«Вы видели, наверное, покрытые старым теплым золотом потемневшие
холсты,
от времени точно одетые шелковистой кожей, особым пухом, налетом
золотой
Велимир Хлебников
Блистательный Леонардо, универсальный гения Возрождения, - одна из наиболее притягательных личностей в истории искусства. Его «Мона Лиза» - самая известная и любимая картина в мире.
До наших дней дошло немногим более десятка живописных работ Леонардо, поэтому любые новости, связанные с его именем, всегда становились событием мирового масштаба, особенно, если эта новость - обнаружение его ранее неизвестной или затерявшейся картины.
В 2011 году мировые СМИ облетела сенсация: группа арт-дилеров из США объявила, что в их распоряжении находится считавшаяся утраченной картина Леонардо «Спаситель мира».
Это заявление было сделано после многолетней реставрации и сложных экспертиз работы неизвестного мастера миланской школы XVI века. Специалисты, в конце концов, подтвердили, что эта работа и есть пропавший оригинал «Спасителя мира», с которого впоследствии было сделано множество гравюр и копий.
Тогда же вспомнили об удивительной истории 100-летней давности, связанной с явлением на люди другой пропавшей картины Леонардо - «Мадонны с цветком», или «Мадонны Бенуа».
Поэт Велимир Хлебников, восхищаясь шедевром, в то же время, не без оснований, называл эту картину «астраханской Джиокондой».
Картина довольно долго «блуждала» по свету, терялась, находилась, но, в конце концов, ее судьба сложилась счастливо. Итак, все по порядку.
«Мадонна с цветком» - ранняя работа Леонардо да Винчи. Исследователи
считают, что она была создана в 1478 году, когда Леонардо было 26
лет. К этому времени он уже 6 лет работал самостоятельно и был
принят в гильдию живописцев Флоренции.
В работе над «Мадонной» Леонардо одним из первых в Италии
использовал технику масляной живописи, которая позволила ему более
точно передавать фактуру тканей, нюансы светотени, материальность
предметов.
Картина поражает необычностью трактовки персонажей. Фигуры Мадонны и
Младенца тесно вписаны в картину и заполняют ее собой почти без
остатка. Отвлекающие подробности в картине отсутствуют, только
справа изображено стрельчатое окно. Возможно, художник хотел
изобразить в нем вид родного городка Винчи, но, как это часто с ним
случалось, затянул работу или занялся другим делом, оставив эту
деталь незаконченной.
Мария изображена еще совсем молодой, почти девочкой. Она одета по
моде XV века, каждая деталь ее костюма и прически подробно
прописаны. Ребенок смотрит по-взрослому, серьезно и сосредоточенно.
Мать же, вопреки традиционной иконографии, весела и даже шаловлива.
Художник придает ей черты не богоматери, а земной девушки,
послужившей моделью для этого образа.
Мария протягивает сыну цветок с крестообразным соцветием, он
пытается его ухватить, и эта сцена, является композиционным центром
картины. Кажется, что в сосредоточенном младенце, тянущемся к
цветку, есть и знамение грядущих Страстей, и примета эпохи
Возрождения с желанием познать мир, овладеть его тайнами. Именно то,
к чему всегда стремился сам Леонардо.
Современники и коллеги-художники высоко оценили его работу, к автору
пришла слава.
Считается, что Рафаэль и другие художники писали своих Мадонн под
впечатлением знаменитой картины да Винчи.
Однако в начале XVI века «Мадонна с цветком» пропадает из виду. До
конца XVII века она, видимо, находилась в Италии. Затем следы
надолго исчезают, и картину стали считать утерянной.
Впервые о ней вновь заговорили в XX столетии. Поводом стала Выставка
западноевропейского искусства из собраний коллекционеров и
антикваров С.-Петербурга, открытая 1 декабря 1908 года в залах
Императорского общества поощрения художеств. В каталоге выставки под
№ 283 значилось: «да-Винчи (?) Леонардо, 1452-1519. Мадонна. Собр.
Л.Н.Бенуа». Картину предоставила для экспозиции Мария
Сапожникова-Бенуа.
Многие годы «Мадонна» находилась в коллекции ее деда, астраханского
рыбопромышленника, купца первой гильдии Александра Сапожникова,
человека образованного, члена Российского географического общества,
собирателя живописи, кавалера двух золотых медалей за заслуги перед
Отечеством.
Сведения о том, когда и как работа Леонардо попала к Сапожниковым,
появились лишь в 1974 году. Тогда в Госархиве Астраханской области
нашли реестр картин А.П.Сапожникова за 1827 год, где числится
«Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке... Вверху
с овалом. Мастер Леонардо да Винчи... Из коллекции генерала
Корсакова».
