о пригодности района для переселения.
      Советское руководство обнародовало планы обустройства в 1935 году - четырех тысяч семей советских евреев и тысячи иностранных семей. Председатель правления «Джойнта» Д.Розенберг вел переговоры с Калининым по поводу размещения европейских евреев в Биробиджане и пообещал содействовать в субсидировании проекта. Даже Сталин был вроде бы не прочь на фоне чинимого Гитлером разбоя над евреями проявить к ним гуманизм и поднять престиж своего режима.
      В какой-то мере причастными к биробиджанскому проекту оказались и германские нацисты. «Речь идет об инициативе, исходящей от структур Центральной имперской службы по делам еврейской эмиграции, которой руководил Р.Гейдрих. Для ее отклонения начальник переселенческого управления Г.М.Чекменев в записке В.М.Молотову от 9 февраля 1940 года прибег к следующему формальному предлогу: «Переселенческим управлением при СНК СССР получены два письма от Берлинского и Венского переселенческих бюро по вопросу организации переселения еврейского населения из Германии в СССР - конкретно в Биробиджан и Западную Украину. По соглашению правительства СССР с Германией об эвакуации населения, на территорию СССР эвакуируются лишь украинцы, белорусы, русины и русские. Считаем, что предложения указанных переселенческих бюро не могут быть приняты..» (РГАСПИ. Ф.151. Оп.I. Д.43 Л.90-92).
      Документ, процитированный выше, настолько важен, что ссылку на источник даю дважды - и на архив, и на труды Г.Костырченко, который ввел этот документ в научный оборот. Оказывается, что значительную часть евреев Европы, в том числе Германии и Австрии, можно было спасти. Но правительство Советского Союза на это не пошло. Сделать это тогда, правда, было уже непросто, но все-таки возможно. Следует отметить, что и до 1940 года поток переселенцев на Дальний Восток резко ограничили. Уже в 1935-1936 переселение тысячи семей оговорили очень жесткими условиями. «...Все переселяемые из-за границы принимают советское гражданство до въезда в СССР и обязуются не менее трех лет работать в пределах Еврейской автономной области; б) Отбор переселяемых ОЗЕТом производится в основном на территории, входившей до Империалистической войны в состав Российской Империи; в) Переселяющиеся в СССР должны иметь при себе 200 долларов».
       Еще более строго к этой проблеме подходили в секретной инструкции «О правилах о порядке въезда из-за границы в СССР трудящихся евреев на постоянное жительство в Еврейскую автономную область». Ими предусматривалось предоставление советского гражданства только «трудящимся» иностранцам - рабочим, служащим, кустарям или земледельцам, не использующим наемный труд, способным к тяжелой физической работе и только после проверки соответствующими органами НКВД. При этом квоты въезда все уменьшались. Так, в 1936-1937г.г. было заявлено, что Биробиджан сумеет принять не более 150-200 семей иностранцев.
      Все это можно объяснить рядом причин. Прежде всего, в стране начался 1937г., известный как период «ежовщины». Массовые репрессии затронули и большинство приехавших из-за рубежа, в том числе почти всех коммунистов - членов компартии США. Далее, организации, которые непосредственно занимались этими проблемами, КомЗЕТ и ОЗЕТ, были разгромлены как «шпионские гнезда», а деятельность такой организации как «Агро-Джойнт», спонсировавшей переселение иностранцев на территорию СССР, в Советском Союзе была запрещена. Все «еврсекции», «евкомы» и прочие еврейские организации были также разгромлены и запрещены, а их руководители и работники почти все уничтожены и причислены к сонму «врагов народа». А с 1938 года переселение даже советских граждан в ЕАО стало почти невозможным. Дальневосточный округ был вскоре переименован в Дальневосточный фронт. Там все время полыхали военные конфликты, и край жил в ожидании войны между Японией и СССР. Въезд в ЕАО был разрешен только по пропускам.
       К идее создания Крымской еврейской республики попытались вернуться в период войны и сразу после нее. Но эта попытка была жестоко пресечена Сталиным. А многие из тех, кто радели за создание еврейского национального очага на Западе СССР, поплатились жизнью.
       В 1948 году попытались под знаменами ЕАК организовать массовое переселение евреев в ЕАО с целью ее превращения в союзную социалистическую республику. Но члены ЕАК отказались возглавить это движение, за что тоже поплатились своей жизнью. Вот так и осталась Еврейская автономная область с минимальным количеством евреев. Но недооценивать труд этих людей нельзя. Вместе с представителями других народов они освоили этот дикий край, построили города и поселки. Ну а как только представилась возможность - двинули на историческую Родину, которую не могли заменить ни Крым, ни Дальний Восток. Да и инициировать этот выезд не пришлось. Движение за возвращение зародилось в недрах самого народа.
      Сейчас в Еврейской автономной области живет от 3 до 4 тысяч евреев, из 200 тысяч населения. Но менять название области ни руководители, ни жители не хотят. Связи с Израилем они поддерживают весьма тесные, да и культуру среди небольшого количества евреев пытаются возродить. Мало того, многие русские почему-то взялись изучать иврит. Видимо, надеются, что, как жителям Еврейской автономной области, им смогут предоставить право на жительство в Израиле. А что? Я бы на такое пошел, если бы решал эти вопросы. Ну а вы, читатель?
                                                                                                           ©В.Люлечник    

               Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделе "История"

КРЫМ, ДАЛЬНИЙ ВОСТОК и ДАЛЕЕ... ИЗРАИЛЬ             ЗАПАДНОУКРАИНСКАЯ ТРАГЕДИЯ            ВОЗВРАТ