Гай
Петроний Арбитр
Ок. 14-66 г.г.
Гай Петроний Арбитр, римский всадник в
сенаторском достоинстве, был одним из приближенных императора
Нерона.
«Сатирикон»
60-е г.г.
Написанное Петронием сочинение «Saturae»
(«Сатиры»)
(лат.) или «Satyricon» («Сатирическая повесть» или
«Сатирические повести») (греч.), у нас называемое «Сатирикон»,
принято считать первым в мировой литературе авантюрным
(плутовским) романом. Называют его еще сатирико-бытовым,
эротическим, первым римским романом, первым реалистическим...
В «Сатириконе» представлена эпоха императорского
Рима I в., дана картина нравов империи, описаны любовные
похождения веселой компании распутников - моральных уродов (как
сказали бы еще вчера, но уже не сегодня), мелких авантюристов и
паразитов, обслуживавших великосветские пиршества, где каждый
пытался перещеголять каждого в беспутстве и бесшабашности.
Из предположительно 20 глав сохранились лишь
отдельные фрагменты произведения: отрывки 15-й, 16-й и скорее
всего 14-й главы, что составляет, по подсчетам специалистов, от
10 до 33 % всего романа. Восстановить сюжет не удалось.
По оценке исследователей, «Сатирикон» стал
уникальным явлением в античном мире. Это прозаическое
повествование, изобилующее стихотворными вставками, сам Петроний
назвал «новым по откровенной непосредственности». В своем
сочинении автор отнюдь не восхищается образом жизни персонажей,
но и не осуждает их, в его холодном взгляде на нравственную
деградацию римского общества неприкрыто сквозит насмешливое
презрение.
Главный герой романа (от его имени ведется
повествование) - юноша Энколпий - вынужденно путешествует с
друзьями по богатым поместьям Италии. Они преступники и в любой
момент могут быть арестованы стражей. Скрываться легче всего
среди богачей, удовлетворяя их самые разнообразные прихоти и по
ходу дела грабя и обворовывая. В перерывах между оргиями друзья
прозябают на дне общества, мыкаются по воровским притонам и
домам похотливых матрон, живут воровством, жульничеством,
подачками. А на пирах отрабатывают угощение натурой, весельем и
болтовней о судьбах литературы и искусства. Энклопий сотоварищи
в вакханалии чревоугодия и разврата, разгуле бесстыдства и
бесчестия чувствует себя как рыба в воде. И вместе с тем эти
жулики плоть от плоти мира продажных судей и судов, бессильных
перед властью денег законов, мира людей, потерявших всякие
нравственные ориентиры.
В дореволюционной России «Сатирикон» был включен
в обязательную программу классического гимназического
образования. Каждый, кто изучал латинской язык, обязан был
вызубрить наизусть самый большой из сохранившихся подлинных
фрагментов романа, обычно его называют «Пир у Тримальхиона». Он
считался одним из самых поучительных текстов древнеримской
литературы, предназначенных для нравственного очищения юношеских
душ. В этом же фрагменте наиболее ярко и изящно описывается
образ жизни разных слоев населения античной империи, что
особенно было ценно для изучавших историю.
Тримальхион (имя его означает «втройне
отвратительный») - бывший раб-проститутка, разбогатевший
вольноотпущенник, хам и неуч, всеми правдами и неправдами
рвущийся в высший «свет», в духовную и властную элиту империи.
Этот литературный герой на долгие времена стал символом
выскочки, благодаря своему отприродному дару торгаша
заправляющего всеми сторонами жизни разлагающегося общества.
В XVII в. французский офицер Ф.Нодо, убежденный
гомосексуалист, опубликовал якобы обнаруженный им полный
«Сатирикон». Роман стал цельным произведением, но непрошенный
соавтор Петрония превратил его в полупорнографическое сочинение
на тему нетрадиционных сексуальных отношений. К сожалению, с
этого времени издатели предпочитают публиковать текст
«Сатирикона» только в обработке Надо.
Самый известный перевод романа на русский язык
принадлежит В.А.Амфитеатрову-Кадашеву, под редакцией Б.И.Ярхо,
впервые опубликованный издательством «Всемирная литература» в
1924г.
Ярчайшим воплощением произведения Петрония в
мировом кинематографе стал фильм «Сатирикон» итальянского
режиссера Федерико Феллини.
© В.Ломов
НАЧАЛО
ВОЗВРАТ
Предыдущие
публикации и об авторе - РГ
- в разделе “Великие
поэты и писатели”
и в
№3 2018