Так выяснилось, что картина ранее принадлежала забытому ныне
коллекционеру Алексею Корсакову (1751-1821), генералу от артиллерии,
сенатору, знатоку и ценителю искусства. Свою коллекцию, которая
считалась лучшей в Петербурге, он собирал более 30 лет.
После смерти сенатора его коллекцию, в которой были шедевры Рафаэля,
Рени, Тициана, Пармиджанино, Рубенса, ван Дейка, Тенирса,
Рембрандта, Пуссена, Дюрера, Мурильо, выставили на аукцион в 1824
году. Императорский Эрмитаж тогда приобрел несколько работ, но
скромную «Божью Матерь» за 1400 рублей купил астраханский купец А.П.Сапожников.
Поскольку доска, на которой была написана картина, находилась в
плачевном состоянии, реставратор Евграф Короткий в том же году
мастерски перевел«Мадонну» с доски на холст.
Спустя 56 лет сын А.П.Сапожникова, тоже Александр, продолжатель
дела отца и наследник значительной части коллекции, преподнес
«Мадонну» в качестве подарка дочери Марии, выходившей замуж за
архитектора Леонтия Бенуа.
Владельцы произведения всегда были уверены, что их «Мадонна» -
творение Леонардо, но это надо было обосновать. В 1912 году художник
и главный хранитель картинной галереи Эрмитажа Эрнест Липгарт сумел
доказать, что картина действительно принадлежит кисти великого
художника. Липгарт учился во Флорентийской АХ. Историю искусства он
напрямую изучал в ведущих музеях Германии, Испании, Англии и Италии.
В 1909 году атрибуцию полотна подтвердил крупнейший авторитет в
области искусства Возрождения, американский историк искусств Бернард
Беренсон.
В Британском музее среди набросков, сделанных Леонардо, были найдены
два листа, на которых изображена вся композиция этого произведения.
Очень близок к готовой картине и рисунок, хранящийся в Лувре.
Так «Мадонна с цветком» великого Леонардо вновь предстала миру.
В 1912 году Бенуа решили продать «Мадонну с цветком» уже как работу
да Винчи. С целью оценки и проведения экспертизы её вывезли в
Европу. Известный лондонский антиквар Д.Дювин оценил картину в 500
тысяч франков (порядка 200 тысяч рублей), американцы предложили
значительно больше.
Мария и Леонтий Бенуа хотели, чтобы «Мадонна с цветком» осталась в
России, например, в Эрмитаже.
Директор Эрмитажа граф Д.И.Толстой обратился по этому вопросу к
Николаю II.
За картину предложили 150 тысяч, притом в рассрочку. Владельцы
приняли это предложение.
В 1913 году «Астраханский вестник» сообщал, что картина Леонардо да
Винчи, приобретенная в Астрахани 100 лет назад господином
Сапожниковым, при тщательнейшем и долгом исследовании в Петербурге
признана произведением кисти великого Леонардо да Винчи и займет
место в Эрмитаже.
Астраханка М.А.Сапожникова-Бенуа уступила полотно за сумму не
столь значительную, лишь бы оно не покинуло Россию. Велимир
Хлебников, разразился по этому поводу восторженной статьей, но
сожалел о том, что «астраханская Джиоконда» уже никогда не вернется
в город на Волге.
В январе 1914 года «Мадонна с цветком» поступила в Императорский
Эрмитаж. Она выставлена в Двусветном зале Большого (Старого)
Эрмитажа -
главном зале невской анфилады. Декор зала создан
архитектором Андреем Штакеншнейдером в 1850-е годы в духе Большого
стиля Людовика XIV. Ныне это «Зал Леонардо да Винчи», где хранится и
другая работа великого мастера - «Мадонна Литта», приобретенная
когда-то в Милане.
Благородство Марии и Леонтия Бенуа было высоко оценено обществом.
Вскоре шедевр Леонардо «Мадонна с цветком» превратился в «Мадонну
Бенуа».
В 1978 году картине исполнялось 500 лет.
К этой дате была проведена ее серьезная реставрация: удалили
загрязнения и поздние записи, укрепили красочный слой, восстановили
лаковое покрытие, а для защиты шедевра от опасных воздействий
картину поместили в специальный застекленный футляр.
Вот, что сказал об авторе «Мадонны Бенуа» выдающийся русский
художник и писатель Николай Рерих: «И сегодня творчество Леонардо
является для нас пока ещё недостижимым образцом, где слились воедино
качества учёного-творца и художника-мыслителя». Вот почему так важно
выявлять и сохранять наследие великого Мастера.
© В.Койфман
ВОЗВРАТ
См. также раздел "Художественная Гостиная"