ВОЗВРАТ                                       

   
    
Май 2016, №5        
 

          Заметки об Искусстве_______________                             Валерий Койфман     
 

Эгон Шиле. Нарушитель спокойствия в храме искусств          

     

                                                                                          «Я продвинусь так далеко, что людей охватит
                                                                                          страх от живой силы моих произведений»
                                                                                                                                        Эгон Шиле


        Художник Эгон Шиле (Egon Schiele) прожил короткую и яркую жизнь. Наряду с Густавом Климтом и Оскаром Кокошкой он считается выдающимся мастером австрийского модерна. Шиле предвосхитил экспрессионизм, хотя никогда не принадлежал к этому движению.
   Эгон появился на свет 12 июня 1890 года в городке Тульн-на-Дунае и рос в семье Адольфа Шиле, начальника железнодорожного вокзала. Уже в 7 лет наблюдательный мальчик, которого многие считали вундеркиндом, изрисовал целый альбом c картинками, на которых он с подробностями изобразил вокзал, паровозы, вагоны, точно выписывая сложные детали. По настоянию отца Эгон поступает в гимназию в Клостернойбурге под Веной, но продолжает свое увлечение рисованием, даже в ущерб занятиям в гимназии.
   В 1905 году в возрасте 54-х лет умирает Адольф Шиле. Вскоре юноша переезжает в Вену и успешно сдает экзамены в Акадаемию художеств (класс профессора Грипенкерля). Когда профессор впервые увидел рисунки Шиле, то не поверил, что их мог сделать 16-летний юноша. Кстати, в 1907 году Грипенкерль «завалил» поступавшего в Академию А.Гитлера.
       Оказавшись в Вене, Шиле заинтересовался современным искусством, прежде всего работами художников «Венского сецессиона», но в Академии продолжал усердно рисовать античные фигуры.  
       В конце концов, Эгон серьезно поссорился со своим учителем, который был раздражен неакадемической манерой рисования Шиле, а также его моральным обликом, ибо молодой художник часто уж очень близко знакомился с девушками-моделями. Чтобы не возбуждать скандала, Эгон вообще уходит из Академии.
       Еще во время учебы он совместно с друзьями основал «Группу нового искусства», и с конца 1909 года они стали организовывать свои выставки.
       Шиле удалось лично познакомиться с Климтом и показать ему свои работы. Пораженный мэтр заметил, что в них, безусловно, «есть талант и... даже слишком много таланта». Климт любил поощрять молодых художников. Он помогал Шиле, покупая его рисунки, находя для него модели и представляя его потенциальным заказчикам.
 
     Красота и чувственность картин Густава Климта особенно привлекали юношу. Правда, очень скоро Эгон создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре. Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню». Необычность его картин вызывала сильные эмоции у зрителя, и созерцание их было занятием весьма непростым. Друзья Шиле вспоминали, что студия Шиле обычно была наводнена молоденькими девушками, в том числе и несовершеннолетними.
  
    Будучи превосходным рисовальщиком, Шиле делал много рисунков, некоторые из которых были чрезвычайно эротического характера. Эгон делает это своим дополнительным доходом, ибо рисунки пользовались большим спросом у коллекционеров.
 
     Главная тема творчества Шиле на протяжении всей его жизни - автопортреты. Писатель и критик Артур Рёсслер так описывал художника: «Он был высок, строен и гибок, у него были узкие плечи и длинные угловатые руки и пальцы. У него было загорелое безбородое лицо, обрамленное длинными темными непослушными волосами. Говорил он лаконично, и часто использовал афоризмы, что придавало его речи особую значимость».
  
      Для Шиле, современника Фрейда, автопортрет был не зеркалом, фиксирующим внешность, а средством проникнуть в самые сокровенные области подсознания. В своих исследованиях Шиле был пугающе откровенен, он часто изображал себя обнаженным, пристально рассматривающим свое тело, и некоторые его автопортреты непривычны даже современному зрителю.
  
     С такой же экспрессией и осознанием скрытой сути натуры он рисовал портреты женщин и «ню».
 
    Живопись Эгона Шиле необычайно графична. Он всегда использует контраст светлого и темного, что сразу же привлекает взгляд. Главное время года его картин - осень, а цвета - кремовый, красновато-рыжий, темно-коричневый. В откровенной манере Шиле изображает людей не только без одежды - они без кожи. Их тела, открытые для мира и для боли, изломанны внутри и снаружи. Изломанность веток у дерева снаружи, у человека - внутри. Ветви - трещины в небе и камне. Нервы - трещины в теле.
  
