ВОЗВРАТ                                       

   
     
Январь 2016, №1      
 

          Заметки об Искусстве______________                             Валерий Койфман     
 

Художник Луи Дагер и его дагеротипы                      

     

                                                Луи Дагер. Фото. Бульвар в Париже, 1838

       На шумных балах парижской богемы молодой театральный художник Луи Дагер привлекал к себе людей особым обаянием, присущим человеку жизнерадостному, общительному и ловкому. К тому же он был отличный танцор и даже выступал в балетных эпизодах на сцене Гранд-Опера.
   
    Детство Луи Жака Манде Дагер (Дагерр) провел в городке Кормей близ Парижа, где он родился в семье мелкого чиновника 18 ноября 1787 года. Луи посещал лишь начальную школу, он приобрел умение писать почти без ошибок и хороший почерк. Об успехах в прочих науках не было и речи.
         Отец был счастлив, пристроив своего сына учеником к архитектору в Орлеане. Рад был и Луи, который с детства любил рисовать, имел меткий глаз, твердую руку и уже знал некоторые правила перспективы. В 1804 году честолюбивый юноша покидает Орлеан и отправляется за славой и деньгами в Париж. Он на три года становится учеником декоратора в Гранд-Опера.
       Затем Луи почти 10 лет трудился как художник у Пьера Прево, известного мастера панорамной живописи.
    С 1816 года Дагер становится главным художником театра Амбипо-Комик. У него был природный дар декоратора, великолепное чутье на световые и перспективные эффекты, а механику сцены он знал досконально. Вскоре многие парижские газеты начали писать, что на сцене театра и смотреть нечего, кроме декораций господина Дагера. Луи становится самым известным театральным художником Парижа. Он и впрямь творил чудеса: на театральной сцене возникали сказочные дворцы, парки, леса, струились потоки воды. А ведь ни электрического, ни газового освещения еще не было, и источником света служили лишь масляные лампы.
  
     В 1822 году Луи решает уйти из театра и работать самостоятельно. Дагер задумал и создал в специальном павильоне диораму, зрелище, которое не шло ни в какое сравнение с существовавшими тогда панорамами. Художник показывал публике впечатляющие световые сюжеты: «Дремучий лес в разные часы дня», «Извержение Везувия», «Могила Наполеона на острове Св. Елены» и другие. Диорама состояла из картин, построенных в нескольких планах. Изображения были нарисованы по обе стороны полупрозрачного полотна и попеременно освещались спереди и сзади через огромные окна, которые перекрывались подвижными прозрачными цветными экранами-светофильтрами.

                                                                          

                                                                   

        Это была мастерская работа. Зрители могли, например, увидеть собор снаружи, а потом вдруг оказаться в полумраке уже внутри его, улица темнеет, загораются свечи, собор заполняют прихожане, звучит орган... Полный эффект присутствия. Огромные диорамы Дагера, сюжеты которых менялись каждые полгода, имели оглушительный успех у публики.
       Для диорам Дагеру приходилось делать множество панорамных зарисовок с натуры с помощью камеры-обскуры (лат. camera obscura - темная комната) - ящика с отверстием в одной из стенок и экраном из матового стекла или тонкой бумаги на противоположной стенке. Чтобы упростить создание картин для диорам, Дагеру пришла совершенно фантастическая мысль научиться надолго сохранять реальные изображения, создаваемые объективом на экране камеры-обскуры.
   Со свойственной ему одержимостью художник принимается за работу, пока не зная толком даже с чего начать.
    Случайно Дагер узнает, что в городке Шалон-сюр-Сон в Бургундии живет некий Нисефор Ньепс, который много лет занимается той же проблемой и, якобы, даже достиг некоторых успехов.
       В 1829 году Ньепс, покоренный обаянием Дагера, сам предлагает ему заключить договор о сотрудничестве. Луи, с его деловой хваткой, быстро понял, что истинным результатом их работы должна быть не просто помощь художнику в его работе, а такое изобретение, которое потрясет воображение, затронет всех и каждого. Дагер даже забросил живопись, не жалея сил трудясь над своей идеей. В 1833 году Ньепс скончался, и Дагер стал продолжать опыты сам, но, будучи человеком честным, он включает в договор сына Ньепса, Исидора. Дагер активно вносит различные изменения в процесс Ньепса, однако заметных улучшений не достигает.
       Лишь после 11 лет (!) обескураживающих экспериментов с различными материалами и химикатами Дагеру сказочно повезло. В 1837 году он все-таки нашел метод, позволивший существенно продвинуться вперед к своей мечте. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать изображение на полированной поверхности серебряной пластины, пропитанной парами йодида, которые делали ее чувствительной к свету. Эту пластину он помещал в камеру-обскуру, подвергал экспозиции (световому воздействию), а затем проявлял парами ртути и фиксировал изображение, промывая пластину сильным раствором поваренной соли и горячей водой. В результате смывались частицы, не подвергшиеся воздействию света. Время экспозиции пластины в камере-обскуре составляло от 15 до 30 минут (при методе Ньепса - до 8 часов!)
   