     Будучи еще совершенно молодым человеком, Эгон Шиле приходит к убеждению, что смерть и болезнь, страдание и бедность обостряют ощущение ценности жизни и красоты, что красота наивысшая, загорается на границе жизни и смерти. Ее роль в том, чтобы отцвести, заболеть, а свой триумф она справляет в тот момент, когда «искажается». «Alles ist lebend tot» («живя, все мертво») - смысл этих слов Эгона Шиле в том, что в живом гнездится смерть. Но смерть внутри жизни усиливает яркость последней.
 
     В 1911 году Шиле встретил 17-летнюю Валли Нойциль, которая послужила моделью для ряда его лучших картин.
Известно, что Валли была ранее моделью Климта. Молодые люди поселились в маленьком городке Крумау. Сожительство с юной Валли неожиданно вызвало резкое недовольство местных жителей. Тогда молодые люди переехали в городок Нойленбах, недалеко от Вены. Студия Шиле опять стала сборищем для многих неблагополучных подростков. Здесь богемное поведение художника тоже вызвало раздражение и враждебность окружающих. Полиция обнаружила в его студии рисунки, которые были признаны порнографическими. В суде, художник был признан виновным в распространении непристойных изображений в месте, доступном для детей, и приговорен к 3-х дневному заключению с конфискацией скандальных рисунков.
       Несмотря на шумиху вокруг своего имени, а может и благодаря ей, Эгон становится модным венским художником, и его слава как художника среди коллекционеров и искусствоведов Европы постоянно растет. С 1913 года в своих многочисленных зарисовках Шиле разрабатывает глубоко индивидуальную манеру изображения обнаженных или полуобнаженных женских моделей, которые ныне считаются лучшими его работами. К тому же он любил не дорисовывать некоторые части тела, что усиливает у зрителя шокирующие ощущения.
 
    В июне 1915 года Шиле расстался с Валли и женился на Эдит Хармс, которая жила с родителями недалеко от студии художника. Эта перемена была продиктована желанием Шиле прервать охладевшие отношения с Валли. Шла война, и через 4 дня после свадьбы художник был призван в армию, в команду, конвоировавшую русских военнопленных. Сохранилось множество его выразительных рисунков безвестных русских солдат. Несмотря на войну, цены на картины и рисунки Шиле рвались вверх, а с ними росло и число заказов, особенно на портреты.
    В 1917 году Шиле вернулся в Вену. Теперь он ведущий австрийский художник молодого поколения, власти даже просят его принять участие в выставках в Стокгольме и Копенгагене. Художник почти отказался от экспериментов с экстремальной живописью. Человеческие тела на его картинах стали более гармоничными, цвета более мягкими, приближаясь к классическим нормам красоты. Эгон и Эдит переезжают в новый прекрасный дом, они хотят открыть в нем школу живописи. Однако наслаждаться совместной жизнью им пришлось недолго, так как Эдит, будучи на шестом месяце беременности, заболевает «испанкой» и вскоре умирает. Через три дня, 31 октября 1918 года тоже от
«испанки» оборвалась жизнь и самого художника.
      Эгону Шиле, возмутителю спокойствия в искусстве, было всего 28 лет. Незадолго до своей смерти художник написал знаменитое полотно «Семья» (Австрийская галерея, Вена), изобразив на нем себя, свою погибшую жену и их не родившегося ребенка. Это, пожалуй, самая трагичная работа мастера. Художественное наследие художника составляют более 300 картин и несколько тысяч рисунков.
       Самое полное в мире собрание произведений Эгона Шиле (250 живописных и графических работ) находится в Музее Леопольда в Вене. Об Эгоне Шиле написано множество монографий, статей и даже два романа («Высокомерие» Джоаны Скотт и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса), а в 1981 году о нем снят художественный фильм «Эгон Шиле - Жизнь как эксцесс» (совместное производство ФРГ, Франции и Австрии).
 
     Страсти по Эгону Шиле продолжают будоражить мир искусства. На аукционе Sotheby's в 2011 году пейзаж Шиле «Дома с пестрым бельем. Пригород II» (1914), выставленный Музеем Леопольда (Вена) для покрытия расходов по реституционным процессам, ушел с молотка за рекордные $ 40 млн, побив предыдущий рекорд цены на работы Эгона Шиле, принадлежавший его картине «Одинокие дома» (1915), проданному на торгах Christie’s в ноябре 2006 за $36 млн. Интерес к картинам Шиле понятен: его работы маслом чрезвычайно редко появляются на рынке.

                                                                                                                                   © В.Койфман 

                                                  Мир Эгона Шиле

НАЧАЛО              Предыдущие публикации и об авторе -  в разделе "Художественная Гостиная"                      ВОЗВРАТ