    В результате получалась единственная пластина с неисчезающим зеркальным позитивным изображением, названная автором в честь себя «дагеротипом». Дагеротипы (дагерротипы) передавали мельчайшие детали снимаемых объектов. Это позволяло при получении на дагеротипе изображений, «нарисованных» светом, избавиться от услуг не только художника, но и гравера.

          
       Уже в 1838 году Дагер перемещался по Парижу со своим тяжелым и громоздким оборудованием и делал дагеротипы на улицах и бульварах. Он показывал их писателям, художникам и редакторам парижских газет, которые сделали его изобретение популярным. Знаменитый дагеротип с изображением бульвара в Париже (1838) стал символом зарождения фотографии.

                       

       Правда, сущности своего процесса изобретатель никому не открывал. Лишь 19 августа 1839 года способ дагеротипии был обнародован на объединенном заседании Академии наук и Академии изящных искусств. Десятиминутный доклад вызвал настоящую бурю. Имя художника-декоратора Дагера было провозглашено печатью, как одно из славнейших имен современной Франции, а его открытие светописи рассматривалось как благодетельный дар, которым цивилизация обязана французскому гению.
       Брошюра с описанием процесса в течение года выдержала 30 изданий во Франции и шесть за ее пределами, а увлечение дагерротипией стало всеобщим. Ни одно техническое открытие того времени не вызвало к себе внимания подобного масштаба. Крупнейшие ученые из разных стран стремились лично познакомиться с Дагером. Академии и научные общества Австрии, Баварии, Шотландии, США присвоили ему дипломы почетного члена. Король Луи Филипп произвел изобретателя в офицеры Почетного легиона и назначил ему пожизненную пенсию в 6 тысяч франков в год.
   В том же 1839 году Дагер вместе c родственником Жиру начал делать для продажи первые камеры-дагеротипы. Все они вместе с наставлением о пользовании, были распроданы в течение нескольких дней. К 1841году была создана камера меньшего размера, а ее вес уменьшился в 10 раз. К тому же ученые, художники и любители улучшили процесс дагеротипии. Им удалось сократить время экспозиции до нескольких минут, а также изобрести средства защиты снимков от повреждений и царапин.
       Слава и признание Луи Дагера росли по мере того, как распространялся по миру его способ получения изображений, называемый ныне фотографией. После опубликования данных о своем процессе авт
ор уже не внес в него практически ничего нового. До своей скоропостижной смерти в 1851году Дагер жил уединенно в славе и почете недалеко от Парижа, вернувшись к своей «первой любви», к живописи.
       Французское Общество изящных искусств поставило Дагеру памятник на его могиле на кладбище Пти-Бри-сюр-Марн. Достойный монумент был воздвигнут изобретателю на его родине, в Кормейле. Имя Луи Жака Манде Дагера, простого и вроде бы не слишком образованного художника-декоратора, внесено в список величайших ученых Франции, помещенный на первом этаже Эйфелевой башни.

                                                                                                                              © В.Койфман 

НАЧАЛО        Предыдущие публикации и об авторе -  в разделе "Художественная Гостиная"                ВОЗВРАТ